Задание 8. Образуйте от данных прилагательных нейтральные и книжные формы сравнительной степени
Образец: От прилагательного чистый нейтральная форма сравнительной степени образуется синтетическим способом (с помощью суффикса -е-): чище; книжная форма образуется аналитическим способом: с помощью слов более / менее (более чистый).
Молодой, сладкий, жесткий, простой, строгий.
Задание 9. Образуйте от данных прилагательных нейтральные и книжные формы превосходной степени сравнения.
Образец: От прилагательного яркий нейтральная форма превосходной степени образуется аналитическим способом (с помощью слова самый): самый яркий; книжная форма образуется синтетическим способом: с помощью суффикса -айш- (ярчайший).
Честный, глубокий, надежный, счастливый, оригинальный.
Задание 10. Просклоняйте словосочетания числительных с именами существительными. Назовите особенности склонения имен числительных, относящихся к разным разрядам по значению и по структуре.
· Две третьих поверхности земли
· Пятьсот восемьдесят вторая страница
· Девятьсот сорок пять человек.
Задание 11. Определите сочетаемость существительных с собирательным числительным. Сформулируйте правило.
Образец: Сочетание семеро козлят является верным с грамматической точки зрения, однако со стилистической точки зрения между синонимичными сочетаниями семеро козлят – семь козлят есть различия: сочетание с собирательным числительным (семеро козлят) является разговорным, а с количественным числительным (семь козлят) соответствует литературной норме.
Трое:сын, котенок, туфли, дочь, военный, медвежонок, сутки, мальчик, мужчина, перчатки, юноша.
Задание 12. Дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных форм глаголов.
Образец: Махает – машет: эти вариативные формы образованы от глагола с избыточной парадигмой махать; одна из форм (махает) является разговорной, другая (машет) – нормативной.
Внимаю – внемлю, выгляни – выглянь, образуем – образовываем, едь – поезжай, ездят – ездиют, обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать, сыпится – сыплется, оспоривать – оспаривать, полощу – полоскаю, махает – машет, влечешь – влекешь, стрижем – стригем, выздоровлю – выздоровею, щипает – щиплет.
Задание 13. Объясните употребление форм сказуемого. Определите, какие условия определяют выбор той или иной формы.
Образец: Большинство преподавателей нашего вуза имеют научные степени, квалифицированно преподают различные дисциплины, предъявляют высокие требования к себе и к студентам, добиваются глубоких знаний у своих воспитанников. В данном предложении сказуемые имеют, преподают, предъявляют, добиваются согласуются с подлежащим большинство преподавателей в форме множественного числа, так как подлежащее выражено одушевленным существительным преподавателей и в составе сказуемого есть ряд однородных членов.
1. Большинство учреждений (заводы, школы, средства массовой информации, даже многие политические институты), которые сегодня мы воспринимаем как само собой разумеющееся, были созданы социальными новаторами прошлого.
2. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно занимали призовые места.
3. Около пятисот иностранных корреспондентов, аккредитованных в Москве, все чаще называют ее «информационной столицей мира».
4. Ряд мер, направленных на улучшение дисциплины среди учащихся, принимаются администрацией школы.
Задание 14. Составьте словосочетания, соединяя слова из левого и правого столбиков; определите падеж зависимых имен существительных.
Образец: Заплатить – оплатить (проезд): заплатить за проезд – оплатить проезд: синонимичные глаголы заплатить – оплатить управляют одним и тем же падежом – винительным, однако при глаголе заплатить существительное употреблено с предлогом за, а в сочетании с глаголом оплатить предлог отсутствует.
§ Обвинять, осуждать неискренность
§ Базироваться, опираться факты
§ Предупреждать, предостерегать опасность
§ Преимущество, превосходство оппонент
§ Вера, уверенность победа
§ Свойственный, характерный молодежь
§ Жажда, стремление, потребность знания
§ Отзыв, рецензия автореферат
§ Беспокоиться, тревожиться дети
§ Идентичный, сходный пример
§ Удивляться, удивлен выносливость
Задание 15. Конкретизируйте (расширьте) фразы, представляющие собой простые предложения, сохраняя их структурный тип. Определите части речи.
Образец: По двору ходил петух. – По вытоптанному, засыпанному перьями птичьему двору, огороженному невысоким забором, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших зерно кур, крупный, яркой окраски петух.
ü На столе стояла ваза с цветами.
ü По улице бежал человек.
ü По небу летел воздушный шар.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вакуров В. Н. Трудности русского языка. Словарь-справочник / В. Н. Вакуров, Л. И. Рахманова.– М., 1994.
2. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка / И. Б. Голуб.– М., 1989.
3. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович. – М., 2001.
4. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. – М., 1999.
5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М., 1987.
6. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М., 1986.
7. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – М., 2003.