Использования транспортных средств
Показатели использования транспортных средств можно условно подразделить на статические и динамические. Статические показатели характеризуют использование грузоподъемности и вместимости транспортных средств без учета времени их эксплуатации и пробега. Такие показатели отражают соответствие определенных параметров груза (массы, габаритных размеров) характеристикам транспортных средств (прочности ходовых частей, внутренним размерам) и играют ведущую роль при выборе типа транспортного средства. Динамические показатели характеризуют использование транспортных средств с учетом времени и пробега (на воздушном транспорте – налёта). Этот тип показателей имеет решающее значение при организации маршрутных перевозок и планировании работы транспортных предприятий (организаций) и специализированных транспортных подразделений предприятий других отраслей.
Материально-техническая база транспорта включает транспортные средства (вагоны, локомотивы, флот, автомобили), технические устройства и сооружения (станции, депо, порты, и др.), а также ремонтные предприятия, путевое (дорожное) хозяйство, средства автоматики, телемеханики и связи.
К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят путь и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы, товарные конторы, грузовое и весовое хозяйство и др.
Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяют на универсальные (крытые полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.). Крытые вагоны используют для перевозки ценных грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны – для массовых навалочных и лесных грузов; платформы – для длинномерных и громоздких грузов, лесных грузов; цистерны – для наливных грузов (бензин, керосин, молоко, масло и др.). Тяжеловесные и крупногабаритные грузы могут перевозиться в двадцатиосных транспортерах грузоподъемностью свыше 400 т.
Основные показатели, позволяющие осуществить выбор типа вагона [3, с. 202], [4, с. 77-78], [19, с. 78-81], представлены в таблице 8.2.
К материально-технической базе морского и речного (внутреннего водного) транспорта относят флот, морские и речные порты и пристани.
Речной и морской флот состоит из судов различных типов, размеров и назначения. В зависимости от назначения различают суда транспортного, технического и вспомогательного флота.
Таблица 8.2
Основные показатели, характеризующие тип вагона
Наименование показателя | Определение, расчетная формула | Примечания |
Грузоподъемность вагона | Определяется массой груза в тоннах, которая может быть погружена в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова | |
Вместимость вагона | Определяется произведением длины вагона на его ширину и высоту | Полный объем вагона, м3 |
Технический коэффициент тары вагона | , mТ – масса тары вагона, т; q – грузоподъемность вагона, т | Чем меньше коэффициент тарыКТ , тем меньше доля тары в общей массе поезда брутто и, следовательно, эффективнее используются мощность локомотива, а также провозная и пропускная способность железных дорог |
Погрузочный коэффициент тары вагона | , mТ – масса тары вагона, т; mгр – масса груза в вагоне, т | Этот коэффициент отражает возможности использования вагонов в груженом состоянии |
Коэффициент удельного объема вагона | , Vв – полный объем вагона, м3; q – грузоподъемность вагона, т | Чем выше этот показатель, тем шире номенклатура грузов, которая может перевозиться с полным, или близким к полному, использованием грузоподъемности вагона данного типа |
Окончание таблицы 8.2
Коэффициент удельной грузоподъемности вагона | , VВ – полный объем вагона, м3; q – грузоподъемность вагона, т | Чем ниже удельная грузоподъемность, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться в вагоне данного типа с полным, или близким к полному, использованием его грузоподъемности. |
Статический коэффициент использования грузоподъемности | , mгр – масса груза в вагоне, т; q – грузоподъемность вагона, т | Для улучшения использования грузоподъемности проводят различного рода мероприятия: уплотнение груза, выбор типа вагона в соответствии с характеристиками груза, погрузка с шапкой, стандартизация тары и др. |
Статический коэффициент использования вместимости | , Vгр– объем груза в вагоне, м3; Vв – полный объем вагона, м3; |
Транспортный флот осуществляет основную функцию транспорта – пространственное перемещение грузов. Другие элементы материально-технической базы (порты с причалами, складами и перегрузочными механизмами, а также вспомогательный и технический флот) призваны обеспечить эффективную работу транспортного флота.
Поскольку водные пути являются, в основном, естественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем при постройке, например, железной дороги равной пропускной способности.
Основные показатели, позволяющие осуществить выбор типа судна при организации перевозок водным транспортом [3, с. 203], [4, с. 79-80], [19, с. 96-99, 104-105], представлены в таблице 8.3.
Таблица 8.3
Основные показатели, характеризующие эксплуатационные
качества судна
Наименование показателя | Определение, расчетная формула | Примечания |
Размеры судов, м | Длина, ширина, высота борта | |
Водоизмещение судна | Определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном | |
Полная грузоподъемность судна (дедвейт) | Дв = Вп – Во Вп – водоизмещение судна с полным грузом, т; Bо – водоизмещение судна без груза, т | Масса груза, которую может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку (сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза) |
Чистая грузоподъемность судна | Дч = Дв – Дс Дв – полная грузоподъемность судна, т; Дс – масса служебного груза, т | |
Грузовместимость | Объем помещений судна, предназначенных для размещения перевозимых грузов | В зависимости от консистенции перемещаемых материальных потоков, определяют грузовместимость для тарно-штучных, насыпных и т.д. грузов |
Окончание табл. 8.3.
Удельная грузовместимость судна | Vуд = Vсуд / Дч, Vсуд – грузовместимость судна, м3; Дч – чистая грузоподъемность судна, т | Этот показатель дает представление о том, сколько кубических метров вместимости судна приходится на 1 тонну чистой грузоподъемности |
Коэффициент загрузки судна (статического использования грузоподъемности) | Кгр = mгр / Дч mгр – масса фактически принятого судном груза, т; Дч – чистая грузоподъемность судна, т | Показывает степень использования грузоподъемности судна на момент выхода из порта |
К материально-технической базе автомобильного транспорта относят подвижной состав, транспортную тару, другое имущество автотранспортных предприятий. Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.
Таблица 8.4
Основные показатели, характеризующие эксплуатационные
качества автомобильного транспорта
Наименование показателя | Определение, расчетная формула | Примечания |
Грузоподъемность | Определяется массой груза в тоннах, которая может быть погружена в кузов автомобиля в соответствии с прочностью ходовых частей | |
Вместимость | Определяется произведением длины кузова автомобиля на его ширину и высоту | Полный объем кузова автомобиля, м3 |
Окончание таблицы 8.4
Коэффициент удельной грузоподъемности (по использованию объема кузова автомобиля) | qн – номинальная грузоподъемность автотранспортного средства, т; Vк – полный объем кузова, м3 | Чем ниже удельная грузоподъемность, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться в автомобиле данного типа с полным, или близким к полному, использованием его грузоподъемности |
Коэффициент удельной грузоподъемности (по использованию площади кузова автомобиля) | qн – номинальная грузоподъемность автотранспортного средства, т; Sк – полезная площадь пола кузова автомобиля, м2 | |
Коэффициент статического использования грузоподъемности | , mгр – масса груза в кузове автомобиля, т; qн – номинальная грузоподъемность автотранспортного средства, т | Характеризует степень использования грузоподъемности автомобиля при транспортировке конкретного материального потока |
Некоторые показатели, характеризующие эксплуатационные качества автомобильного транспорта [3, с. 203-204], [4, с. 80], [19, с. 89-91], приведены в таблице 8.4.
Материально-техническая база воздушного транспорта включает самолетный (вертолетный) парк, здания и оборудование аэропортов, специальные сооружения, машины и устройства, а также другое имущество. Грузовые перевозки занимают небольшой удельный вес в общем объеме перевозок воздушным транспортом. Однако использование авиации позволяет организовать доставку ценных и срочных грузов в труднодоступные районы, резко снизить расстояние перевозки, по сравнению с доставкой другими видами транспорта. Основными характеристиками, позволяющими выбрать тип транспортного средства на воздушном транспорте, также являются показатели использования грузоподъемности и вместимости грузовых помещений самолета (вертолета) [19, с.109-110].
Материально-техническая база трубопроводного транспорта представлена трубопроводами (преимущественно газо- и нефтепроводами). Данный вид транспорта используется для перемещения жидких и газообразных грузов, а также твердых грузов узкой номенклатуры. Трубопроводный транспорт эффективен при любых расстояниях транспортировки и отличается от других видов низкой себестоимостью перевозок (в расчете на 1т перевозимых грузов). Основным недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура перевозимых грузов [19, с.111-115].