Сущность и классификация теорий мотивации

Мотивация как функция менеджмента.

Мотив – внут. Сила, которая побуждает чел-ка к эффективной деятельности.

Стимул – внешняя сила, которая будет в чел-ке мотив для выполнения определ. цели.

Стимулирование- процесс разработки разнообразных видов стимулов для повышения эффективности деятельности предприятия.

Требования:

1. наличие разных форм(материал, моральные, положительные и отрицательные);

2. разнообразие форм стимулирования;

3. Дифференцированный подход к стимулированию;

4. Открытая система стимулирования.

Мотивационный процесс 6 стадий:

1. Возникает потребность;

2. Поиск путей реализации потребности;

3. Выбор пути реализации потребности;

4. Удовлетворение потребности;

5. Получение вознаграждения за удовлетв. потребности;

6. Анализ удовлетворения потребности.

Критерии выбора пути реализации потребности:

1. достигните ли цели;

2. экономичность;

3. безопасность.

5 основных видов мотивации:

1 материальное стимулирование

2 Улучшение качества организации труда(постановка цели, расширение трудовых функций, гибкий график)

3 Повышение качества рабочей силы;

4 Вовлечение персонала в процесс управления;

5 Неденежное стимулирование.

В мотивации существуют теории:

1 Содержательная – изучает содержание потребности(А Маслоу- пирамида потребностей, Ф Герцберг, Д.. Мак-Грегор – теория Х и У, Д. МакКлелланд)

2 Процессуальные теории – изучает процесс удовлетворения потребности.:

А) Теория ожидания Врума базируется на том, что человек надеется на удовлетворение своих потребностей и, в соответствии с ожидаемым результатом, планирует уровень затрачиваемых усилий.

Б) теория справедливости Дж. Адамса, где автор утверждает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и, что самое главное с достижениями других людей.

В) теория постановки целей Э. Лока. Теория исходит из того, что люди субъективно в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность к ним, их приемлемость, сложность.

Контроль как функция менеджмента

Контроль – это главная функция управления, которая воспринимается как принуждение и ограничение. Функция контроля, которую выполняет менеджер, состоит в обеспечении подчинения кому-то или чему-то.

Виды контроля:

1. Внутренний: администратинвый, финансовый, контроль производства, контроль качества(он может быть и внеш).

Внешний: государственный, судебный, политический, нелегетивный(криминальный).

2. По отношению к управленческому решению:

Предварительный контроль осуществляется перед началом выполняемой работы (проверка качества сырья, готовности оборудования и др.). Выявление и устранение на начальном этапе значительной массы препятствий в дальнейшем способствует снижению количества брака в производстве. Различают три направления проведения предварительного контроля:

1) при подборе персонала, когда работодатель выдвигает ряд жестких требований, которым должен соответствовать кандидат.

2) при разработке материально-технической базы, когда работа строится на основе существующих стандартов

3) при решении финансовых вопросов, когда составляется бюджет предприятия с указанием всех доходов и расходов.

Текущий контроль проводится в ходе выполнения работы (в процессе производства). Такой контроль проводится с целью выявления недостатков в процессе выполняемой работы и позволяет устранять возникающие недоработки и причины, вызывающие их.

Недостаток этого вида контроля – его дороговизна, что может привести к увеличению цены на готовую продукцию.

Итоговый контроль проводится по результатам деятельности предприятия. Его основной целью является выявление недоброкачественной продукции на этапе ее окончательного производства, с тем чтобы предотвратить выход на рынок некачественной продукции.

3. Формы негативного контроля:формальный, односторонний, скрытый контроль.

Все виды контроля осуществляются в три этапа.

1. Установление планируемых показателей. Ставя определенные цели и задачи, которые необходимо решить для достижения той или иной цели.

2. Сопоставление планируемых результатов с действительными. Савнение планируемых показателей реально полученными в результате завершения работы.

3. Процесс осуществления корректирующих мер. осуществляется работа над ошибками. Предпринимается ряд действий, направленных на улучшение конкретного показателя в будущем.

Сущность и классификация теорий мотивации

Дэвид МакКлелланд считал, что существует три потребности высшего уровня. Они способны вызывать мотивацию работника. К ним он отнес:

1) Потребность в достижении цели, или потребность в успехе, находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Работник должен ставить для себя определенные цели, для реализации которых он прилагает определенные усилия.

2) Потребность в присоединении, или потребность в причастности, раскрывает потребность человека в работе с коллективом.

Потребность власти выражается в желании руководить, воздействовать каким-либо способом на других людей. Такие люди чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные личности. Люди с потребностью во власти далеко не всегда являются карьеристами. Необходимо давать возможность самим работникам самостоятельно принимать ответственные решения и ставить перед собой цели, которые будут актуальны для всего коллектива.

Наши рекомендации