Расчет маневра расхождения с одним судном
Расчет маневра расхождения заключается в том, чтобы направить линию относительного движения на безопасное расстояние от нашего судна. Поскольку маневр невозможно предпринять мгновенно в момент получения последней точки наблюдения (на основе которой производится оценка ситуации), необходимо принять точку упреждения У - точку, в которой будет встречное судно в момент, когда вы предпримите маневр (рис.6).
Примечание. В принципе, точка У выбирается произвольно, однако, на практике удобнее ее устанавливать через интервал времени, кратный интервалу времени между наблюдениями, т.к. в этом случае достаточно измерителем снять расстояние между точками наблюдения и отложить этот раствор от последней точки на продолжение ЛОД. Поскольку время между наблюдениями обычно принимается 3 мин., то и точка упреждения устанавливается через интервал, кратный 3 мин.
Рис.6.
Мы знаем, что направление ЛОД (ОЛОД) определяется направлением вектора относительной скорости. А вектор относительной скорости мы можем изменить лишь изменив вектор собственной скорости (рис.7).
Рис.7.
Предположим, что мы решили разойтись на дистанции 3 мили. Это значит, что ЛОД должна пройти по касательной к окружности, соответствующей 3-мильной дистанции. Проведя из точки У касательную к 3-мильной дистанции мы получим ОЛОД - ожидаемую линию относительного движения.
Но для получения необходимой ОЛОД нужно так изменить векторный треугольник, чтобы новый вектор Vо лежал на ОЛОД. Этого можно было бы добиться, построив новый векторный треугольник при точке У (рис.8)
Рис.8.
Действия:
1. переносим в т.У вектор скорости встречного судна Vв без изменения (поскольку оно не маневрирует)
2. продляем ОЛОД вправо от т. У для построения вектора Vо2
3. из начала вектора Vв (точка О2) откладывает вектор нашей скорости Vн в таком направлении, чтобы его конец ложился на ОЛОД
Полученное таким образом новое направление вектора скорости нашего судна и есть искомый курс расхождения на заданной дистанции.
Важно обратить внимание на соответствие длины вектора Vн , "воткнутого" в т.А1, интервалу времени между первой и последней точками встречного судна. Если этот интервал времени составляет 6 мин., то и длина вектора Vн должна соответствовать расстоянию, проходимому за 6 мин. Если этот интервал времени составляет, например, 9 или 12 мин., то и длина вектора Vн должна соответствовать расстоянию, проходимому за 9 или 12 мин. соответственно. Все векторы "скоростного треугольника" соответствуют одному и тому же временному интервалу.
Рассмотренное на рис.3 построение загромождает планшет и требует выполнения построений, которых можно избежать. Более экономичным по времени решением является следующее (рис.9):
1. ОЛОД параллельно переносится в т.А2
2. вектор Vн поворачивается относительно т.О таким образом, чтобы лечь острием на линию, параллельную ОЛОД
Рис.9.
! Вектор Vн 2 - это вектор, показывающий курс и скорость, которые должно иметь наше судно после маневра чтобы разойтись со встречным судном на дистанции 3 мили, если маневр будет совершен в данной точке упреждения т.У.
Следует обратить внимание на то, что рассмотренный пример предусматривает маневр только путем изменения курса нашего судна. Если бы задача решалась только с точки зрения геометрии, то мы бы имели целый сектор возможных сочетаний курсов и скоростей, которые бы удовлетворяли поставленной задаче (ри.10).
Рис.10.
Из рисунка видно, что любой вектор Vн , опирающийся острием на снесенную ОЛОД, задает нужное направление вектора относительной скорости (меняется только величина Vо2):
· изменение вектора Vн только по направлению соответствует маневру изменением только курса;
· изменение вектора Vн только по величине соответствует маневру изменением только скорости;
· изменение вектора Vн по величине и направлению соответствует маневру изменением курса и скорости.
На рис.10 рассмотрен только сектор возможных сочетаний курсов и скоростей, которые направят встречное судно точно по ОЛОД. Но обычно ставится задача не точного расхождения на заданной дистанции, а расхождение на дистанции не ближе заданной. Посмотрим, как будет проходить ОЛОД при различных курсах нашего судна (рис.11).
Рис.11.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что любое сочетание курса и скорости нашего судна обеспечит расхождение на дистанции, не ближе заданной, если вектор Vн будет находиться в пределах заштрихованного сектора (рис.12).
Рис.12.
Это был рассмотрен вариант, когда мы планируем расходиться со встречным судном левым бортом. Если делать сразу предварительную оценку возможности расхождения и правым бортом, то на планшете необходимо провести точно такие же построения и справа од нашего судна:
· провести ОЛОД справа;
· снести ОЛОД в точку А2;
· определить сектор возможных сочетаний курса и скорости.
Из множества возможных вариантов судоводитель должен выбрать оптимальный, руководствуясь рядом условий:
· соблюдение правил МППСС;
· наличие других судов;
· наличие навигационных опасностей;
· особенности своего судна;
· другие обстоятельства, могущие повлиять на безопасность маневра.
В общем случае маневр курсом предпочтительнее маневра скоростью. Дело в том, что на изменение скорости требуется больше времени, чем на изменение курса, и кроме того, потеря скорости превращает судно в пассивного наблюдателя за развитием ситуации. И если ситуация начнет развиваться в опасную сторону, то потерявшее скорость судно будет уже не в состоянии предотвратить столкновения поскольку на разгон судна уходит существенно больше времени, чем на торможение. Только для относительно небольших судов нет разницы как маневрировать при расхождении - курсом или скоростью.
И еще одно замечание. Обычно, при расчете маневра курсом просто поворачивают вектор своей скорости, как было рассмотрено в примере (рис.8). Правила МППСС требуют при расхождении избегать небольших изменений курса, чтобы другое судно могло однозначно понимать ваш маневр. Исходя из этого обычно рекомендуется в подобных случаях изменять курс не менее чем на 30о. Однако, выход судна на циркуляцию всегда приводит к падению скорости (так при повороте на контркурс падение скорости может достигать 50% от первоначальной скорости). Это не всегда может иметь существенное значение, но помнить об этом следует.