Сущность и классификация теорий мотивации
Мотивация как функция менеджмента.
Мотив – внут. Сила, которая побуждает чел-ка к эффективной деятельности.
Стимул – внешняя сила, которая будет в чел-ке мотив для выполнения определ. цели.
Стимулирование- процесс разработки разнообразных видов стимулов для повышения эффективности деятельности предприятия.
Требования:
1. наличие разных форм(материал, моральные, положительные и отрицательные);
2. разнообразие форм стимулирования;
3. Дифференцированный подход к стимулированию;
4. Открытая система стимулирования.
Мотивационный процесс 6 стадий:
1. Возникает потребность;
2. Поиск путей реализации потребности;
3. Выбор пути реализации потребности;
4. Удовлетворение потребности;
5. Получение вознаграждения за удовлетв. потребности;
6. Анализ удовлетворения потребности.
Критерии выбора пути реализации потребности:
1. достигните ли цели;
2. экономичность;
3. безопасность.
5 основных видов мотивации:
1 материальное стимулирование
2 Улучшение качества организации труда(постановка цели, расширение трудовых функций, гибкий график)
3 Повышение качества рабочей силы;
4 Вовлечение персонала в процесс управления;
5 Неденежное стимулирование.
В мотивации существуют теории:
1 Содержательная – изучает содержание потребности(А Маслоу- пирамида потребностей, Ф Герцберг, Д.. Мак-Грегор – теория Х и У, Д. МакКлелланд)
2 Процессуальные теории – изучает процесс удовлетворения потребности.:
А) Теория ожидания Врума базируется на том, что человек надеется на удовлетворение своих потребностей и, в соответствии с ожидаемым результатом, планирует уровень затрачиваемых усилий.
Б) теория справедливости Дж. Адамса, где автор утверждает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и, что самое главное с достижениями других людей.
В) теория постановки целей Э. Лока. Теория исходит из того, что люди субъективно в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность к ним, их приемлемость, сложность.
Контроль как функция менеджмента
Контроль – это главная функция управления, которая воспринимается как принуждение и ограничение. Функция контроля, которую выполняет менеджер, состоит в обеспечении подчинения кому-то или чему-то.
Виды контроля:
1. Внутренний: администратинвый, финансовый, контроль производства, контроль качества(он может быть и внеш).
Внешний: государственный, судебный, политический, нелегетивный(криминальный).
2. По отношению к управленческому решению:
Предварительный контроль осуществляется перед началом выполняемой работы (проверка качества сырья, готовности оборудования и др.). Выявление и устранение на начальном этапе значительной массы препятствий в дальнейшем способствует снижению количества брака в производстве. Различают три направления проведения предварительного контроля:
1) при подборе персонала, когда работодатель выдвигает ряд жестких требований, которым должен соответствовать кандидат.
2) при разработке материально-технической базы, когда работа строится на основе существующих стандартов
3) при решении финансовых вопросов, когда составляется бюджет предприятия с указанием всех доходов и расходов.
Текущий контроль проводится в ходе выполнения работы (в процессе производства). Такой контроль проводится с целью выявления недостатков в процессе выполняемой работы и позволяет устранять возникающие недоработки и причины, вызывающие их.
Недостаток этого вида контроля – его дороговизна, что может привести к увеличению цены на готовую продукцию.
Итоговый контроль проводится по результатам деятельности предприятия. Его основной целью является выявление недоброкачественной продукции на этапе ее окончательного производства, с тем чтобы предотвратить выход на рынок некачественной продукции.
3. Формы негативного контроля:формальный, односторонний, скрытый контроль.
Все виды контроля осуществляются в три этапа.
1. Установление планируемых показателей. Ставя определенные цели и задачи, которые необходимо решить для достижения той или иной цели.
2. Сопоставление планируемых результатов с действительными. Савнение планируемых показателей реально полученными в результате завершения работы.
3. Процесс осуществления корректирующих мер. осуществляется работа над ошибками. Предпринимается ряд действий, направленных на улучшение конкретного показателя в будущем.
Сущность и классификация теорий мотивации
Дэвид МакКлелланд считал, что существует три потребности высшего уровня. Они способны вызывать мотивацию работника. К ним он отнес:
1) Потребность в достижении цели, или потребность в успехе, находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Работник должен ставить для себя определенные цели, для реализации которых он прилагает определенные усилия.
2) Потребность в присоединении, или потребность в причастности, раскрывает потребность человека в работе с коллективом.
Потребность власти выражается в желании руководить, воздействовать каким-либо способом на других людей. Такие люди чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные личности. Люди с потребностью во власти далеко не всегда являются карьеристами. Необходимо давать возможность самим работникам самостоятельно принимать ответственные решения и ставить перед собой цели, которые будут актуальны для всего коллектива.