Оперативно-справочные, оперативно-розыскные и криминалистические учеты
Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации. Именно эти функции и призвана обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел.
Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-разыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:
- о правонарушителях и преступниках;
- владельцах автомототранспортных средств;
- владельцах огнестрельного оружия;
- событиях и фактах криминального характера, правонарушениях;
- похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;
- другая подлежащая хранению информация.
Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуются данными:
- о силах и средствах, которыми располагает орган;
- результатах их деятельности.
Перечисленные сведения используются при организации работы подразделений, принятии практических мер по борьбе с преступностью и правонарушениями. Кроме указанных сведений широко используется научная и техническая информация, необходимая для совершенствования деятельности органов внутренних дел.
В информационном обеспечении правоохранительных органов центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших. Учеты предназначены для оперативного информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов.
Учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.
Целями учетов являются информационное обеспечение деятельности:
- по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
- предупреждению и выявлению административных правонарушений;
- подтверждению наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установлению места нахождения разыскиваемых лиц;
- установлению личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные;
- установлению личности граждан, не способных по состоянию здоровья или возраста сообщить данные о своей личности.
В настоящее время учеты ведутся на межгосударственном, федеральном, региональном, республиканском, краевом и областном уровнях. Также существуют локальные учеты, существующие в пределах определенного органа внутренних дел.
Учет подведомственных МВД преступлений охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах. В целом по России в последние годы с помощью информации, содержащейся в учетах, раскрываются от 19 до 23 % совершаемых преступлений, т.е. почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска.
Первоначально учеты назывались уголовной регистрацией, что отражало суть деятельности по регистрации преступников. Информацию о лицах упорядочивали по определенным группам признаков, что способствовало своевременному поиску необходимых сведений. В последующем учитывать стали не только самих преступников, но и предметы, следы, имевшие отношение к совершенному преступлению.
История развития учетов.Впервые учеты были применены во Франции А. Бертильоном в начале XIX в. В предложенном им криминалистическом учете фотоснимки преступников группировались по определенным признакам. Впоследствии Р. А. Рейсом была разработана система ведения картотеки с антропологическим описанием личности, в которую заносились такие характеристики, как рост, цвет глаз, параметры головы, и др. Наиболее эффективной оказалась немецкая система учета, состоявшая из трех взаимосвязанных частей для регистрации признаков внешности преступников: альбома фотографий, картотеки особых примет и фототеки.
В СССР в 1961 г. была введена Инструкция по учетам в органах внутренних дел. Компьютеризация информационно-поисковых служб органов внутренних дел началась в 1968 г.: 29 марта 1968 г. в целях совершенствования информационного обеспечения центрального аппарата МВД СССР для решения задач по комплексной автоматизации учетно-вычислительных работ был создан информационно-вычислительный центр (ИВЦ).
9 ноября 1970 г. для улучшения системы сбора и обработки информации и использования ее в оперативно-служебной деятельности на базе ИВЦ, 1 СО, отдела статистики Оргинспекторского управления, Бюро учета лиц, занимающихся бродяжничеством организуется Главный информационный центр (ГИЦ) при МВД СССР на основании соответствующего приказа Министра внутренних дел СССР «Об организации Главного информационного центра при МВД СССР». В МВД, УВД были созданы информационные центры (ИЦ).
В мае 1971 г. приказом МВД СССР были объявлены типовая структура информационных центров при МВД-УВД и временные типовые штаты вычислительных подразделений ИЦ. Штат ГИЦ был установлен в 498 человек. Структуру ГИЦ составили следующие подразделения: вычислительный центр (ВЦ), оперативно-справочный отдел (ОСО), отдел статистики (ОС), организационно-методический отдел, историко-архивный отдел (ИАО), отдел научно-технической информации (ОНТИ), редакционно-издательский отдел (РИО).
Всю разработку автоматизированных систем и задач тогда планировалось проводить силами ВЦ и поэтому в его структуре предусматривались отделы, которые должны были заниматься исследовательской работой, проектированием и разработкой систем:
- отдел автоматизированных систем;
- отдел отраслевой автоматизированной системы управления;
- отдел информационно-поисковых систем;
- отдел алгоритмизации;
- другие традиционные для вычислительных центров отделы.
В первый год по согласованию с оперативными службами были поставлены для решения с помощью ЭВМ такие задачи, как «Бродяги» и «Розыск». Через год после создания ГИЦ руководству министерства стало ясно, что улучшение функционирования системы информатизации в органах внутренних дел требует фундаментального научного подхода - иного, чем ранее, уровня организации разработок автоматизированных систем. Следствием этого явилось преобразование в ноябре 1971 г. ГИЦ в Главный научно-исследовательский центр управления и информации (ГНИЦУИ).
На ГНИЦУИ возлагались задачи по научной разработке проблем совершенствования систем управления и информации в органах внутренних дел, руководству учетно-регистрационной и информационной деятельностью; обеспечению аппарата МВД СССР, органов внутренних дел, других ведомств оперативно-справочной, статистической и научно-технической информацией. В течение года отраслевым службам министерства и органам внутренних дел были выданы около 200 отчетов по задачам «Розыск», «Профилактика», «Бродяги», «Умышленные убийства» и др. Широкое внедрение ЭВМ типа ЕС позволило информационным подразделениям использовать мощные операционные системы и системы управления базами данных, а появление магнитных дисков большой емкости - создавать базы данных большой емкости. Стала возможной реализация автоматизированной обработки таких проектов, как автоматизация оперативно-справочной картотеки.
В ГНИЦУИ и ИЦ начали успешно функционировать системы оперативно-розыскного назначения. В регионах были разработаны и вступили в эксплуатацию такие системы, как «Ермак», «Квадрат». Выросло число эффективно функционирующих автоматизированных информационно-справочных и информационно-поисковых систем, разработанных коллективами информационных подразделений МВД, УВД и ГНИЦУИ.
4 ноября 1985 г. ГНИЦУИ переименовывается в Главный информационный центр (ГИЦ) МВД СССР. Важным решением в этот период стало создание практически в каждом подразделении уровня горрайоргана специальных информационных подразделений, способствующих повышению уровня информационного взаимодействия подразделений ОВД в борьбе с преступностью.
В 1991 г. в связи с реорганизацией органов внутренних дел при МВД РСФСР было создано Республиканское информационное бюро (РИБ). Годом позже, в 1992 г., упраздняется МВД СССР, а ГИЦ МВД СССР и РИБ МВД РСФСР объединяются в ГИЦ МВД России. Утверждается новое Положение о Центре, в большей степени отвечающее решению как традиционных, так и новых задач, поставленных перед информационно-поисковой службой органов внутренних дел России. В то же время, было заключено Соглашение МВД государств - участников СНГ, в рамках которого Главный информационный центр МВД России формирует и ведет Межгосударственный информационный банк (МИБ), выдает в установленном порядке правоохранительным органам Российской Федерации и государств — участников СНГ, а также другим федеральным органам исполнительной власти запрашиваемую информацию.
В соответствии с новыми задачами ГИЦ МВД России в ноябре 2004 г. был объединен с Управлением оперативно-розыскной информации МВД России и преобразован в Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД России.
На современном этапе борьбы с преступностью крайне актуальным является тесное взаимодействие на международном уровне отечественных и зарубежных информационно-поисковых служб правоохранительных органов. В этой связи такая деятельность осуществляется в рамках Европейской полицейской организации - Европол и Международной организации уголовной полиции - Интерпол.
Европол - это правоохранительная организация, целью которой является повышение эффективности сотрудничества между компетентными органами стран Европейского Союза (ЕС) в борьбе с международной преступностью, в том числе и между соответствующими информационно-поисковыми службами этих органов.
Международная организация уголовной полиции - Интерпол, структура которой не мыслима без содержания в ней информационно-поисковой службы, была создана раньше Европола. В 1956 г. в Вене на юбилейной 25-й сессии Генеральной Ассамблеи МКУП был принят Устав организации, в котором в ст. 1 закреплено ее название - Международная организация уголовной полиции (МОУП) - Интерпол.
Организация насчитывает 186 стран-участниц, в каждой из которых существует орган, созданный для обеспечения сотрудничества, в том числе формирования соответствующих информационно-поисковых систем учетов криминалистической регистрации и плодотворного (эффективного) взаимообмена имеющимися в них сведениями, для борьбы с преступностью как у себя в стране, так и на международном уровне.
Классификация учетов.С помощью учетов получается информация, которая помогает в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в горрайлинорганах, ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты МВД России. Кроме того, учеты имеются в паспортных аппаратах. Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другая направляется в ИЦ и ГИАЦ для формирования единого банка данных.
В настоящее время ведение (сбор, обработка, хранение) учетов осуществляется в информационных подразделениях ОВД с помощью автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных автоматизированных систем.
Наряду с учетами в органах внутренних дел ведутся экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, которые создаются и хранятся в ЭКЦ МВД России (федеральные) и ЭКУ МВД, ГУВД, УВД (региональные). Коллекции и картотеки ЭКУ и ЭКЦ ориентированы прежде всего на обеспечение раскрытия и расследования преступлений.
Накапливаемая в учетах, коллекциях и картотеках оперативно-справочная, разыскная и криминалистическая информация именуется криминальной.
Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам.
По функциональному признаку учеты подразделяются на три группы:
- розыскные;
- оперативно-справочные;
- криминалистические.
Розыскные учетыпризваны давать неизвестные инициаторам запроса сведения об объектах учета. Очевидно, что при организации розыскных учетов в описание отдельных объектов учета должны быть включены те показатели, которые обычно известны на стадии возбуждения уголовного дела (способ действий, место действия, приметы лица, предметы посягательства и т.п.), а также обычно принятые в обществе идентификационные признаки личности: фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, работы.
Таким образом, розыскные учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а так же предупреждения особо опасных, в том числе серийных межрегиональных и региональных преступлений
Справочные учетыимеют много общего с розыскными учетами, основное их отличие заключается в форме запросов. В справочные учеты поступают запросы, особенно в случае ручных картотек, установленного образца, а в розыскные - произвольного вида.
Криминалистические учетыописывают, как правило, материальные следы преступления. В отличие от оперативных учетов обязательным условием обращения к криминалистическим учетам является криминалистическая экспертиза.
По объектовому признаку учеты подразделяются также на три группы:
- учеты лиц;
- учеты преступлений (правонарушений);
- учеты предметов.
Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ, и локальные учеты горрайлинорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в 250...300 млн учетных документов.
Централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты располагают следующими сведениями о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства:
- судимость, место и время отбывания наказания, дата и основание освобождения;
- перемещение осужденных;
- смерть в местах лишения свободы, изменение приговора, амнистия, номер уголовного дела;
- место жительства и работы до осуждения;
- задержание за бродяжничество;
- группа крови и дактилоформула осужденных.
Порядок формирования и ведения централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации регламентируется приказами МВД России.
Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные. Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляется в региональных банках криминальной информации (РБКИ).
Одним из основных компонентов информационно-вычислительной системы общего пользования органов внутренних дел (ИВС ОВД) является Федеральный банк криминальной информации (ФБКИ), вместе с РБКИ он составляет единую информационную структуру ОВД.
Автоматизированные информационно-поисковые системы.АИПС используются для выполнения основных функций органов внутренних дел. Их особенность заключается в накоплении и постоянном корректировании больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих оперативный интерес.
АИПС работают преимущественно по принципу «запрос-ответ», поэтому обработка информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском.
Принципиальную особенность АИПС составляет понятие «информационный поиск». Информационный поиск - это процесс отыскания в каком-то множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме (предмету) или содержат необходимые потребителю факты, сведения.
Автоматизированные информационно-поисковые системы принято подразделять на документальные и фактографические. Такое деление основано на различии объектов поиска. В документальных объектами поиска являются документы, их копии или библиографическое описание. В фактографических искомыми объектами могут быть записи, характеризующие конкретные факты или явления.
В системе органов внутренних дел АИПС решают задачи сбора, хранения, поиска и выдачи оперативно-розыскной и справочной информации.
Приведем основные АИПС и кратко охарактеризуем их назначение и возможности.
АИПС «АБД - Республика, область», «АБД - центр». С ее помощью в ИЦ и ГИАЦ формируется централизованный криминалистический учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц и преступлений, который предназначен для информационного обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и следственных действий, проводимых подразделениями ОВД и других правоохранительных органов.
Объектами учета ГИАЦ являются тяжкие и особо тяжкие преступления, а также лица, подозреваемые в совершении преступлений, обвиняемые в совершении преступлений и осужденные за совершение преступлений.
АИПС «Сейф». С ее помощью реализуется централизованный криминалистический учет хищений ценностей из металлических хранилищ.
Основным ее назначением является централизованное информационное обеспечение раскрытия серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками, в первую очередь в случае рецидива преступлений и межрегионального характера.
Учет формируется из информационных карт на преступление ИК-1, на лицо ИК-2. На учет «Сейф» берутся хищения из металлических хранилищ, зарегистрированных по линии уголовного розыска в период с 1 января 1990 г.
При использовании АИС «Сейф» составляется описание способа взлома в ИК-1 с прилагаемыми к картам фототаблицами. При наличии данных о выявлении совпадения способа совершения разных преступлений и лиц, их совершивших, информация об этом передается правоохранительные органы, из которых поступили ИК-1, ИК-2.
АИПС «Опознание». В ИЦ и ГИАЦ производится учет без вести пропавших, неопознанных трупов, больных и детей, личность которых не установлена.
Объектами учета являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства (ЛБГ), находящиеся на территории Российской Федерации, лица, пропавшие без вести, местонахождение которых и судьба остается неизвестной, а также неопознанные трупы.
АИПС «ФР - оповещение». База данных данной системы содержит централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, и ведется в ГИАЦ.
Данный учет предназначен для обеспечения мероприятий федерального розыска лиц, пропавших без вести и скрывающихся от правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств.
АИС «ФР - оповещение» осуществляет автоматизированную подготовку розыскных циркуляров для передачи их по каналам связи.
Циркуляры в виде файлов в централизованном порядке из ГИАЦ рассылаются в ИЦ по сети передачи данных «ТВ - информ МВД РФ» и МСПД МВД России.
Сведения о лицах, объявленных в федеральный розыск правоохранительными органами России, по аналогичной технологии передаются в информационные подразделения правоохранительных органов государств - участников СНГ для осуществления межгосударственного розыска.
АИПС «Оружие». Путем формирования и ведения данной базы данных в ИЦ и ГИАЦ осуществляется централизованный учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого вооружения.
Данный учет осуществляется в целях обеспечения розыска утраченного оружия, установления принадлежности выявленного вооружения и содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.
Учету подлежит оружие, имеющее индивидуальный номер, присвоенный организацией-изготовителем или при регистрации его в подразделениях разрешительной системы, утраченное (похищенное, утерянное) и выявленное (изъятое, найденное, добровольно сданное) вооружение.
АИПС «Автопоиск». С использованием данной системы осуществляется централизованный учет разыскиваемых автотранспортных средств.
Настоящий централизованный учет предназначен для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи в установленном порядке информации (оперативных и основных сведений) о разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена, имеющих номерную маркировку предприятий изготовителей.
АИПС «Автопоиск» используется на федеральном уровне (ГИАЦ) и на местном уровне (ИЦ).
АИПС «Розыск». Данный Оперативный учет был создан в интересах подразделений ГИББД.
В базе данных АИПС «Розыск» содержатся все сведения о разыскиваемых транспортных средствах базы данных АИПС «Автопоиск», а так же информация, поставленная на оперативный учет подразделениями МВД.
В ГИАЦ федеральному учету подлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым автомобилям, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных робот отечественного и иностранного производства. В ИЦ местному учету подлежат те же транспортные средства, что и в ГИАЦ, а так же прицепы к легковым автомобилям и тракторам, мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски.
АИПС «Антиквариат». В целях обеспечения розыска похищенных предметов, имеющих особою историческую, научную, художественную или культурную ценность, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями, организован централизованный учет указанных предметов.
В ИЦ и ГИАЦ учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных АИПС «Антиквариат».
Учету подлежат похищенные предметы, имеющие особую историческую, художественную, культурную ценность. К ним относят археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы искусства.
АИПС «Криминал - И». Данная система создана в целях обеспечения правоохранительных органов информацией о правонарушения и преступлениях со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства или совершенных в отношении их.
В ИЦ и ГИАЦ данный учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных АИС «Криминал - И».
В составе АИС «Криминал - И» функционируют следующие подсистемы:
- «административная практика» - информация о фактах административных правонарушений, допущенных иностранными гражданами и ЛБГ всех категорий, пребывающих на территории Российской Федерации;
- «преступление» - информация о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и ЛБГ, а так же в отношении которых совершены преступления на территории Российской Федерации;
- «дорожно-транспортное происшествие» («ДТП - И») - оперативно-справочная и аналитическая информация об иностранных
- гражданах и ЛБГ - участниках ДТП на территории Российской Федерации;
- «розыск» - информация об иностранных гражданах и ЛБГ, находящихся в розыске и разысканных;
- «наказание» - информации об иностранных гражданах и гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
С помощью АИС «Криминал - И» при задержании иностранного гражданина или ЛБГ сведения о нем проверяются по централизованным учетам. Также системой предусмотрена возможность выдачи информации статистического и аналитического характера.
АИПС «Номерные вещи». Автоматизированная информационно-поисковая система «Номерные вещи» на базе ИЦ и ГИАЦ осуществляет централизованный автоматизированный учет похищенных, утраченных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей.
Используя данный централизованный учет, в ГИАЦ можно получить сведения об изъятых похищенных номерных вещах, в частности о холодном оружии (в том числе метательном и пневматическом), номерных документах (в том числе паспортах граждан Российской Федерации и бланках паспортно-визовых документов строгой отчетности), номерных знаках и ценных бумагах, связанных с совершенными преступлениями.
АИПС «Иностранец». Автоматизированная информационно-поисковая система «Иностранец» на базе ИЦ содержит сведения о лицах дальнего и ближнего зарубежья, а так же о лицах без гражданства, зарегистрированных на территории той или иной области республики. Запрос можно осуществлять по следующим реквизитам:
- установочные данные на лицо;
- цель приезда;
- дата въезда;
- место регистрации;
- дата окончания регистрации.
АИПС «Досье - Мошенник». Автоматизированная информационно-поисковая система «Досье - Мошенник» на базе ИЦ содержит сведения о лицах, совершивших хищение денежных средств и товарно-материальных ценностей путем мошенничества, а так же организациях и предприятиях, включивших заведомо невыполнимые договоры на поставку товаров народного потребления.
АБД «Наемники». Автоматизированный банк оперативной информации о лицах, подозреваемых в совершении убийств по найму (приметы, клички, оружие, адреса, свидетели и т.д.) и заказчиках этих убийств.
«АБД - АП». Единый автоматизированный банк данных оперативной информации о лицах, осуществляющих нелегальное произ- водство и оптовые поставки этилового спирта и алкогольной продукции, предприятиях и организациях, вовлеченных в незаконный оборот указанной продукции.
В настоящее время внедряются автоматизированные информационно-поисковые системы «ДОСЬЕ» и «НАСИЛИЕ».
АИПС «ДОСЬЕ». Данная система позволяет получить сведения об особо опасных рецидивистах, «ворах в законе», «авторитетах» преступного мира и др. (установочные данные, приметы, место работы, жительства, связи, привычки и т.д.).
АИПС «НАСИЛИЕ». Данная система обеспечивает такими сведениями о тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях, связанных с насилием против личности, как предмет посягательства, место, время и способ совершения, описание изъятых следов и др.
Автоматизированные информационные дактилоскопические системы.С конца 1980-х годов начались активные попытки внедрения в деятельность ОВД автоматизированных информационных дактилоскопических систем (АДИС) на основе персональных компьютеров, с помощью которых можно автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти и производить качественный сравнительный анализ. С начала 1990-х годов процесс начал приобретать первые признаки организованности: в 1992-1993 гг. по инициативе ЭКЦ МВД России было впервые проведено конкурсное тестирование более десяти АДИС. Тестирование в полном объеме прошли лишь четыре отечественные системы, которые приказом МВД России от 03.08.1993 № 365 были представлены к проведению опытных испытаний в ряде УВД. В мае 1994 г. на научно-методическом совете в ЭКЦ МВД России были выделены особо две из этих четырех систем:
- «Папилон», разработчик - ТОО «Системы Папилон» (г. Миасс Челябинской области);
- «Сонда-Фрес», разработчик - СП «Совиндейта» (г. Миасс Челябинской области).
В настоящее время в различных регионах Российской Федерации эксплуатируются около 500 программно-технических комплексов АДИС различного уровня и назначения. Суммарно в этих системах автоматизированы около 10 млн дактилокарт и 2 млн следов с мест нераскрытых преступлений.
Организация работы с АДИС выглядит следующим образом. Структура единой областной дактилоскопической системы состоит из центральной станции и связанных с ней пользовательских станций, установленных в ГОРОВД. Обе базы данных (БД дактилокарт и БД следов с мест преступлений) хранятся и обрабатываются на центральной станции, программно-технические возможности которой позволяют работать с большими объемами информации. Пополнение баз данных и запросы на проведение поисков по всей региональной БД или по какой-либо ее части производятся непосредственно из ГОРОВД.
В связи с большим объемом графической информации с изображениями отпечатков пальцев рук подучетных лиц, что затрудняет их передачу по модемным линиям связи, эту информацию можно передавать на центральную станцию записанной на лазерные диски. Рекомендательные списки, полученные после поиска, передаются в ГОРОВД по модемной связи для окончательного этапа сравнивания.
Двухуровневая организация автоматизированной дактилоскопической системы с единой общекраевой (общеобластной) базой данных позволяет получить преимущества перед разрозненно, автономно действующими дактилоскопическими системами в ГОРОВД области. При такой организации работы центральная станция может работать в дежурном режиме, что позволяет оперативно отрабатывать любые срочные запросы по всей областной базе данных. Проверка по централизованной дактилокартотеке, как правило, должна производиться лишь после обращения к местным учетам.
Дактилоскопические карточки оперативно-справочных учетов строятся по десятипальцевой (декадактилоскопической) системе. Раскладка дактилокарт производится по дактилоскопическим формулам. Для проверки по дактилоскопическим учетам заполняются дактилокарта и требование (запрос). Оттиски пальцевых узоров должны быть четкими. При установлении личности убитых, погибших или умерших неизвестных граждан в дактилокарте указываются пол, примерный возраст, особые приметы и дата обнаружения трупа.
В АИПС вся поступающая информация учитывается и систематизируется таким образом, что позволяет, во-первых, организовать неоднократное обращение к ней различных аппаратов и служб органов внутренних дел и, во-вторых, постоянно пополнять ее новой и удалять устаревшую информацию. При этом необходимо подчеркнуть важнейшую характеристикуавтоматизированных учетов: однократный ввод информации и последующее многократное ее использование. Информация концентрируется, обрабатывается, хранится и выдается пользователям в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими ведение оперативно-разыскных и профилактических учетов органов внутренних дел.
За рубежом первые автоматизированные информационные поисковые системы появились в полиции США в начале 1950-х годов и предназначались для обеспечения розыска угнанных автомашин. В Европе АИПС стали эксплуатироваться с середины 1950-х годов в полиции ФРГ. В настоящее время во всех развитых странах компьютерные системы применяются для решения широкого круга полицейских задач.