Роль патентных исследований в обеспечении конкурентоспособноности продукции
ВВЕДЕНИЕ
Вовлечение достижений науки и техники в хозяйственный оборот необходимо для инновационной деятельности. Инновационный продукт на начальной стадии своего создания впитывает в себя информацию – результаты интеллектуальной деятельности, полученные в сфере науки и техники. Результаты интеллектуальной деятельности должны составлять не только общественную ценность, но и обладать иммунитетом против неправомерного их использования, что ведет к снижению доходов от инноваций. В качестве защитного механизма здесь выступает обретение права исключительной собственности на нововведения, которое служит исходным ресурсом для осуществления инновационной деятельности. В этих условиях особую значимость приобретают патентные исследования, которые являются одним из инструментов эффективного управления процессом создания, освоения и сбыта продукции, повышения ее конкурентоспособности.
Изучение основ патентных исследований является необходимой составной частью подготовки высококвалифицированного инженера, так как позволяет понять возможности использования патентной информации (ее правовых и технических аспектов) для создания конкурентоспособной продукции, свободного выхода этой продукции на рынок, снижения уровня юридических и экономических рисков, связанных с охраной и защитой объектов интеллектуальной собственности. Во всем мире анализ патентной информации используется во все более увеличивающемся объеме. Использование патентных баз данных становится главным источником международной конкурентной разведки в области техники и технологий.
РОЛЬ ПАТЕНТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОНОСТИ ПРОДУКЦИИ
В системе рыночного хозяйства одним из главных показателей эффективности современного предпринимательства считают его конкурентоспособность. Конкурентоспособность продукции проявляется тогда, когда она выступает в качестве товара на рынке.
Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик продукта и соответствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов – аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителя, способность товара быть проданным. Основными факторами, влияющими на конкурентоспособность, являются:
1.Соответствие технического уровня последним достижениям науки и техники.
Технический уровень (ТУ) объекта (товара: продукта, работы, услуги) определяется путем сравнения совокупности его характеристик, которые выражаются через технико-экономические показатели (ТЭП), с совокупностью таких же свойств аналогичных объектов, успешно продающихся на конкретном рынке. Если предлагаемый новый объект имеет лучшие характеристики (высокий ТУ), например, уменьшенное потребление электроэнергии (холодильник, стиральная машина, соковыжималка, источник света); повышенный срок службы; внешний вид, соответствующий модным тенденциям и т.п., то его охотнее приобретут покупатели даже за большую, по сравнению с существующей рынке, цену.
В обеспечении высокого технического уровня объекта техники определяющую роль играет использование результатов интеллектуальной деятельности - последних достижений науки и техники (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов);
2. Соответствие качества продукции требованиям потребителей.
Любой объект техники создается для удовлетворения определенной потребности членов общества. Потребности с течением времени меняются, а вследствие этого меняются сами объекты и их характеристики. Например, в связи с повышением требований к экологичности объектов техники появляются транспортные средства (автомобили, самолеты) с пониженным уровнем шума, и вредных выбросов в атмосферу.
Задача выявления потребностей, являясь одной из задач маркетинговых исследований, может быть успешно решена с помощью патентных исследований.
3. Тенденции развития рынка данной продукции для определения перспектив его развития.
Успешный выход на рынок с какой-либо продукцией и устойчивое положение на нем в течение длительного времени определяются перспективами развития рынка в отношении данной продукции.
Одним из способов определения тенденций развития отдельных видов продукции в конкретной стране или регионе является исследование динамики изобретательской активности в данной области техники.
4. Условия конкуренции на данном рынке.
Учет условий конкуренции предполагает выявление фирм-конкурентов на конкретном рынке. Это может быть сделано путем анализа библиографических частей патентов, выданных на территории интересующей страны. В библиографической части приводятся сведения о патентообладателе. При наличии у фирмы достойного «портфеля» объектов интеллектуальной собственности она становится более конкурентоспособной, иногда становясь монополистом в данном виде техники.
В данном случае необходимо путем анализа патентной информации (существующие патенты и заявки на патенты, патентообладателем которых указана интересующая фирма) и непатентной информации (научно-технические публикации сотрудников фирмы) выявить основные направления научно-технических исследований и изобретательской активности фирмы. В результате анализа такого исследования выбирается сегмент рынка, не занятого конкурентом, либо внимание уделяется разработкам по обновлению и совершенствованию аналогичного конкурентоспособного товара.
5.Патентно-правовые показатели продукции.
К патентно-правовым показателям продукции относятся ее патентная чистота и наличие охранного документа на используемое в ней техническое или художественно-конструкторское решение. Патентная чистота означает, что продукция не должна нарушать исключительные права третьих лиц, не должна подпадать под действие охранных документов исключительного права (патентов, свидетельств), выданных в стране, где она реализуется как товар.
Наличие или отсутствие патентной чистоты устанавливается при проведении экспертизы на патентную чистоту, которая является одной из задач патентных исследований.
Исключительное право, обеспечиваемое наличием патента, обеспечивает компании инвестиционную привлекательность, высокую репутацию среди конкурентов и потребителей, придает значимость в глазах субподрядчиков, лицензиатов.
6. Производственные факторы. Условия поставки и сбыта продукции.
Производственные факторы и условия поставки и сбыта продукции зависят от достижений фирмы в области организационной и управленческой инновационной деятельности: овладение передовой технологией, обновление и модернизация продукции, величина расходов на НИОКР (не менее 2% от объема производства) и маркетинг, наличие гибкой производственной структуры, надежные поставщики. Следует отметить, что расходы на НИОКР включают расходы на проведение патентных исследований, а расходы на маркетинг включают расходы на патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков.
7.Стоимостные факторы.
Цена продукции находится в прямой зависимости от ее качества (технического уровня). Полная цена потребления складывается из цены приобретения (стоимости изделия на рынке) и затрат потребителя, связанных с эксплуатацией изделия в течение гарантийного срока службы (затрата энергии, топлива, затраты на ремонт и т.д.). Чем ниже доля цены приобретения в полной цене потребления, тем ниже конкурентоспособность изделия.
8. Информационные факторы. Рекламная продукция.
Информационные факторы, в частности реклама, играют большую роль в обеспечении конкурентоспособности товара. «Раскрутка» торговых марок подчас стоит миллионы долларов. Успешной рекламе способствует использование в изделиях оригинальных новинок (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, ноу-хау).