Пример постановки аналитической задачи

I. Постановка аналитической задачи должна содержать следующие разделы:

1. Организационно-экономическая сущность задачи

1.1. Наименование задачи.

1.2. Для кого предназначены результаты решения.

1.3. Общая характеристика предметной области и проблемы.

1.4. Цель решения задачи.

2. Описание входной информации

2.1. Входные оперативные данные (описание измерений хранилища данных).

2.2. Постоянная информация.

3. Описание результирующей информации

3.1. Описание табличного и графического представления результатов анализа.

3.2. Анализ результатов.

Уточним каждый раздел.

Организационно-экономическая сущность задачи

В названии задачи (п. 1.1) указывается цель ее решения, например, «Анализ ритмичности поставок» или «Анализ объемов продаж по регионам и товарным группам».

В п. 1.2 приводится название отдела или лицо, принимающее решение, для которого решается задача.

В п.1.3 «Общая характеристика предметной области и проблемы» указывается сфера интересов лица, принимающего решение. Такими сферами могут быть: продажи, закупки, цены, склады, бюджет и т.д. В каждой сфере имеются различные стороны. Например, в сфере продаж можно выделить следующие вопросы:

- как изменялся в течение года объем продаж по товарным группам? Какие регионы наиболее прибыльны? Различается ли структура доходности регионов, и за счет каких товарных групп она различается?

- за счет каких товаров магазины в г. Москве добиваются повышения оборота? Зависит ли оборот от времени года?

В соответствии с предметной областью формируется проблема, требующая применения OLAP-технологии. Причинами могут быть:

- низкие объемы продаж в разные периоды года в некоторых регионах;

- увеличение затрат на транспортировку товаров;

- увеличение выплат штрафных санкций и неустоек и т.д.

Проблема должна быть сформулирована таким образом, чтобы можно было определить цель решения задачи. Например, «Повышение объема продаж по южным регионам области» или «Снижение затрат на транспортировку товаров».

В п. 1.4 «Цель решения задачи» сформулированная в п. 1.3 проблема должна быть перефразирована в цель, достижение которой позволит ликвидировать проблему, например, «Составить отчет и график продаж, отражающие тенденции продаж по товарным группам» или «Cоставить аналитический отчет по транспортным затратам и регионам».

2. Описание входной информации

2.1. Входные оперативные данные (описание измерений хранилища данных и структуру базы данных).

OLAP-технология основывается на использовании многомерных хранилищ данных, которые позволяют анализировать информацию в разрезе трех различных измерений из множества возможных измерений. Множество измерений зависит от числа объектов. В качестве объектов могут выступать: товар, время (период), регион, исполнитель, финансовый счет и др. На пересечении осей измерений находятся различные экономические показатели: выручка (объемы продаж), затраты, прибыль, себестоимость.

В данном разделе описываются все измерения объекта или процесса, согласно которым строится хранилище данных и реализуется OLAP- технология. Для определения измерений предварительно необходимо сформулировать анализируемый показатель, зависящий от измерений. Например, «Объем продаж» зависит от показателей «время», «регион» и «товар», которые и будут служить измерениями для решения данной задачи.

Если требуется более детальное измерение какого-либо фактора, то указывается соответствующая иерархия, например,

товар → группа товаров → код товара,

регион → область → город.

Структура базы данных описывается средствами используемой аналитической системы.

2.2. Постоянная информация.

Структура справочников описывается средствами используемой аналитической системы.

3. Описание результирующей информации

3.1. Описание табличного и графического представления результатов анализа.

В данном разделе выполняется табличное описание результирующей информации средствами используемой аналитической системы. Если кроме таблицы требуется построить диаграмму или график, то, в зависимости от целей задачи, необходимо выбрать их вид для наглядного представления анализируемых данных.

3.2. Анализ результатов

Полученные результаты анализируются с экономической точки зрения. В качестве результатов можно выявлять объем выручки, объемы продаж, затраты, прибыль, себестоимость и пр. на базе OLAP-отчетов, таблиц, трендов и кластеров важнейших показателей.

II. Компьютерная модель решения задачи

После разработки информационного обеспечения задачи переходят к ее аналитическому представлению. Для аналитического представления больше всего подходит язык математики. В такой модели связь между исходными данными и конечными результатами фиксируется с помощью формул. Практикуются также и информационные модели, помогающие правильно установить связи между базами данных с помощью полей.

Наши рекомендации