Журналистика первой четверти 19 века. Печать декабристов
Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине 18 века. Первая российская газета «Ведомости».
Зарождение русской журналистики в XVIII в. было подготовлено всем ходом предшествующего развития общественной и культурной жизни, особенно второй половины XVII в.— времени формирования русской нации, русской государственности, а также техническим прогрессом в области полиграфии.
Зарождение периодической печати — факт огромного общекультурного значения.
На Руси первыми письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV-XVI веков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 году первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую книгу “Апостол”. С печатным станком возникло мощное оружие идеологической и политической борьбы. Иван Грозный борется против мятежного боярства не только с помощью опричников, но и широко используя могущество слова. Книгопечатное дело особенно поддерживали Борис Годунов и патриарх Иов. В отличие от западных стран, где господствовала частная инициатива, издание книг в России было государственной монополией, причем все книгопечатание сконцентрировалось на московском Печатном дворе. Правда, недолго существовала еще и Верхняя типография в Кремле (1678-1783 г.г.), организованная для печатания литературных трудов Симеона Потоцкого — наставника детей царя Алексея Михайловича. Первыми печатными изданиями были книги религиозного содержания, но в последней четверти XVI века начинают появляться и светские издания. Конечно, они не могли заменить собой газету или журнал, призванные освещать важнейшие вопросы современной жизни.
Между первой печатной книгой и первой русской газетой особое место занимают так называемые “Вестовые письма”, или “Куранты” (от французского слова “courant” — текущий), выходившие с 1655-1701 годы. “Курантами” обычно назывались голландские периодические органы XVII в. (“Amsterdamische Courant” и др.), откуда и было заимствовано называние русских рукописных газет.
В России при дворе царя существовал обычай переводить и переписывать новости из заграничных газет. В Посольском приказе известия о сражениях, взятии городов, появлении комет, приемах послов и т.п. в русском переводе заносились на узкие длинные листы бумаги — “столбцы”, которые подклеивались один к другому (получался свиток в несколько саженей), Составлялись “Куранты” два-четыре раза в месяц в двух-трех экземплярах, прочитывались царю и его ближайшим боярам, а затем отправлялись в приказ Тайных дел, так как считались секретными материалами . Отсутствие не только газеты, и даже закрытость, недоступность такого протоиздания, как “Куранты” вело к созданию информационного вакуума, который заполнялся молвой, переносимой странниками, юродивыми, сказителями былин.
Русская общественная мысль развивается в русле общеевропейского движения, что обусловлено ростом политических, экономических и культурных связей с Западом.
На западе печатные периодические издания возникли после изобретения книгопечатания (в 1450 г. Иоганн Гутенберг в Германии предложил наборный шрифт вместо традиционной доски, на которой вырезали буквы). Слово “газета” — итальянское. Так называлась мелкая монета, составляющая цену письменного сообщения о какой-либо торговой новости. В Венеции, городе, который в XVI веке был одним из центров мировой торговли, собирались известия со всех сторон света. Предприимчивые писцы размножали от руки эти сообщения и продавали их деловым людям, требуя за каждый экземпляр “gazzetta”.
Конец XVII и начало XVIII в. –это переломный период в истории России, период создания феодально-абсолютистского государства, связанный с преобразовательной деятельностью Петра I, наложившей отпечаток на дальнейшее развитие всех сторон русской жизни.
Реформы были необходимы для укрепления внешнего и внутреннего положения дворянского государства. В создании военно-бюрократической монархии Петр видел условие для преодоления отсталости страны.
Еще до прихода к власти Петра перед Россией стояла задача завоевать свободные выходы к Черному и Балтийскому морям, открыть путь в Европу. В противном случае страна, отстававшая от Западной Европы и экономически, и политически, и в области культуры, могла потерять свою самостоятельность. Войны, предпринятые Петром (1696 г.—завоевание Азова, 1704 г.—занятие Нарвы, победоносная Полтавская баталия 1709 г.), обеспечили возможность существования русской государственности. Длившаяся 21 год Северная война закончилась утверждением России на берегах Балтийского моря.
Перед Россией стояла задача создания культуры и словесности общеевропейского типа и в то же время глубоко национальной, русской.
Большого развития в сравнении с предшествующим периодом достигло издательское дело, которое раньше служило преимущественно нуждам Церкви. Теперь книгопечатание было поставлено на службу государственной, преобразовательной деятельности Петра. Открылись новые типографии в Москве, Петербурге, за границей. В первые 25 лет XVIII в. вышло больше книг, чем за два предыдущих столетия (600 книг и брошюр).
Каждая книга, изданная в Петровскую эпоху, вводила в мир новых понятий, способствовала расширению кругозора.
Важнейшим событием русской культурной жизни было издание первой официальной газеты “Ведомости”, положившей начало русской периодической печати.
15 декабря 1702 г. Петр Первый подписывает указ о печатании “Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах”, днем позже он предписывает печатать газеты “для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях”, и уже 17 декабря того же года вышел первый номер первой русской печатной газеты (не сохранился). Это событие послужило поводом к установлению с 1991 г. Дня российской прессы 13 января. Слово “газета” ничего не говорило русскому человеку, а “ведомость” (от “ведать” — знать) было всем понятно. А поскольку печатное издание дает не одну весть, а несколько, то название “Ведомости” закрепилось за новым изданием надолго. Спустя десять дней после первого номера, 27 декабря выходит второй номер, имеющий особое название “Юриал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году”. Текст его содержал описание осады Нотебурга [12].
. В третьем номере сообщалось, что “на реке Соху близ Казани нашли много нефти и медной руды”, что “индийский царь прислал в дар великому государю нашему слона”, что “в математической штюрманской школе больше 300 человек учатся”, “поведением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили”.
Но главная тема издания — Северная война. В неудачном бою под Нарвой в 1702 г. русская армия потеряла свою артиллерию, солдаты переживали поражение; нужно было вдохнуть в них бодрость, убедить, что армия скоро обретет и артиллерию и мощь. Поэтому в третьем номере сообщалось, что в Москве уже вылито 400 пушек, медных гаубиц и мортиров. “А меди ныне на Пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40000 пуд лежит”. Цели публикации этой секретной информации, раскрывающей военную тайну, очевидны: ободрить армию, предупредить шведов от новых нападений, поднять авторитет России за границей.
А через несколько лет, 27 июня 1709 года, в день победы под Полтавой, Петр I пишет первый в русской журналистике репортаж — дает описание Полтавского боя, опубликованное в № 11 “Ведомостей”: “сего дня на самом утре жаркий неприятель нашу конницу со всею армиею конною и пешею атаковал, которая хотя зело по достоинству держалась, однако ж принуждена была уступить, токмо с великим убытком неприятелю”. Шведские полки попытались развивать наступление, “против которого наши встречу пошли и тако оного встретили, что тотчас с поля сбили и пушек множество взяли”. Автор упоминает о мифологическом сыне бога Гелиоса — Фаэтоне, который не справился с солнечной колесницей и был поражен молнией Зевса, иносказательно высказывается о судьбе шведского короля — “с нами ли или со отцы наши обретается”, т.е. жив он или умер. Все это делается для того, чтобы оживить официальный текст, сделать его интересней, ясным. Хотя первым редактором “Ведомостей” был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов, а после перевода газеты в Петербург — директор столичной типографии Михаил Абрамов, Петр сам редактировал порой целые номера, он отбирал материалы для газеты, снабжал ее поступающими к нему документами и письмами.
Наивысший тираж — 4 тысячи экземпляров — пришелся на номер, вышедший 22 марта 1703г.; известие о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2500 экземпляров и разошлось целиком, но ряд номеров не находил распространения и оставался на Печатном дворе. В 1708 г. тираж “Ведомостей” колебался от 150 до 1000 экземпляров, а в 1724г. он снизился до 30 экземпляров. Стоила газета от одной до четырех денег, дневной заработок наборщика “Ведомостей” не превышал три деньги (деньгой называлось полкопейки). Первыми “штатными” работниками русской печати были Борис Волков — переводчик Посольского приказа, ставший редактором “Ведомостей” в 1719 году, и Яков Синявич, отвечающий за информацию о внутренней жизни страны, освещение придворной хроники и деятельности коллегий (правительства).
Хотя газетные жанры еще не сложились, тем не менее, в некоторых публикациях прослеживаются их контуры. Так, 1 июля 1719 г. в “Ведомостях” на 22 страницах описывается празднование дня Петра и Павла в Петербурге. Первая половина отчета — это пересказ проповеди митрополита Стефана Яворского о величии Петра I, вторая — содержит рассказ о самом празднике. Если проповедь можно отнести к ранним образцам публицистики в русской прессе, то в рассказе, помимо элементов отчета, есть и приметы репортажа. Автор описывает “гульбу в вертограде царском, иде же все чувства насладилися”.
Петровские “Ведомости” не имели еще постоянного наименования. Это и “Ведомости Московского государства”, “Ведомости московские”, “Российские ведомости”, а иногда заглавием становилось определение напечатанного в газете официального документа: “Реляция”, “Подлинное доношение”.
После смерти Петра Великого изменился и характер задуманного им и осуществленного газетного проекта.
В конце 1725 г. была открыта в Петербурге задуманная еще Петром Академия наук с университетом и гимназией при ней. С 1728 г. Академия издает петровские «Ведомости», газета стала именоваться «Санкт-Петербургскими ведомостями» (в советское время именовалась сначала «Петроградской правдой», а затем —до сентября 1991 г. «Ленинградской правдой», после чего вернулась к первоначальному названию — «Санкт-Петербургские ведомости»).
Первым редактором (с 1727 по 1730 год) был Г. Ф. Миллер, который подбирал материалы для каждого номера газеты, переводил иностранные известия, черпая их из заграничной прессы, читал корректуру и следил за выпуском номеров в свет. Миллер приехал в Россию из Германии в 1725 г., был зачислен студентом Академии наук и одновременно начал преподавать латинский язык, историю и географию в академической гимназии, а в 1748-1750г.г. работал ректором Санкт-Петербургского университета.
На протяжении всего XVIII века «Санкт-Петербургские ведомости» продолжали выходить дважды в неделю. Кроме того, газета имела «Суплемент» (от латинск. — добавление, дополнение.) — 12 номеров, в которых печатались разнообразные дополнительные материалы, например, парламентская речь английского короля, манифест короля шведского, указы об изъятии гривенников 1726 и 1727 годов, о вывозе товаров в Ригу и Ревель и т.д. В течение года было издано в качестве приложений четыре реляции — о въезде Петра II в Москву, о его коронации и о похоронах царевны Анны Петровны. Вскоре к иностранным и внутренним известиям добавились объявления о торгах, подрядах, продажах, о выходе новых книг, театральных спектаклях и т.д.
С «Санкт-Петербургскими ведомостями» связан важный этап участия в русской периодической печати М. В. Ломоносова.
Журналистика первой четверти 19 века. Печать декабристов.
Журналистика начала 19 в. опиралась на традиции и завоевания печати 18 в. За сто лет своего развития русская журналистика достигла немалого. Возникнув по воле Петра I, печать отражала не случайную прихоть одного лица, а являлась следствием роста национального самосознания и культуры, была насущной потребностью общества и государства. Несмотря на строгий надзор правительственных и церковных служащих разного ранга, русская журналистика к середине века встала вровень и даже выше европейской печати по своим связям с передовой литературой и освободительным движением.
Исследователь Есин так определяет: журналистика 18 в. по своему составу, идеям была дворянской, хотя в рядах практических деятелей печати появились и первые разночинцы, выходцы из народа (Ломоносов).
Ее отличала вражда к абсолютизму, протест против помещичьего произвола, сочувствие крестьянству, борьба за просвещение, воспитание высокого патриотизма граждан. Журналистика 18 в. дала образцы язвительного памфлета (Новиков, Крылов), показала большие возможности эпистолярного жанра (Крылов, Фонвизин) , сформулировала важные положения нравственного кодекса работника печати (Ломоносов и Радищев), завещала передовым русским журналистам правдивость и честность как непременные профессиональные качества.
Появились частные журналы, обособились специальные: хозяйственные, медицинские, детские и пр. Родилось совершенно оригинальное явление - сатирическая журналистика. Самой крупной фигурой этого времени безусловно был А.Н. Радищев.
Вместе с тем печать, особенно прогрессивная, нуждалась в значительном усовершенствовании. Газеты носили казенный характер, их было мало, поэтому история печати складывалась преимущественно как история журналов. Журналы еще не умели обеспечить единство направления, коллегиальности. Отсюда господство моножурнала.
Прогрессивная печать начала 19 в. пробивала заслоны на пути социальной информации, ставила социально острые вопросы, прежде всего о ненормальности крепостничества.
С приходом на престол Александра I в общественной жизни России наблюдается некоторое оживление. В это время несколько смягчается положение прессы и литературы. Облегчаются цензурные правила. Вновь разрешается ввоз книг из-за границы, снимается запрет на открытие частных типографий. Цензура была передана министерству просвещения, точнее - университетам, и цензорами стали профессора Московского других университетов. В 1804 г. был принят цензурный устав, который устранял предварительную цензуру, но разрешал, например, спорные места истолковывать в выгодном для автора смысле.
В результате этих мер и некоторого смягчения общего положения образованного общества увеличивается количество периодических изданий в стране, хотя в большинстве своем они no-прежнему остаются недолговечными: за 10 лет появилось более 70 изданий.
Однако отмена ряда ограничений в области печати не изменила принципиально положения журналистики. Все разговоры о конституции остались разговорами, и некоторые перемены и либеральные обещания царя удовлетворили основную массу дворянства, боявшегося серьезных социальных изменений.
Правительство Александра I, несмотря на весь свой либерализм, в условиях обострения международной обстановки в 1811 г. снова ввело ряд ограничений в области печати. А начавшаяся война сократила и без того незначительное число русских периодических органов.
За время войны сохранилось только три журнала консервативного направления: «Русский вестник», «Чтение в Беседе», «Вестник Европы».
Подъем национального самосознания, вызванный войной 1812 г., позволил реакционно-монархической печати уйти от острых социальных проблем внутренней жизни. Тема патриотизма, защиты своего дома, своей страны от захватчиков выдвинулась на первый план. Однако и в защите идей патриотизма было достаточное различие между журналистами-монархистами и журналистами прогрессивного лагеря: первые стремятся воспитывать читателей в духе героического самопожертвования ради царя-батюшки и церкви православной, а вторые - чувство собственного достоинства граждан, больше всего ценящих свою свободу.
В октябре 1812 г. в Петербурге начал выходить новый журнал «Сын Отечества», вызванный к жизни событиями войны. Редактором его был утвержден Николай Иванович Греч, образованный, грамотный и способный, хотя и неустойчивый в идейном отношении человек. Тираж журнала достигал 600 - 1000 экземпляров. Выходил он один раз в неделю и посвящался истории и политическим новостям. Журнал, созданный с одобрения царя и будущего министра просвещения Уварова, интересен тем, что в нем нашли яркое выражение идеи гражданского патриотизма, отразился общенародный патриотический подъем.
С 1813 г. стала выходить с благотворительной целью газета «Русский инвалид». При штабе Кутузова были созданы походные типографии, которые обслуживали нужды армии. Но самым важным изданием оставался «Сын Отечества».
«Сын Отечества» много рассказывал о храбрости русских солдат, офицеров и партизан, показывал превосходство русских воинов над французами. По количеству информации журнал соперничал с газетами. При нем издавался специальный «Политический листок», т.е. бюллетень последних новостей.
Активное и заметное участие в журнале принял прогрессивно настроенный профессор Царскосельского лицея и Петербургского университета Александр Петрович Куницын, юрист, профессор Царскосельского лицея, учитель Пушкина и многих будущих декабристов. Высокая образованность, эрудиция позволили ему стать неплохим журналистом. В пятом номере журнала была напечатана его статья «Послание к русским». В ней Куницын выступает как патриот, призывая русское общество «сохранить единую только свободу». А если придется умирать, говорит он, то умирать «свободным в свободном отечестве». Перу Куницына принадлежит не менее значительная, чем «Послание к русским», статья-обозрение «Замечания на нынешнюю войну». Появилась она в тяжелый момент военных действий, когда войска Наполеона подходили к Москве. В яркой образной форме рисует Куницын положение на фронтах.
Разоблачая захватнические планы Наполеона, журнал систематически помещает серьезные статьи о героической борьбе испанского народа против Наполеона, оправдывает историческими примерами партизанскую войну.
Басни Крылова «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне» сатирически изображали Наполеона, захватчиков, защищали военную стратегию мудрого Кутузова.
С окончанием военных действий военная информация уходит со страниц журнала. Издание претерпевает реорганизацию. Литература и литературная критика вытесняют вопросы политики. Уже в 1813-1814 гг. в журнале публикуются литературно-критические статьи декабристов.
В 1825 году Россия впервые увидела революционное движение против царизма. Декабристы были первыми русскими революционерами, с оружием в руках выступившими против самодержавия.
В истории декабризма существуют две точки зрения на природу движения. Первая: движение декабристов было порождено объективными условиями исторического развития России. Вторая: восстание декабристов было следствием революционных идей, занесенных «извне», что возникновение тайных обществ обусловлено исключительно пребыванием русских офицеров - будущих декабристов за границей. Сами декабристы (Лунин, Муравьев, Давыдов) отрицали это как версию. Распространению этой последней версии способствовали придворные историки по прямой указке царя Николая I.
«Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России», - писал Алекссандр Бестужев.
Пустые обещания политических преобразования царя Александра I и консервативная политика правительства вызывали недовольство. Создавались тайные общества, вырабатывались программы действий против крепостничества и самодержавия. Недалек был от истины царь Николай I, когда тотчас же после подавления восстания на Сенатской площади заявил: «Революция на пороге России».
Важной особенностью декабристского движения было то, что, продолжая традиции Радищева, они стали рассматривать литературу, журналистику как часть организованной революционной борьбы и внесли много нового в развитие журналистики.
Возникшие тайные общества - «Союз спасения», «Общество истинных и верных сынов Отечества» и «Союз благоденствия» пытались издавать журналы и литературные сборники.
В 1816 г. группа передовых литераторов организовала легальное «Вольное общество соревнователей просвещения и благотворения», которое позднее стало называться «Обществом любителей российской словесности». Главной задачей общества было поощрять желание к обмену мыслями, развивать жажду знаний, любовь к отечеству. Общество находилось под непосредственным влиянием «Союза благоденствия». Литература должна была помочь сломать психологию подчинения и безгласности. Кондратий Рылеев (директор северного общества, казнен), братья Бестужевы - Александр сослан в Якутск, убит в стычке, Николай сослан на каторгу, Федор Глинка сослан в Петрозаводск, Вильгельм Кюхельбекер приговорен к смертной казни, замененной одиночным заключением, и другие превратили «Вольное общество» в свой легальный литературный центр. С 1818 г. общество издавало журнал «Соревнователь просвещения и благотворения» (до 1825 г).
Журнал «Вольного общества» представляет значительный интерес как легальный выразитель умеренной декабристской идеологии и занимает важное место в истории русской журналистики. Тираж журнала был невысок - 200-300 экземпляров. Распространялся он среди образованного дворянства. Журнал «Соревнователь» много места отводил словесности. В журнале печатались думы Рылеева, произведения бр. Бестужевых, Глинки, Кюхельбекера. Вместе с тем в нем помещались статьи о героическом прошлом русского народа. На исторических примерах воспитывалось гражданское мужество современников, активно разрабатывалась история Отечественной войны 1812 г., комментировались отдельные сражения, причем существовала своя внутренняя цензура, т.е. редакция, следила за идейностью и художественными достоинствами материалов.
Многие члены «Вольного общества любителей российской словесности» сотрудничали в «Невском зрителе». В «Невском зрителе» приняли участие и декабристы-республиканцы. В журнале была опубликована сатира Кондратия Рылеева «К временщику», в которой, обходя цензуру, поэт пропагандировал идеи гражданского патриотизма, политической свободы, учил ненавидеть деспотизм. Это стихотворение было первым произведением Рылеева, опубликованным за полной подписью автора.
Уже в период создания первых тайных обществ декабристы все чаще сотрудничают в журнале «Сын отечества». Декабристы и прогрессивно настроенные авторы не перестают ставить в журнале политические вопросы, хотя очень осторожно, рассуждая преимущественно о европейских государствах, разбирая проблемы сугубо в теоретическом плане. В своих выступлениях против крепостничества «Сын отечества» ведет целенаправленную полемику с реакционными изданиями. Но цензурные преследования и осторожность Греча заставили сократить политические выступления и сосредоточиться на вопросах литературы. В журнале в канун восстания печатаются Рылеев, Бестужев, Кюхельбекер, Глинка. К активному участию привлекаются Пушкин, Вяземский — наиболее просвещенные люди России.
Самым замечательным, самобытным изданием декабристов стал альманах «Полярная звезда». Альманах, т.е. сборник литературных произведений, было легче издать по цензурным условиям, и декабристы, не добившись права на издание своего журнала, обратились к альманаху. Альманах издавался в годы усиления правительственного надзора за передовыми людьми общества. Недовольство деспотическим режимом среди декабристов в этих условиях нарастает. Наиболее решительные из них, такие, как Пестель, не ограничиваются требованиями конституции, а ставят вопрос об уничтожении монархии, учреждении в России республики. В 1821 г. «Союз благоденствия» распускается, чтобы, освободившись от случайно попавших в него людей, перейти к активной борьбе. На его основе возникают тайные «Южное» и «Северное» общества. Отбор людей в эти организации идет более тщательно, строго. В «Северное» общество вступают Рылеев, Александр Бестужев. Их усилиями в значительной степени и был создан декабристский альманах «Полярная звезда». Их имена значились на обложке альманаха как издателей.
Альманах представлял собой книжку карманного формата. Иллюстраций в первой книге, кроме заглавной виньетки, не было. «Полярная звезда» состояла из двух отделов: прозы и стихов. Но в начале отдела прозы первого и последующих томов помещались обзорные статьи Бестужева о литературе.
Умно составленная первая книжка альманаха имела огромный успех. Как прозаики в альманахе участвовали: А. Бестужев, Глинка, Греч. В отделе поэзии печатались Баратынский, Вяземский, Дельвиг, Жуковский, Крылов, Пушкин, Рылеев.
Рылеев реально представлял жестокость предстоящей борьбы с самодержавием, возможность поражения декабристов. Но это только возвышало в его глазах смысл гражданского подвига борцов за свободу.
В альманахе печатались басни Крылова «Крестьянин и овца», «Мельник», «Ворона», отрывки из поэм Пушкина «Цыганы» и «Братья-разбойники», повести Бестужева. Обращало внимание читателей отсутствие переводов: в альманахе печатались только оригинальные произведения русских авторов.
Альманах «Полярная звезда» за 1823 г. открывала статья-обзор Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». Обзор как бы организовывал всю книжку и был в известном смысле программой издания. Статья начинается с призыва изучать древность нашего слова, чтобы правильно понять исторические черты русского народа. Словесность эта невелика, но значительна по содержанию и оригинальна по форме. Особенно выделено «Слово о полку Игореве». Но в 18 в., утверждает автор, начинается время заимствований, подражаний, и это ослабляет русскую литературу. И только в первые годы после Отечественной войны против Наполеона намечается попытка освобождения от чужих влияний.
Обзор литературы, появившийся в 1825 г., был последним в этой серии. Он назывался «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов». Его пафос - в защите самобытности, народности русской литературы, в борьбе против подражательности.
Многие видят в годичных обзорах Бестужева явление, предшествующее обзорам русской литературы Белинского. Это верно, но не менее важно увидеть сходство тезиса «у нас... нет литературы» в третьем обзоре Бестужева с главной мыслью статьи Белинского «Литературные мечтания».
Успех первых книг «Полярной звезды», как отмечал сам Бестужев, породил подражания. В 20-е годы стали выходить альманахи «Мнемозина», «Русская талия», «Северные цветы» и пр.
Альманах, не являясь, строго говоря, периодическим изданием, в истории русской журналистики вслед за «Полярной звездой» и позднее часто оказывался удобной формой провозглашения литературных манифестов и школ.
Появление альманаха декабристов не прошло незамеченным не только в России, но и за границей. Переводы, выдержки из «Полярной звезды» появлялись в 20-е годы в немецких, польских, французских изданиях. Тираж альманаха составлял от 600 до 1500 экземпляров.
Рылеевым и Бестужевым была подготовлена и четвертая книга альманаха, правда, меньшего объема. Ее назвали «Звездочка». Однако уже отпечатанный тираж ее был конфискован правительством в связи с восстанием декабристов в 1825 г.
Знаменательно, что в период подготовки восстания декабристы приступили к созданию нелегальной революционной публицистики. Сюда надо отнести и агитационные солдатские песни Рылеева и Бестужева, и такие серьезные документы, как «Русская правда» Пестеля — проект будущей конституции.
Таким образом, и ходе подготовки восстания против самодержавия декабристы создали достаточно разнообразную сеть периодических изданий, использовали формы нелегальной публицистики и тем самым способствовали развитию революционной пропаганды следующих поколений борцов с самодержавием.
Они охотно использовали в своей публицистике исторические параллели, умели с помощью литературы и литературной критики заострить общественно-политические вопросы, успешно употребляли приемы ораторского красноречия, умели писать просто и понятно для солдат и народа. Широк и оригинален был их жанровый поиск.