Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы
Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы.
Задание 2. Напишите рассуждение на тему: « Нужны ли императивные нормы?» или «Нужны ли диспозитивные нормы?»
Задание 3.Из толкового словаря русского языка выпишите по три слова, относящихся к диспозитивным и императивным нормам.
ТЕСТЫ
Тест 1. Найдите утверждение, соответствующие действительности. Правильность речи означает:
a) её соответствие общепринятым нормам поведении;.
b) её соответствие общепринятому употреблению языковых единиц;
c) её соответствие нормам литературного языка;
d) её соответствие диалектным нормам.
Тест 2. Найдите утверждение, не соответствующее действительности.
a) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка.
b) Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература.
c) Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность.
d) Нормы помогают литературному языку сохранить общепоятность.
Тест 3. Отметьте неверное определение: Динамический характер нормы связан…
a) с развитием языка;
b) с развитием общества;
c) с развитием литературы;
d) с развитием мышления.
Тест 4. Что не является источником изменения норм?
a) Неологизмы;
b) разговорная речь;
c) диалекты;
d) заимствование.
Тест 5. Найдите ряд, в котором речь идет о диспозитивных нормах.
a) Кузен [зэ];
b) амнезия [нэ];
c) антенна [тэ];
d) д´епо [допуст. дэ].
Тест 6. Найдите ряд, в котором речь идет об императивных нормах.
a) Маркетинг (допуст. маркетинг);
b) лорн´ет [допуст. нэ];
c) де-фактор [дэ];
d) лот’ерея [допут. тэ].
Тест 7. В каком ряду приведены неравноправные варианты:
a) [д’]екан и [дэ]кан;
b) [с’]ессия и [сэ]ссия;
c) но[в’]лла и но[вэ]лла;
d) [т’]ермин и [тэ]рмин.
Тест 8. В каком ряду приведены равноправные варианты:
a) иначе и иначе.
b) звонит и звонит;
c) бюрократия и бюрократия;
d) жалюзи и жалюзи.
Тест 9. Какое из значений соответствует слову кворум:
a) общее количество присутствующих на собрании;
b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным;
c) наиболее авторитетная часть присутствующих;
d) любое собрание.
Тест 10. Какое из значений соответствует слову брифинг:
a) пресс-конференция;
b) инструктаж;
c) встреча с глазу на глаз;
d) вид спорта.
Тема 4
Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (греч. orthos — правильный и epos — речь).Орфоэпией называют и совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.
Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи; внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.
Рассмотрим основные правила литературного произношения,которых необходимо придерживаться.
Ò Произношение гласных.В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называется законом редукции. Редукция может быть количественной (когда звук меняет лишь долготу звука) и качественной (когда звук меняет свое качество).
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]:овраг - [а]враг, автономия - [а]вт[а]номия, молоко – м[а]л[а]ко.
Буквы еи яв предударном слоге обозначают звук, средний между [е] и [и]: пятак - п[и]так, перо – п[и]ро.
Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: мединститут — мед[ы]нститут, из искры — из [ы]скры.
Ò Произношение согласных. Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т]– сад, любо[ф’] – любовь и т.д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, поро[к] – порог и т.д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо[х].
[Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк’]ий – лёгкий, ле[хк]о – легко.
Следует обратить внимание на сочетание чн,так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения.
По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный).
Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ична: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а,-Фомини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица и др.
Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой произносятся двояко: порядо[шн]о и порядо[чн]о.В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар — серде[шн]ый друг.
Ò Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах ( м[о]дель, [о]азис, [о]тель ) и твердых согласных перед гласным переднего ряда [е] ( с[тэ)нд, ко[дэ]кс, каш[нэ] ). В большинстве же заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т’]ет, па[т’]ефон, факуль[т’]ет, му[з’]ей, [р’]ектор, пио[н’]ер. Всегда перед [е] смягчаются заднеязычные согласные: па[к’]ет, [к’]егли, с[х’]ема, ба[г’]ет.
Обратите внимание на таблицу, в которой представлены орфоэпические ошибки, перечень которых не нашёл объяснения в предыдущем материале:
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ОШИБКИ | ПРИМЕРЫ (в скобках указано нормативное произношение) |
1. Ассимиляция (уподобление звуков) | Лаболатория (вместо лаборатория); брансбойт (вместо брандспойт); колидор (коридор); битон (бидон); кардон (картон). |
2. Эпентеза (неоправданная вставка звуков) | БеспрецеНдентный (норма: беспрецедентный); воеННОначальник (военачальник); дермаНтин (дерматин); дикОобраз (дикобраз); компеНтентный (компетентный); компромеНтировать (компрометировать); конкурентНоспособный (конкурентоспособный); констаНтировать (констатировать); летоИсчисление (летосчисление); перЕспектива (перспектива); перЕтурбация (пертурбация); поДскользнуться (поскользнуться); светопреДставление (светопреставление – свет преставляется, т.е. умирает); сТрам (срам); чЕрезвычайный (чрезвычайный), яВства (яства). Следует запомнить: конъЮНКктура – «создавшаяся в какой-либо области обстановка, ситуация»; конъЕКтура – «восстановление испорченного текста на основании догадки». |
3. Диереза (ошибочное устранение звуков) | Следует говорить брелОка (Р.п., ед.ч.), а не брелка; АзербаЙджан (а не Азербаджан); времяПРЕпровождение(а не времяпровождение) |
4. Метатеза (мена звуков), опрощение | Скурпулёзный (норма: скрупулёзный); трамва (травма); травмай (трамвай); друшлаг (дуршлаг); |
Описание орфоэпических норм можно найти в литературе по культуре речи, в специальных лингвистических исследованиях, например, в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение», а также в толковых словарях русского литературного языка, в частности, в однотомном «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
Использованная литература
1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 61 – 62)
2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 59 – 61)
ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ
? Какие нормы называются орфоэпическими?
? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения гласных звуков?
? Каковы орфоэпические нормы литературного произношения согласных звуков?
? Каковы причины мягкого и твердого произношения согласных перед гласной Е?
? Каковы причины различного произношения сочетания ЧН в современном русском языке?