Атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов

Атмосферным фронтом (АФ) называется раздел между двумя различными ВМ (рис. 8.6).

Переходная зона между ВМ у поверхности земли называется линией фронта. Ее

ширина дост игает нескольких десятков километров.

Переходная зона в пространстве называется фронтальной поверхностью. Ее толщина в нижней и сред ней т ропосфере достигает несколько сотен мет ров, а в верхней - 1...2 км. Фронтальная поверхность всегд а наклонена в ст орону холодного воздуха. Объясняется это тем, что давление в х олод ном воздухе с высотой убывает бы стрее, чем в т еплом, поэтому

менее плот ный теплый воздух натекает на более плотный холодный. Угол наклона фронтальной поверхности к горизонт у оч ень мал и составляет около одного град уса. Тангенс угла наклона колеблет ся от 1/50 до 1/300. Наиб олее част о он составляет 1/100. Это означает, чт о по мере удаления у земли от линии фронта в ст орону ХВ фронт альная поверхность будет повышаться примерно на 1 км на кажд ые 100 км расстояния. Величина угла наклона зависит от соотношения температ ур и скорости ветра в ВМ, лежащих по обе стороны АФ. Об ычно фронтальная поверхность пред ставляет соб ой слой инверсии и является задерживающим слоем.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис.8.6. Атмосферный фронт

Определение положения АФ осущ ествляется с использованием ряда признаков на картах погоды:

− линия фронта проходит вдоль оси барической ложбины;

− вдоль линии фронта наблюдает ся сх одимость воздушных потоков. При этом перед фронтом ветер дует параллельно фронту, а за фронтом - перпендикулярно. После прохождения фронт а ветер поворачивает по часовой ст релке;

− при переходе через линию фронт а наблюдаются заметные контрасты температуры

(Dt > 5°С);

− при переходе через линию фронта изменяются значения точки росы, влагосодержания,

видимост и;

− с АФ связаны мощная облачность и осад ки. При этом кажд ому фронтальному раздел у соответствуют характерные для него облачные системы и зоны осадков: перед теплым фронтом наблюдается сист ема слоист ообразной облачност и (Ci, Cs, As, Ns, Fr nb) и ш ирокая зона об ложных осадков; для холодного фронта типичны кучевооб разные облака (чаще Cb) и ливневые осадки; для фронта окклюзии т ипичны многослойная облачность различных форм и расположение зон осадков по обе стороны от линии фронта;

− при переходе линии фронта происходит изменение барической тенденции: перед теплым фронтом наблюдает ся падение давления, за х олод ным фронтом - рост.

В ат мосфере пост оянно происх одят процессы образования и размы вания АФ

(фронтогенез и фронт олиз).

Основной причиной образования (фронтогенеза) АФ является сходимост ь ВМ. В местах вст речи ВМ, где об разуется зона с большими контраст ами температ уры, влажност и, д ругих метеорологических величин и явлений, и возникает АФ.

Размывание (фронтолиз) АФ происходит при условии длит ельного существования расходимости ВМ.

АФ различают по географическим признакам, их прот яженности, особенностям перемещения, вертикального и горизонтального строения и условий погоды.

По географическим признакам в связи с географической классификацией ВМ

различают следующие главные АФ:

− арктический фронт;

− полярный (умеренный) фронт;

− т ропический фронт.

Названия главных атмосферных фронтов получены по более холодной из двух возд уш ных масс, кот орые они разделяют:

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

По горизонтальной и вертикальной протяженности различают следующие фронт ы:

− основные (высокие);

− вторичные;

− верхние.

Основные АФ имеют большую горизонтальную (несколько тысяч километров) и вертикальную (несколько километров) прот яженность, обычно прослеживаются по всей тропосфере. Разделяют ВМ, существенно различающиеся по своим свойст вам. Контраст температ ур ы на приземной карте в зоне основны х фронтов обычно превышает 5°С.

Вторичные фронты являются разделами внутри одной и той же воздушной массы, но межд у различными по температ уре объемами (порциями) воздуха. Контраст температур обычно составляет несколько градусов. Горизонтальная прот яженность т аких фронтов не превышает несколько сот ен километ ров, по вертикали они достигают 3…5 км.

Верхние фронты образуются на некот орой высоте в т ропосфере. Они прослеживаются на картах барической топографии, но не выявляются на приземных картах погоды.

Высокие и верхние фронты образуют в верхней тропосфере широкую переходную зону, называемую высотной фронтальной зоной (ВФЗ) (рис. 8.7). Если эта зона имеет широтное расположение и большую протяженност ь, ее назы вают планет арной высотной фронт альной зоной (ПВФЗ).

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис. 8.7. Высотная фронтальная зона:

а) одного атмосф ерного фронта; б) дв ух атмосферных ф ронтов

Иногд а два хорош о выраженных внизу фронта сливают ся в верхних слоях т ропосферы, об разуя одну широкую ВФЗ. ВФЗ характеризуется большими горизонт альными градиентами температуры. Обычно вдоль ВФЗ наблюдают ся струйные течения.

По особенностям перемещения , вертикального строения и условий погоды различают:

− прост ые фронт ы - т еплые, х олодные, стационарные (малоподвижные);

− сложные фронт ы или фронты окклюзии - теплые, холодные.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru  
Теплым фронтом ( ТФ ) - называет ся такой ат мосферный фронт , который образует ся при д вижении т еплого воздуха в сторону отступающ его холодного воздуха. Средняя скорость его движения достигает 20…30 км/ч. На карт ах погоды наносит ся линией красного цвета или т аким орнаментом .

В холодное время года на ТФ (рис. 8.8) за счет восходящего скольжения теплого воздуха по холодному образует ся слоистообразная облачност ь.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Р ис. 8.8. Схема облачности теплого ф ронта в холодное время года

Облачност ь может быт ь сплош ной, но зачаст ую облака верхнего яруса отделены от слоисто- д ождевых и высоко-слоистых облаков безоблачной прослойкой. Из слоисто-дождевых и высоко-слоист ых облаков выпадают обложные осадки, ширина зоны которых д остигает

400…500 км (летом она не превышает 200…300 км т .к. осадки из высоко-слоистых об лаков испаряют ся и до земли не доходят). В зоне осадков образуются низкие разорванно-д ождевые об лака, а иногда и фронтальные т уманы, ширина зоны которых вдоль линии фронта д остигает 100…200 км. У земли при приближении ТФ от мечается падение давления, что приводит к усилению вет ра и возникновению общих метелей. Если т еплый воздух сухой, то об лачная система ТФ состоит только из облаков среднего и/или верхнего ярусов.

При полетах в облаках, осад ках и т уманах возможно обледенение возд уш ных суд ов, инт енсивност ь которого зависит от температуры воздуха и водност и облака. Наиболее интенсивным и опасным обледенение бывает при полетах в зоне переохлажденного (ледяного) д ождя.

При пробивании облачности сверху вниз или снизу вверх возможна элект ризация воздушного судна и поражение его разряд ом ст атического элект ричества.

В зоне осадков взлет , посадка и визуальные полеты затрудняются или исключают ся из-за низкой облачности и плохой видимости в осадках, т уманах и метелях.

В теплое врем я года (рис. 8.9), если т еплый возд ух являет ся МТВ или хорошо прогрет ым МУВ, на ТФ наряду со слоист ообразными облаками образуются кучево-дождевые облака и развивают ся грозы. Обычно э то бывает летом ночью или утр ом, реже - днем.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис. 8.9. Схема облачности теплого ф ронта в теплое время года

Развитие этих гроз обуславливает ся сильным ночны м радиационным выхолаживанием верхнего слоя фронтальной облачности ( tн ) при относительно неизменных т емпературах в нижних слоях облаков ( t0 ). Это приводит к увеличению контраст а температ уры между нижним и верхним краем об лака, а, следовательно, к увеличению верт икального температ урного градиент а (рис. 8.10). Больш ие вертикальные температ урные градиенты являются причиной развития вертикальных токов внутри слоистообразных облаков. Эт и токи и приводят к образованию кучево-дождевых облаков, замаскированных слоисто- образными облаками т еплого фронт а. Нижняя граница кучево-дождевых облаков нах од ится на высот е 1,5…2 км, а верхняя граница может значительно выступать над облаками теплого фронт а.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис. 8.10. Условия возникнов ения вертикальных токов в облаках теплого фронта

Условия полетов в зоне теплого фронта лет ом осложняются сильным обледенением, сильной болтанкой и скрытыми (замаскированными) кучево-д ождевыми об лаками, в которых развивают ся грозы.

При полетах в зонах т еплых фронтов рекомендуется :

− пересекать фронт перпендикулярно к линии фронт а, используя при эт ом имеющиеся безоблачные прослойки;

− обнаруживать грозы по радиолокатору, т реску в телефонах (науш никах), “рысканию”

стрелки радиокомпаса, сильной болтанке;

− обходит ь грозы т олько на воздушных судах , оборудованных б ортовыми радиолокаторами, при этом расст ояние между краями засветок на экране радиолокатора должно бы ть не менее 50 км;

− помнить о сильном обледенении в слоисто-дождевых, высоко- слоистых облаках и

переохлажд енных осадках. Зимой из зоны обледенения уход ить вверх, в сторону более низких отрицательных т емператур, летом – вниз, в ст орону положительных температур;

− помнить, что предвестником приближения теплого фронт а (плохой погоды) являют ся перисты е облака.

Холодным фронтом ( ХФ ) называется т акой ат мосферный фронт, который образуется при движении холодного воздуха в сторону отступающ его т еплого воздуха. В зависимости от скорости движения различают ХФ 1-го род а и ХФ 2-го рода. На карт ах погоды ХФ наносят ся линией синего цвет а или таким орнамент ом атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru .

ХФ 1-го рода - это медленно движущийся ХФ (рис. 8.11). Средняя скорость его д вижения сост авляет 30…40 км/ч.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис. 8.11. Схема облачности холодного фронта 1-го рода

Холодный воздух медленно подтекает под т еплы й воздух и вынуждает часть его двигаться вверх вертикально (вынужденная конвекция), а другую часть - путем восходящего скольжения. В результате э того в передней крутой части фронта образуются кучево-дождевые облака, кот орые сопровождаются ливневыми осадками, грозами, шквалами и смерчами, сильным об леденением и сильной болтанкой. К учево-д ождевые об лака располагаются вдоль линии фронта и занимают полосу шириной 40…60 км, развиваются в теплое время года до

8...10 км, а иногд а и до т ропопаузы, зимой – не превышают 4…5 км. Над верхней частью фронтальной поверхности образуются слоистообразные об лака, как на типичном теплом фронте. Ш ирина зоны об ложных осадков за линией фронт а дост игает 100...200 км летом и до

300 км зимой. В зоне осадков образуют ся низкие разорванно-дождевые облака и иногда т уманы. ХФ 1-го род а по характ еру облачности в холодное время напоминает ТФ, т олько все явления проходят в обратном порядке: сначала появляются низкие слоист о-дождевые и разорванно-дождевые облака, затем высоко-слоистые, перисто-слоистые и, наконец, перистые.

Условия полетов зимой т акие же, как и на т еплом фронте. Летом условия полетов определяются, в основном, наличием кучево-дождевых облаков, входит ь в которые руководящими документ ами запрещает ся.

Хф 2-го рода - это быст родвижущийся ХФ (р ис. 8.12). Средняя скорость его движения

40…60 км/ч, максимальная - 80…100 км/ч. Холодный воздух движется с большой скоростью, инт енсивно подтекает под теплый воздух и выт есняет весь теплый воздух вертикально вверх. В результ ате э того образуют ся к учево-дождевые облака, которые летом достигают т ропопаузы, а иногда и нижних слоев стратосферы. Зимой они не превышают

5…7 км. Ширина зоны об лачности и осад ков дост игает 40…60 км.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис. 8.12. Схема облачности холодного фронта 2-го рода

В теплое время года кучево-дождевые облака сопровождаются ливневыми осадками, часто с градом, шквалами, смерчами, грозами. В засушливых районах кучево-дожд евы е облака на ХФ 2-го род а не образуются, но часто наблюдаются пыльные б ури.

В холодное время года фронт проходит с резким усилением ветра, снежными

“зарядами”, иногда с грозами.

За фронтом сразу же наступает прояснение, но оно кратковременно, т ак как за основным фронтом часто движутся вторичные фронт ы или куч евообразные облака неустойчивой воздушной массы. Перед фронтом на удалении 80…200 км движутся высоко- кучевые чечевицеобразные или линзовидные облака ( Ac lent), которые являются предвестниками приближения ХФ 2-го рода.

Условия полет ов в зоне фронта обуславливаются кучево-дождевыми облаками.

Особенно опасными такие фронты бывают лет ом днем в послеполуд енные часы (в часы максимального прогрева под стилающей поверхности).

На картах погоды холодные фронты 1-го и 2-го рода различают по облачным системам.

Фронты оккл юзии (Ф 0) - э то такие атмосферные фронты, кот орые образуются при слиянии теплых и холодных фронтов (рис. 8.13). На картах погоды наносятся линией коричневого цвета или таким орнаментом атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru .

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис.8.13. Процесс образования фронта окклюзии

Слияние фронтов происходит в связи с тем, что ХФ дв ижется значительно быстрее, чем ТФ. В момент слияния фронтов происходит сближение их облачных систем. Кучево-дождевые облака ХФ сливают ся со слоистообразными облаками ТФ и приобретают скрытый характ ер. Теплый воздух при эт ом отрывается от земли и выт есняет ся вверх, а его мест о занимают сомкнувшиеся массы холодного воздуха. В зависимости от соотношения температ ур холодного воздуха перед т еплым фронт ом и за холодным фронтом при слиянии могут образовываться фронты окклюзии по типу теплого фронта (ТФО) или по типу холодного фронта (ХФО).

Теплый фронт окклюзии - это такой фронт окклюзии у которого тыловой х олод ный воздух являет ся менее холодной возд ушной массой, чем передний холодный воздух (рис. 8.14).

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Р ис. 8.14. Схема облачности теплого фронта окклюзии

При слиянии фронтов тыловой холодный воздух нат екает на передний более холодный воздух . Образуется сложная многоярусная система об лачности. Выше точки окклюзии располагаются вытесненные вверх сомкнувшиеся облака теплого и х олодного фронт ов. Ниже точки окклюзии, на самом ТФО, образуются слоисто-дождевые (иногда слоисто- кучевые) облака, под которыми в зоне обложных осадков образуются разорванно-дождевые облака и т уманы. При э том обложны е осадки чередуются с ливневыми (с преоб ладанием обложных). Вся зона осадков располагает ся впереди линии фронта и занимает полосу шириной 100…200 км летом и до 300 км зимой.

В теплое время года на фронте образуются скрыт ые грозы с ливнями, в об лаках

наблюдается сильное обледенение и сильная болтанка.

Условия полета в зоне ТФО в основном т акие же, как и на теплом фронт е. На ТФО имеется больш ое количество безоблачных прослоек, которое увеличивает ся по мере ст арения (окклюдирования) фронта. Чаще ТФО наблюдаются в холодное время года, когда тыловым холодным возд ухом является возд ух морского происх ождения.

Холодный фронт окклюзии - это такой фронт окклюзии, у которого тыловой холодный воздух является более холодной воздуш ной массой, чем передний холодный воздух (рис. 8.15).

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис. 8.15. Схема облачности холодного фронта окклюзии

При слиянии фронтов тыловой более холодный воздух под текает под передний холодный воздух. В результате эт ого, ниже точки окклюзии за счет конвекции образуются кучево-дождевые облака, верш ины кот орых летом мог ут достигнуть тропопаузы.

Выш е точки окклюзии, как и в случае теплого фронта окклюзии, располагаются вытесненные вверх сомкнувшиеся облака теплого и х олодного фронт ов. Под облаками, в зоне обложных осадков, образуют ся разорванно-дождевые облака и иногда т уманы. Зона осадков располагается как перед, так и за линией фронт а. При этом ливневые осадки чередуются с обложными (с преобладанием ливневых ).

Условия полет ов в зоне ХФО б олее сложные и опасные, чем в зоне ТФО, т ак как здесь преобладают кучево-дождевые облака. Летом эти облака сопр овожд аются ливнями, шквалами, грозами, сильным обледенением и сильной болт анкой, зимой наблюдаются сильный снег, плохая видимость в снегопадах и сильная болтанка в об лаках.

Эти фронты чаще встречают ся в теплое время года. По мере окклюдирования все фронты окклюзии постепенно размываются.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru  
Вторичные фронты (ВФ) - это разделы внутри одной и т ой же воздушной массы, но между различными по т емпературе порциями воздуха (рис. 8.16). На картах погоды вторичные холодные фронт ы обозначаются штриховой линией синего цвета или таким орнаментом атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru , вторичные т еплые фронты обозначаются ш трих овой линией красного цвета или таким орнаментом .

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис. 8.16. Схема облачности в торичного холодного фронта

Чаще встреч аются вторичные ХФ. Они образуются внут ри арктического или умеренного воздуха при движении их к югу. Погода на вт оричных фронтах в основном такая же, как и на основных фронтах, но из-за меньших конт раст ов температуры облачность менее развита как по вертикали, так и по горизонтали.

Лет ом на вторичных холодных фронтах наблюдаются ливни и грозы, а зимой снежные заряды, сильные вет ры. Ширина зоны осадков обы чно не превыш ает 5…10 км. Условия полетов такие же, как на основных фронтах.

Стационарные фронты ( СФ ) - это медленно движущиеся или неподвижные фронты. Средняя скорость движения 5…10 км/ч. На карт ах погоды обозначают ся параллельными красной и синей линиями или таким орнамент ом атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru .

Эти фронты располагают ся на периферии циклона или антициклона и на карте погоды они параллельны изобарам (рис.8.17). Поэтому выше слоя трения воздушные массы движутся параллельно фронту, восходящие пот оки отсут ствуют и облачность не образуется. У поверхности земли за счет трения наблюдается небольшая сходимость воздушных масс к линии фронта, что приводит к нат еканию теплого воздуха на холодный. Сходимост ь воздуш ных масс, подъ ем т еплого воздуха, а, следовательно, и образование облачности происходит д о верхней границы слоя трения.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис. 8.17. Образование стационарного фронта

В холодное время года (рис. 8.18) на ст ационарном фронт е из-за слабых восходящ их движений образуются т олько слоистые и слоисто-кучевые об лака.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис. 8.18. Схема облачности стационарного ф ронта в холодное время года

Нижняя граница облачност и 100…200 м и менее. Из слоистых облаков выпадают моросящие осадки. Иногда они переходят в туманы. Зона неблагоприятной погоды располагается вд оль линии фронта со стороны х олодного возд ух а и занимает полосу шириной 50…100 км. Низкая облачность и плохая видимость зат рудняют или исключают взлет, посадку и визуальные полет ы.

В теплое время года (рис. 8.19) при нер авномерном нагревании подст илающ ей поверхност и в д невные часы на ст ационарном фронт е образуются куч ево-д ождевые облака с соот ветствующей погод ой. Они достигают высоты 6…9 км.

атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов - student2.ru

Рис. 8.19. Схема облачности стационарного фронта в теплое время года

Стационарные фронты существуют недолго и, как правило, переходят в теплые или холодные фронт ы.

Наши рекомендации