Стадии процесса организации исполнения решений и их характеристика
Процессы подготовки и принятия управленческих решений и организации их исполнения различаются по технологии, в том числе по стадиям реализации.[4]
Наиболее отчетливо это просматривается при выполнении определенной практической задачи. В данном случае возьмем в качестве примера такую задачу, как организация взаимодействия в ОВД.
Для исполнения принятого управленческого решения по организации совместной деятельности необходимо, прежде всего, образовать систему соответствующих органов. Следует предварительно определить объекты и субъекты организации взаимодействия, которые выступают в качестве элементов системы. На данном этапе уточняются, учитываются происшедшие изменения, как в системе ОВД, так и во внешней среде.
Создание системы взаимодействующих органов предполагает решение таких вопросов, как:
- установление связей между участниками совместной деятельности (объектами и субъектами);
- наделение элементов системы компетенцией, необходимой для успешного функционирования (полномочия, связанные с решением основных задач, остаются неизменными, так как службы и подразделения, совместно выполняющие общие для них задачи, реализуют свои повседневные функции);
- принятие мер на случай нарушения связей.
Наличие связей - обязательное условие, координации взаимодействующих элементов системы ОВД. Их установление позволяет обмениваться информацией, определять продолжительность, пути и способы решения задач, передавать необходимые указания субъектов объектам, получать от последних соответствующие сведения о ходе совместной деятельности. Важно установить оптимальное число связей. Их количество обусловливается различными факторами, среди которых можно отмстить такие, как число объектов; объем необходимой информации, ее источники и каналы поступления; перечень органов, заинтересованных в ее получении.
На число устанавливаемых в системе связей оказывает влияние и такое обстоятельство, как количество субъектов организации данного вида деятельности. Ранее рассматривалось функционирование лишь таких субъектов, которые принимают непосредственное участие в координации деятельности соответствующих подразделений. На практике их количество, как правило, больше, что определяется в основном объемом выполняемой работы и значением решаемой задачи.
Однако сложность осуществления этой задачи, а также ее социально-политическая значимость приводят к тому, что в данном виде управленческой деятельности наряду с непосредственным субъектом участие принимают и вышестоящие руководители, которые контролируют и регулируют ее реализацию. Зачастую такими субъектами являются несколько руководителей различных управленческих уровней.
По мере выявления круга субъектов между ними и взаимодействующими органами устанавливаются необходимые связи, характер которых должен зависеть от их роли и степени участия, в организации взаимодействия.
Неправильна практика, когда между субъектами и объектами существуют только прямые связи, позволяющие всем, в том числе и вышестоящим, субъектам вмешиваться в деятельность подразделений, совместно решающих общие задачи. Это приводит к дублированию, нарушению принципа единоначалия и личной ответственности за порученный участок работы, подрыву авторитета непосредственного руководителя, вызывает у него и участников взаимодействия чувство неуверенности. В результате снижается эффективность функционирования системы.
Вмешательство вышестоящих руководителей в деятельность субъектов организации взаимодействия может иметь место только в исключительных случаях, оправданных необходимостью оперативного решения определенных задач (например, неправильными действиями нижестоящего субъекта и т. д.). Обычно прямые связи должны устанавливаться между объектами и непосредственным субъектом организации взаимодействия.
Участие вышестоящих руководителей в управлении системой взаимодействующих органов может осуществляться, как правило, лишь через непосредственного субъекта, который в большей степени знаком с оперативной обстановкой на данном административном участке, лучше знает своих сотрудников, особенности решения поставленной задачи.
На количество и характер связей влияет и такой фактор, как объем и содержание циркулирующей информации, источники и каналы ее получения[5].
После создания системы взаимодействия органов, ее составляющих, доводится содержание ранее принятого управленческого решения по организации взаимодействия между конкретными службами и подразделениями (на практике эти мероприятия иногда осуществляются одновременно).
Такая деятельность выступает в качестве самостоятельной стадии процесса организации взаимодействия в ОВД и предполагает решение следующих вопросов[6]:
- определение способов передачи информации (телефон, телеграф, радио, почта и т. д.);
- изучение надежности их функционирования, а также скорости передачи сообщений;
- установление времени передачи и содержания принятого решения;
- выявление необходимости в подтверждении получения взаимодействующими элементами ОВД управленческого решения.
Принятое управленческое решение обычно направляется в адрес лица, возглавляющего систему взаимодействующих органов. После его получения субъект управления уясняет его содержание. После этого он принимает необходимые меры по доведению управленческого решения до взаимодействующих служб и подразделений, его разъяснению и детализации, степень которых зависит от сложности основной задачи, квалификации объектов организации взаимодействия, их прошлого опыта в решении аналогичных задач.
Разъяснение, детализация содержания управленческого решения могут осуществляться путем проведения инструктажа, издания специального документа, методического указания, а также в ходе совместных учений, штабных тренировок и т. д.
На этой стадии освещаются вопросы[7]:
- содержание основной задачи;
- общий план действий по ее решению;
- сведения о взаимодействующих органах;
- задачи, осуществляемые конкретными службами и подразделениями;
- временные характеристики выполнения данных задач;
- этапы решения основной задачи, на которых службы и подразделения выполняют детализированные задачи автономно или совместно;
- согласование по месту, времени, территории;
- оценка оперативной обстановки и информации о факторах, способствующих или препятствующих ее выполнеию;
- возможные изменения обстановки и способы действий в новых условиях;
- время готовности, начала, окончания и продолжительности совместных действий, возможные перерывы;
- способы и средства поддержания связи между участниками взаимодействия;
- порядок информирования руководителей и взаимодействующих органов и содержание сообщаемых сведений;
- материально-техническое и иное обеспечение взаимодействия;
- контроль за функционированием взаимодействующих элементов системы органов внутренних дел.
После реализации перечисленных стадий процесса организации взаимодействия и решения вышеназванных вопросов службы и подразделения ОВД приступают к выполнению общей для них задачи.
В этот период субъекту координации взаимодействующих органов необходимо организовать контроль за их функционированием.
Как известно, контроль фактически представляет собой деятельность субъекта управления по сбору и анализу осведомительной информации за претворением в жизнь принятого управленческого решения.
Поэтому он предполагает в первую очередь установление обратных связей, без наличия которых невозможно получение информации подобного рода.
Эта стадия связана с изучением таких вопросов, как:
- определение объектов взаимодействия, от которых необходимо получение осведомительной информации (этот вопрос в принципе решается на предыдущих стадиях);
- установление обратных связей между взаимодействующими службами и подразделениями и субъектом организации взаимодействия;
- определение каналов движения обратной информации и их надежности;
- принятие мер, необходимых для восстановления утраченных связей.
Следующей стадией процесса организации взаимодействия является получение осведомительной информации. Она предполагает рассмотрение[8]:
- круга проблем, которые должна освещать осведомительная информация (в соответствии с ним определяются ее вид, содержание и объем);
- очередности и сроков посылки информации элементами системы;
- ответственности на случай непредоставления осведомительной информации и нарушений требований к ней (полноты, достоверности, своевременности и т. д.).
Получив осведомительную информацию, субъект управления данной системой взаимодействующих органов оценивает ее. Начинается следующая стадия процесса организации взаимодействия, содержание которой включает решение таких вопросов, как:
- насколько соответствует деятельность взаимодействующих органов содержанию принятого управленческого решения по организации взаимодействия;
- правильно ли принято управленческое решение по организации взаимодействия;
- способствует ли оно осуществлению основной задачи;
- какие изменения произошли в оперативной обстановке и что надо предпринять для более успешного решения стоящих перед системой задач;
- какие взаимодействующие органы функционируют успешно, а какие не справляются со своими обязанностями;
- можно ли повысить эффективность деятельности последних;
- какую дополнительную информацию следует собрать для более полного освещения процесса организации взаимодействия по решению конкретной задачи.
На основании полученной информации субъект организации взаимодействия в ОВД принимает новые управленческие решения, способствующие более эффективному функционированию взаимодействующих служб и подразделений[9].