Особенности ведения международных переговоров. Бизнес-протокол
Деловой протокол – это совокупность общепринятых правил традиций и условностей, соблюдаемых офиц.лицами в деловом общении. Дел.протокол произошел из дипломатического протокола.
Дипломатический протокол – совокупность общепринятых правил традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностр.дел и офиц.лицами в междунар.общении. Знание норм и правил дипломат.протокола необходимое условие успешной работы в сфере междунар.отношений. Основывается на принципе междунар.вежливости. Свои особенности и традиции имеются в кажд. Стране, но основы его стабильны и неизменны. Это выражение глубокого уважения к гостю, а в его лице к стране, народу, фирме, кот.он представляет.
Одной из органич.составляющей частей протокола яв-ся дипломатический этикет. Если дипломатич.протокол яв-ся выражением хороших манер м\у государствами, то дипломатич.этикет – это проявление хороших манер в отношениях м\у должностными лицами.
Основы делового протокола:
До переговоров важно выяснить организационную структуру фирмы, положение и компетенцию пребывающих на переговоры представителей иностранной фирмы.
Деловые переговоры проводят как правило, руководители фирм. Должностной уровень работников ведущ.переговоры зависит от уровня представительства иностранного партнера и от целей переговоров. Если содержание вопросов не требует участия высшего руководства, допускается их приход на переговоры на коротнкий срок с протокольными целями, поприветствовать представителей фирмы и пожелать успеха в переговорах. Если представители рук-ва участвуют в переговорах с самого начала, то покидать их до окончания не принято.
Любые переговоры должны быть ограничены по продолжительности (иначе это будет свидетельствовать о неподготовленности и профессиональной несостоятельности).
К назнач.для переговоров времени участникам принимающей стороны следует быть готовыми, опоздания не допустимы. Прибывшим для переговоров следует помнить что более ранний приход так же нежелателен.
Переговоры должны проводится в отдельном помещении, кот.не яв-ся постоянным местом нахождения участников.На столах не должно быть ничего лишнего.Допускается:письменные принадлежности, вода минеральная негазированная, цветы обязательно.
Сама переговорная м\б оборудована средствами связи и терминалами комп.сети.
Не принято принимать гостей в кабинетах руководства. Для встречи представителей назначают кого-либо из младшего персонала, не яв-ся участником предстоящ.переговоров. Глава делегации предлагает гостям занять место за столом.
Стоящие по положению участники садятся дрг на против друга. Традиционно гости занимают места лицом к окну, спиной к двери.
Переговоры ведет один работник, старший по должности, в случае необходимости он консультируется с другими участниками.
Нерегулируемое обсуждение вопросов на переговорах недопустимо.
Во время сложн.переговорова, какая либо сторона может изъявить желание сделать перерыв для обсуждения своей позиции. Принимающ.сторона должна предоставить условия для конфиденциального обмена мнениями.
Завершение переговоров, даже если они не оправдали надежд необходимо проводить в положительных тонах.
!!! После каждой беседы оформляется запись этой беседы. Офиц.запись беседы по мимо факторов относящ.к обсуждаемым вопросам должна содержать и психологические детали. Запись беседы яв-ся важным документом!На основании этих док-ов принимается решение по оперативным вопросам, но и могут разработаться и утверждаться перспективные планы связанные со значит.затратами.
Наряду с записью беседы после завершения переговоров обычно пополняют досье на фирму партнера, составив справку о сведениях, полученных в ходе переговоров.
Типы протокольных мероприятий можно разделить условно на: официальные и неофициальные, дневные и вечерние, коктейли и фуршеты.
К дневным относ: «бокал вина», «бокал шампанского», «завтрак», все остальное к вечерним. К приемам с рассадкой за столом можно отнести «завтрак», «обед», «ужин». Согласно междунар.практики наиболее почетными яв-ся «завтрак» и «обед».
Маленькие приемы «бокал вина\шампанского» устраиваются без рассадки за столом, между 12:00-13:00. Яв-ся наименее почетным «завтрак», устраивается между 12:00-15:00 часами, чаще всего 12:30-13:00 с рассадкой за столом. Продолжительность обычно около 1 часа за столом и +20 минут отводится для кофе. Кофе м\б за тем же столом или в др.комнате.
На дневные приемы приходят в повседевных костюмах, если форма одежды не указаны.
Вечерние приемы типа «коктейли» начин-ся между 17:00-18:00 и длится 2 часа, проходят стоя. Гости могут приходить и покидать в любой час. «Аля фуршет»соответствует приему типа «коктейли», но отличай – большее кол-во предлагаемых закусок. Форма одежды повседневная если иное неуказанно в приглашении.
Наиболее почетный вид приема – обед. Начинается между 19:00 и 21:00, но не позднее, длится 2-2,5 часа до ухода главного гостя. Обед предполагает особ.форму одежды (смокинг или фрак для мужчин, вечернее патье для женщин)
Ужин и обед отличаются временем начала 21:00 и поздее.
Разновидность приема «обед-буфет» или «шведский стол» проводится в тоже время что и обед, но менее почетен и более демократичен, предполаг.свободную рассадку гостей по 4-6 чел.
Устраивая прием важно иметь ввиду:
-Выбор вида приема
-Составить список приглаш.с учетом субардинации:пола,языка,членов семьи.
-Способ рассылки приглашений
-Порядок рассадки за столом
-Почетный гость – справа от хозяина
-Дама всегда справа от мужчины
-Составление меню с учетом нац.особенностей приглашенных.
Знаковые системы:
ЯЗЫК | |||
ИГРЫ | 7)архитектура 8)дизайн имущества 9)костюм и татуировки | 6)музыка 5)изобразит. искусство 4)пластика тела | ОБРЯДЫ |
10)сигналы и ориентиры 11)меры 12)команды | 3)предзнаменование 2)народные гадание 1)народные приметы | ||
СРЕДСТВА СЧЕТА |