Этикет. Формулы речевого этикета

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Теоретический материал  
1. Общение
2. Этикет. Формулы речевого этикета
3. Телефонный разговор как разновидность общения
4. Искусство комплимента
Практикум

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Общение

Общение– это обмен информацией между людьми. Слово «информация» здесь следует понимать в самом широком смысле: от простых бытовых сообщений (например, что вы хотите приготовить на обед) до очень значительных исследований.

Человек постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным: деловое (учитель — ученик; директор - учитель; мастер — рабочий; и т. д.); личностное (друзья, враги, знакомые, приятели).

Схема «Компоненты общения»

Адресант (говорящий) кто Сообщение: · тема ( о чём, основная мысль) · содержание · цель (зачем) · форма (как) · отношения · время и место Адресат кому

Общение предполагает наличие двух участников: адресанта (того, КТО направляет сообщение) и адресат (того, КОМУ направляется сообщение).

И даже если общение осуществляется в монологической форме (например, (доклад, лекция) оно всё равно имеет своего адресата.

Ответственны за эффективность общения и адресант, иадресат.

Начиная общение с кем-либо, необходимо быть уверенным, что ваш адресат ГОТОВ и ХОЧЕТ вас выслушать.

Как узнать, готов ли ваш адресат общаться?

Во-первых, просто посмотрите на ситуацию и оцените её с таких позиций:

КТО ваш адресат: близкий друг или малознакомый человек, ровесник или старше (младше) вас, ваши родители, соседи, учителя и т.д.;

ЧТО вы собираетесь сообщить этому человеку, интересно ли ему это, понятно ли, важно ли;

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ вы хотите сообщить что-то человеку, это нужно для вас или для него;

подходящее ли МЕСТО и ВРЕМЯ вы выбрали для этого сообщения.

Если вы сами не можете это оценить, можно спросить у вашего адресата: «Ты сейчас можешь со мной говорить об этом?»

Этикет. Формулы речевого этикета

Этикет – правила хорошего тона, в данном обществе. Этикет устанавливает нормы поведения и общения людей в определённых ситуациях.

Слово этикет вошло в международный обиход в XVII веке. Во время правления французского короля Людвига XIV на одном придворном приёме гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия этих карточек etiugette произошло слово этикет.

Главное в использовании этикетных средств – вежливость.

Вежливое, уважительное отношение к окружающим может быть выражено невербальными, (несловесными) средствами: мимикой, жестами, позой, движениями, а также речевыми средствами.

Поэтому принято выделять речевой этикет.

Речевой этикет – это система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания общения в нужной тональности.

Формулы речевого этикета – это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают общению в различных ситуациях. Существуют формулы приветствия, прощания, благодарности, извинения, поздравления, просьбы, отказа и др.

Выбор формул речевого этикета зависит от того, С КЕМ, КОГДА, ГДЕ и С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ общаешься. Например:

  Этикет. Формулы речевого этикета - student2.ru с кем(преподавателем) Этикет. Формулы речевого этикета - student2.ru о чём (о проведении консультации) Этикет. Формулы речевого этикета - student2.ru Этикет. Формулы речевого этикета - student2.ru Этикет. Формулы речевого этикета - student2.ru кто (студент) где (в колледже) когда (на перемене) зачем (просьба)  

Вы по-разному будете общаться со своим близкими друзьями и с людьми незнакомыми, со своими ровесниками и людьми старшими по возрасту и по положению, и даже ровесники делятся на «своих» и «чужих».

Общение с незнакомым людьми, с людьми, старшими по возрасту и по положению, – официальное общение. Выделяют также служебное общение.

Человеку важно усвоить правила общения во всех ситуациях, уметь выбрать формулы речевого этикета в зависимости от типа общения.

Виды этикетных ошибок:

1) Отсутствие этикетных формул: - Который час? – Я без часов.

2) Неудачный выбор этикетных формул:

- диалектные, просторечные, жаргонные выражения (покедова, айда, здравствуйте Вам),

- неуместная фамильярность, излишняя церемонность

- формулы официально-делового стиля в дружественном общении.

3) Неудачное звуковое оформление речи: равнодушная интонация, нелюбезный тон речи, «проглатывание» этикетных формул.

4) Неудачное использование невербальных средств: жестов, мимики, моторики (благодарность с равнодушным выражением).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общение?

2. Перечислите условия, необходимые для эффективного общения.

3. Что такое этикет?

4. Понятие речевого этикета. От чего зависит выбор формул речевого этикета?

5. Познакомьтесь с формулами речевого этикета по учебному пособию:

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. - 8-е изд, испр. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.- . §4.2

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. - Изд 14-е, стер. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2013.- (среднее профессиональное образование). §4.2

Наши рекомендации