Тактические приемы допроса
При подготовке к допросу и в ходе этого следственного действия учитываются его психологические особенности.
Прежде всего следует принимать во внимание, что допрос является воспроизведением допрашиваемым ранее воспринятых обстоятельств со всеми присущими этому психическому процессу закономерностями. В то же время всякий допрос есть одна из разновидностей межличностного речевого общения, нередко характеризующегося конфликтной ситуацией из-за несовпадающих, а то и прямо противоположных интересов следователя и допрашиваемого лица.
Успешности любого допроса способствует установление психологического контакта между допрашивающим и допрашиваемым, т. е. формирование прежде всего желания к межличностному общению, устранение причин, препятствующих взаимопониманию, возникновению взаимного доверия.
Приемы установления психологического контакта, формируемого, как правило, постепенно в ходе допроса, а то и от допроса к допросу, весьма разнообразны. Они зависят от личностных качеств и допрашиваемого и допрашивающего: от совместимости темпераментов, уровней интеллектуального развития, жизненного опыта, владения речью и т. д.
Многое зависит от поведения допрашивающего лица. В первую очередь от него требуется подлинная, а не показная внимательность к допрашиваемому независимо от его процессуального положения. Допрашивающий должен обладать умением слушать.
Следователь должен проявлять доброжелательное, непредвзятое отношение к допрашиваемому лицу и процедуре допроса. Нельзя проявлять явную заинтересованность той или иной частью показаний, особенно в случаях, когда подозреваемый или обвиняемый начинает излагать обстоятельства совершенного им преступления, так как это может насторожить допрашиваемого.
Возникновение доверительных отношений при допросе может стимулироваться беседой на отвлеченные темы. Однако при неумелом использовании этого приема эффект достигнут не будет.
Пригласив для допроса свидетеля, нужно помнить, что он, выполняя не только процессуальную обязанность, но и гражданский долг, затрачивает личное время подчас в ущерб собственным интересам. Возникновение психологического контакта со свидетелем обеспечивается пониманием указанных обстоятельств, предупредительным отношением к нему. Особенно необходимо это в случае, когда свидетель вынужден давать показания в связи с совершением преступления близким ему человеком (мужем, женой, детьми).
Установлению доверительных отношений должна способствовать и обстановка допроса. Недопустимы в ходе его отвлечение следователя на разговоры с посторонними лицами, переговоры по телефону и другие действия, мешающие нормальному течению допроса.
Психологический контакт с подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, потерпевшим облегчает производство допроса и получение достоверных показаний.
Допрос является специфическим видом речевого общения. А оно само по себе предполагает психологическое воздействие. Под психологическим воздействием на допросе понимается сознательная интеллектуально-волевая деятельность, направленная на изменение течения психических процессов у других лиц, способствующая вспоминанию воспринятых в прошлом обстоятельств, равно как и пересмотру субъективных позиций, противоречащих общественным интересам и целям правосудия.
Психическим насилием являются также неправомерные действия. Оно может быть и более замаскированным: это всякого рода обещания изменения меры пресечения, разрешения свиданий и др. в обмен на желательные следствию показания. Тем более недопустимы угрозы применения более суровых мер в отношении самого допрашиваемого или его родственников.
Одним из основных методов психологического воздействия является убеждение. На положительных явлениях жизни строится убеждающая беседа, направленная к воздействию на интеллектуально-эмоциональную сферу допрашиваемого, стимулирующая его положительные личностные качества.
Убеждение в необходимости дачи достоверных показаний может сопровождаться предъявлением доказательств, чтобы допрашиваемый понял бессмысленность лжи и изменил свою позицию.
При реализации тактико-психологических приемов может быть эффективно использован анализ противоречий, содержащихся в показаниях допрашиваемого. Такой прием психологического воздействия применяется и к допрашиваемым, дающим заведомо ложные показания, и к добросовестно заблуждающимся. Он ни в коей мере не может отождествляться с так называемыми психологическими ловушками или психологическими хитростями. Неправильное понимание следователем этих терминов опасно, так как они подчас рассматриваются как возможность использования сведений, которыми на самом деле следствие не располагает, оперирование всякого рода догадками, данными, почерпнутыми из оперативно-розыскных источников, собственными умозаключениями следователя, утверждениями, что "следствию все известно ", что соучастники "признались". Представляется, что неприемлемы и сами эти термины, к сожалению, неправомерно получившие распространение и применение в литературе и на практике.
Однако умелое маневрирование следователем реально имеющейся в деле информацией, само по себе формирующее убеждение допрашиваемого об осведомленности следствия, вполне допустимо.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает порядок допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта, участия переводчика для лица, не владеющего языком, на котором производится допрос. В законе содержится и ряд других общих правил, относящихся к допросам, соблюдение которых, естественно, обязательно.
Содержание же тактических приемов, которые могут быть применимы на допросах, закон не определяет.
Тактические рекомендации, разрабатываемые криминалистикой, при обязательном требовании их непротиворечия закону включают научные положения и накопленный опыт. Они ситуативно-подвижны, зависят от содержания данных, имеющихся в материалах дела, процессуального положения допрашиваемого лица.
Подготовка к допросу. Положительные результаты допроса обеспечиваются прежде всего его качественной подготовкой.
На практике это положение не без ущерба для расследования дела подчас игнорируется, особенно в тех ситуациях, когда допрос представляется несложным. В действительности определить его сложность заранее трудно. К допросу всегда необходимо готовиться, однако нельзя знакомиться с материалами дела поспешно либо непосредственно перед допросом.
Подготовка к допросу включает анализ материалов уголовного дела, определение порядка вызова на допрос, изучение личности допрашиваемого, подбор данных и доказательств, подлежащих использованию в ходе допроса, установление порядка их предъявления. Завершается подготовка составлением плана допроса.
Анализ материалов уголовного дела. Изучение материалов дела позволяет прежде всего определить предмет допроса или, иными словами, конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению: 1) какие из них должны быть известны лицу, допрос которого готовится; 2) каково содержание показаний иных лиц, допрошенных ранее относительно этих же обстоятельств, кто из них и по какому поводу назвал лицо, намеченное к допросу; 3) какими фактическими материалами (вещественными доказательствами, документами и т. п.) подтверждены указанные обстоятельства; 4) каков круг доказательств, могущих быть использованными в ходе допроса, и в каком порядке они должны быть предъявлены; 5) что по делу известно о личности подлежащего допросу лица и его отношениях с проходящими по этому же делу другими лицами, имеющими различное процессуальное положение.
При изучении материалов дела (особенно многотомного) следователь может сделать необходимые выписки, указав в них листы дела, либо закладки в уголовном деле с таким расчетом, чтобы можно было быстро и точно найти нужный материал, просмотреть его либо предъявить допрашиваемому. Если следователь незнаком или плохо знаком с материалами дела, это обстоятельство быстро заметит допрашиваемый и сделает соответствующие выводы. Допрос окажется неэффективным.
Вызов на допрос имеет тактическое значение и обусловливается обстоятельствами расследуемого дела, сложившейся на этот момент следственной ситуацией, срочностью допроса, характером вопросов, подлежащих выяснению.
При подготовке к допросу, по возникновении в том надобности и в нужных пределах, может быть изучена личность подлежащего допросу человека. Необходимость в этом возникает, когда должен проводиться первичный допрос подозреваемого или обвиняемого, либо готовятся допросы свидетелей, в той или иной степени заинтересованных в исходе дела.
В некоторых ситуациях могут потребоваться сведения о личности иных подлежащих допросу людей (свидетели, потерпевшие). Они выясняются из данных уголовной регистрации, других официальных источников, а также посредством бесед с лицами, хорошо знающими подлежащего допросу человека.
Допрос в большинстве случаев производится в служебном кабинете следователя или в месте заключения в случаях, когда подлежащее допросу лицо содержится под стражей. Потерпевших нередко приходится допрашивать на их квартирах или в лечебных учреждениях. В этих случаях принимаются меры, исключающие присутствие на допросе посторонних лиц (кроме переводчика и эксперта, если допрос касается вопросов экспертизы), устраняются иные помехи, мешающие допросу.
В порядке подготовки к допросу следователем заранее подбираются вещественные и личные доказательства, подлежащие использованию в ходе допроса: вещественные объекты,
фрагменты показаний других допрошенных лиц. Одновременно определяется примерный порядок их предъявления в ходе допроса.
Планирование допроса. План допроса разрабатывается после выполнения всех перечисленных подготовительных мероприятий. Он является составной частью общего плана расследования по делу. Главное внимание уделяется обстоятельствам, подлежащим выяснению, и вопросам, которые с этой целью должны быть заданы допрашиваемому.
Планом может быть предусмотрена подготовка соответствующих технических средств: звуко- и видеозаписывающей аппаратуры, а также он может быть дополнен различными схемами
Общие тактические приемы допроса. Уголовно-процессуальный закон, регламентирующий порядок проведения допроса подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего, содержит ряд обязательных для соблюдения общих правил. Содержание же тактических приемов законом не предусматривается. Их разработка осуществляется криминалистикой. Обязательной силы они не имеют. Их применение зависит от содержания допроса, личности допрашиваемого, его процессуального положения и имеющихся в деле материалов.
Требования, которым должны удовлетворять тактические приемы любого допроса, таковы: 1) они не могут противоречить закону и принципам нравственности. Недопустимы физическое насилие, открытое или замаскированное психическое насилие, унижение чести и достоинства допрашиваемого; 2) тактические приемы базируются на данных, содержащихся в материалах дела, сведениях о личности допрашиваемого, строятся в зависимости от условий, в которых проходит допрос; 3) они избираются целенаправленно. Следователь должен заранее рассчитывать, в каких целях применяется тот или иной прием, к каким результатам он должен привести; 4) при выборе тактических приемов заранее намечается, какие доказательства и в каком порядке должны быть использованы; 5) при планировании и применении тактических приемов учитываются опыт следственной практики, а также новейшие достижения криминалистики, психологии, научной организации труда и других наук.
Наиболее распространенными общими тактическими приемами являются: метод убеждения; максимальная детализация показаний; предъявление доказательств; постановка перед допрашиваемым специально разработанных, тщательно продуманных вопросов в заранее предусмотренном порядке; воспроизведение фрагментов показаний других допрошенных об одних и тех же обстоятельствах; стимулирование припоминания забытых допрашиваемым обстоятельств при помощи возбуждения ассоциаций по смежности, сходству и противоположности.
Сущность метода убеждения состоит в том, чтобы посредством развернутой беседы стимулировать положительные качества личности допрашиваемого, разъясняя закон, его гуманную направленность, принципы морали и нравственности, убеждая в целесообразности и полезности для самого допрашиваемого правдивого, полного и объективного изложения на допросе известных ему обстоятельств, имеющих значение для дела.
Максимальная детализация показаний применяется в том случае, когда обоснованно предполагается заведомая ложь либо те или иные обстоятельства забыты, но являются существенными для установления истины по делу. Этот прием, позволяющий показать допрашиваемому несоответствие между отдельными частями сообщаемых им сведений, соединен с методом убеждения. Он способствует припоминанию допрашиваемым забытых им деталей воспринятого ранее обстоятельства.
С максимальной детализацией показаний связана постановка перед допрашиваемым системы специально разработанных вопросов. Порядок постановки таких вопросов и их содержание продумываются следователем заранее с расчетом на преодоление заведомо ложных показаний и получение правдивых. Обычно постановка таких вопросов осуществляется после того, как следователь выслушал и зафиксировал свободный рассказ допрашиваемого об обстоятельствах, интересующих следствие, а поэтому указанные вопросы вытекают из содержания такого рассказа.
Один из самых эффективных тактических приемов - предъявление в ходе допроса доказательств, которые могут представлять собой как различные вещественные объекты, так и документы, заключения экспертиз, показания иных допрошенных по делу лиц. Доказательства, которые при этом предъявляются, должны быть достоверными. Необходимо предварительно проанализировать их и уяснить, что именно ими доказывается, какие версии защиты при их обсуждении в ходе допроса может выдвинуть допрашиваемый. Система предъявления доказательств заранее планируется.
В системе предъявленных доказательств могут быть использованы фрагменты звукозаписи допросов, видеозаписи следственных действий.
Стимулирование припоминания забытых обстоятельств возможно путем возбуждения ассоциаций. Ассоциации по смежности возникают при напоминании допрашиваемому лицу близких по времени к выясняемым обстоятельств. Этот прием оказывается наиболее успешным, если напоминаемые обстоятельства были субъективно значимыми для допрашиваемого.
Ассоциации по сходству проявляются при восприятии местности, где происходило выясняемое событие, предметов, аналогичных или сходных по отдельным признакам с ранее воспринятыми. Напр., допрос свидетеля в помещении, где происходило то или иное событие, может способствовать восстановлению в памяти допрашиваемого забытых деталей, подробностей и т. п.
Ассоциации по противоположности связаны с возбуждением представлений об объекте, имеющем противоположные признаки. К примеру, стимулирование у допрашиваемого воспоминаний о признаках виденного человека, одетого в темную одежду, может по ассоциации привести к воспроизведению таковых у человека, который был одет в одежду светлых тонов.