Управленческая мысль первой половины 1980 гг
Одним из достижений в развитии управленческой мысли предшествующих десятилетий, следует считать сближение уже окрепшей теоретической базы управления и политических решений, принимаемых в высших эшелонах власти.
Характерной чертой системы управления экономикой в СССР была централизация властных полномочий с широким использованием административных (организационных) методов управления для достижения позитивных результатов в общественном производстве. Это позволило разработать отечественными учеными концепцию централизованного управления народным хозяйством страны на основе экономического расчета. Согласно концепции, управление должно решать: проблему развития активности, творчества, настроенности на производительный труд каждого трудящегося - и как собственника, и как основной производительной силы; проблему активности, самостоятельности, настроенности на эффективное удовлетворение потребностей, на ускорение НТП основного звена экономики - производственной организации. А также оно должно усилить роль хозяйственного центра в постановке и реализации проблем, которые или нельзя решить без центра, или решение которых без активной деятельности центра будет замедленным, менее эффективным.
В концепции также рассматриваются проблемы оптимального сочетания подчиненности основных звеньев экономики между отраслевыми и территориальными органами управления.
Модели экономической реформы второй половины 1980-1990 гг.
Реформы 80-х гг. проходили под знаком расширения самостоятельности государственных предприятий. Был провозглашен лозунг: «Самофинансирование, Самоокупаемость, Хозрасчет». Предлагались «модели» хозрасчета, в основе которых лежали попытки предоставления некоторой свободы предприятиям в распределении прибыли и оплате труда работников. Принятым Законом «О государственном предприятии (объединении)» декларировалась необходимость применения широкого спектра экономических, социально-психологических, административных стимулов, побуждающих к эффективному удовлетворению общественных и личных потребностей.
Реформы 80-х гг. вводила арендные отношения. Таким образом, можно охарактеризовать эти реформы как некую попытку приближения к рыночным отношениям при жесткой регламентации экономической деятельности предприятий со стороны вышестоящих организаций.
Проблемы и перспективы развития менеджмента.
Проблемы менеджмента в России: Проблем менеджмента в России очень много. Вот только некоторые из них: 1. Современная экономика носит переходный характер. 2. Высокий уровень монополизации российской экономики, который создает препятствия на пути свободной конкуренции. 3. Неразвитость многих элементов инфраструктуры. 4. Слабое правовое обеспечение рыночных отношений, правовой нигилизм хозяйствующих субъектов. 5. Слабая социальная защищенность и отсутствие среднего класса. 6. Высокая степень криминализации хозяйственных отношений. 7. Низкая культура в производственной и управленческой деятельности. 8. Широко распространена система ограничений внешнеэкономической деятельности. 9. Неуправляемая конверсия оборонной промышленности. 10. Недостаточно эффективное использование важнейших инструментов государственного регулирования экономики. 11. Неупорядоченные отношения центральных и местных органов. 12. Отсутствие связей между хозяйствующими субъектами
Представляется, что менеджмент в 21 веке будет развиваться по следующим направлениям:
1) Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.
2) Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организации.
3) Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
4) Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.
5) Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды
6) Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.
7) Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
8) Совершенствование структур управления большей децентрализацией функций. 9) Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.
10) Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ. Это также связано с интернационализацией менеджмента и увеличением потока входящей информации.
11) Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.)
12) Привлечение сотрудников к управлению организацией. Это одно из направлений демократизации управления.