Логистика снабжения, ее место в логистической системе
Цели, задачи и объект логистики.
Логистика-это наука о планирование, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Цель логистики — обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов.
Важной задачей логистики является создание интегрированной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.
Задачи логистики определены в зависимости от ее применения:
1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);
2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);
3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);
4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).
Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Матер-е потоки составляют: сырье, основные материалы, полуфабрикаты, вспомогательные материалы, комплектующие изделия.
Объекты исследования логистики.
Основным объектом исследования в логистике является материальный поток, а информационные, финансовые. Материальный поток - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, и т. п.). Материальный поток может быть: 1. внешним – движение за пределами логистической системы, 2. внутренним – который находится в процессе выполнения. С материальным потоком связан определенный объем информации. Информационный потокэто совокупность сведений, необходимых для контроля и управления логистических операций. Эти сведения циркулируют в логистической системе между логистической системой и внешней средой. Они могут существовать в форме бумажных или электронных документов.
Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой. Этот поток обеспечивает движение материальных потоков.
Логистика снабжения, ее место в логистической системе.
Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.
Цель снабжения - гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.
Задачи логистики снабжения:
- налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;
-поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;
- развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бугалтерией производится расчет с поставщиками;
-поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;
-поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;
-договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
-повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.
Виды закупок.
- оптовые закупки (закупки товаров одной партией);
- регyлярные закупки мелкими партиями;
- ежедневные закупки по кодировочным ведомостям;
- получение товара по мере необходимости;
- закупка товара с немедленной сдачей и их различные комбинации.
По типу закупаемого ресурса:
Традиционные закупки:
- Стандартные товары (готовая продукция, которая используется в предприятии как ресурсно-сырьевая база ;
-Сырье (подвижный товар, который в своем натуральном виде использоваться не может и как следствие участвует в технологическом процессе);
- Особые товары (та единичная продукция, которая необходима в специфическом производстве);
Нетрадиционные товары:
- Основные средства, которые создают материально- техническую базу предприятия;
-Всевозможные услуги , которые повышают эффективность основного профильного направления деятельности предприятия;
-Товары для перепродажи и передачи;
· По продолжительности и сложности закупок:
- Постоянные закупки – периодические закупки, закупки долгосрочного характера или периода, которые подразумевают долгосрочное сотрудничество с поставщиком при котором алгоритм закупок не меняется, качество товаров не меняется. Модифицированные закупки– модификации подвергаются поставщики, схемы взаимодействия с поставщиками и сами закупки. Модификация может быть разовой и итерационной; -Новые закупки– они возникают в случаях ввода нового товара в ассортимент; в случаях, когда производимый товар требует модификации; реализация стратегии диверсификации; НТП; на рынке появляются новые ресурсные возможности для осуществления существующего технологического процесса; изменение конкурентных отношений на рынке ресурсов;