Риски и страхование в логистических системах

№№П/П Наименование логистических подсистем Риск Способ страхования
        Закупки     - несоответствие цены качеству -увеличение материальных   - функционально- ценовой анализ - соблюдение бюджетных ограничений,
    затрат в производстве - оптимизация (по Парето) условий сделки
    Транспортировка - увеличение транспортных издержек - нарушение графика движения - утрата имущества - оптимизация маршрутов,   - диспетчеризация   - охрана имущества, - имущественное страхование - страхование ответственности.  
            Хранение     - иммобилизация материальных ресурсов - утрата (хищение) имущества   - управление запасами,   - охрана имущества, - противопожарные мероприятия, - имущественное страхование  
    Материально-техническое снабжение   - несбалансированность: несоответствие количества потребностям - несоответствие по качеству - дефицитные ситуации   - сверхнормативы и неликвиды     - нормирование расхода материальных ресурсов,   - входной контроль   -управление производственными запасами - оперативные закупки - управление производственными запасами - поставки “точно в срок”
Внутрипроизвод-ственное движение материальных ресурсов - нарушение производственного ритма - управление запасами в незавершенном производстве, - подготовка материалов к производственному потреблению

В зависимости от места и роли в логистических процессах основные фонды подразделяются на следующие группы:

1. Здания;

2. Сооружения;

3. Передаточные устройства;

4. Машины и оборудование;

5. Измерительные и регулирующие приборы;

6. Транспортные средства;

7. Инструмент и инвентарь.

Представленный перечень имущества в полной мере используется в страховании логистических систем.

Особое место в этом перечне занимают транспортные средства: страхование транспортных средств является самостоятельной отраслью страховой деятельности. Здания и сооружения, будучи, статичными системами, подвержены минимальному риску, за исключением зданий высокой пожароопасности. Для остальных объектов, которые являются динамическими системами, риск обусловлен величиной надежности их функционирования.

Для транспортных средств надежность их эксплуатации, а следовательно, и риск обусловленны не только внутренними факторами, например износом, но и внешними, например природные явления, ситуации на путях передвижения, взаимодействие с другими транспортными средствами и иными объектами. В данном аспекте заслуживает внимания система страхования морских перевозок, в частности морских судов.

Главное внимание при страховании морских судов уделяется профилактическим мероприятиям еще на стадиях проектирования и строительства. Поэтому морские суда подвергаются освидетельствованную и классификации с точки зрения установленных требований безопасности мореплавания. Наиболее известны классификационные общества “Регистр судоходства Ллойда” (Великобритания), “Бюро Веритас” (Франция), “Норске Регистр” (Норвегия), “Регистро Итальяно”, “Российский морской регистр”. Такие общества имеют штат инспекторов, которые осуществляют надзор не только за строительством судов, но и за их эксплуатацией.

В рассматриваемом случае компании не столько возмещают ущерб, сколько принимают меры по доведению до минимума возможного риска и недопущения наступления страхового случая. Предотвращение ущерба достигается за счет следующих основных профилактических мероприятий:

1. Разработка требований к надежности и качеству технических средств логистических систем, обязательных при проектировании и изготовлении;

2. Надзор и инспекция за эксплуатацией;

3. Профилактика в рамках технического обслуживания;

4. Аттестация персонала, занятого в логистическом процессе;

5. Комплексное развитие логистической инфраструктуры.

В такой системе страхования риск сведен к минимуму, а его возможность обусловлена “форс-мажорными” обстоятельствами.

Стратегия и тактика профилактики технических средств должны формироваться на основе методов теории надежности с использованием следующих характеристик надежности:

Надежность - вероятность безотказной работы (R),

Наработка на отказ - среднее время между двумя соседними отказами (TО),

Интенсивность отказов - величина обратная наработке на отказ (l),

Среднее время восстановления (ТВ),

Интенсивность восстановления (m).

Для большинства технических средств надежность подчинена экспоненциальному закону:

Риски и страхование в логистических системах - student2.ru

где: t - время работы машины или оборудования.

Зная допустимый уровень надежности, можно определить интервал проведения профилактических мероприятий:

Риски и страхование в логистических системах - student2.ru

Приведенный методический подход составляет основу регламента проведения профилактических работ для всех технических средств логистической системы. Строгое соблюдение регламента профилактики обеспечивает уровень надежности весьма близкий к единице.

Как уже отмечалось, технические средства эксплуатируются как системы “человек-машина”. Последнее означает, что надежность в значительной мере зависит от действий персонала. Иными словами, надежность систем “человек-машина” определяется еще и квалификацией, знаниями и умениями персонала, его работоспособностью, физическим и психическим здоровьем. Человек своими действиями может существенно уменьшить риск или наоборот, стать причиной отказов и ущерба.

Отсюда следует необходимость учета “человеческого фактора” в системе страхования логистических систем.

Специфика функционирования логистических систем требует от системы страхования усиления профилактического начала. Следует иметь в виду, что получив возмещение ущерба вследствие наступления страхового случая, страхователь вынужден затратить немало времени на реализацию денежных сумм, т. е. на восстановление или покупку утраченного имущества, доведения его до работоспособного состояния - этот период вне ответственности страховщика.

Особо важную роль страхование играет во внешнеэкономической деятельности. В международной логистике, т. е. при внешнеэкономических товаропотоках, базисными условиями поставок определяются время и точка перехода ответственности за риск ущерба или убытков в торговой сделке, а в некоторых условиях точно указывается, какая из сторон данной внешнеторговой сделки отвечает за заключение страховщиком договора страхования. Однако практика страхового возмещения во внешнеторговых товаропотоках не однозначна при распределении ущерба между участниками международного логистического процесса. Более того, в большинстве условий поставок не оговаривается ответственность за страхование.

Объективно из всех участников международного логистического процесса максимально рискует покупатель- этот риск значительно возрастает при закупках ценных или дорогостоящих товаров. В таких случаях для покупателя абсолютно необходимо заключать договор страхования товаров.

В международной коммерческой практике предусматривается страхование ответственности или страхование товара (груза). Транспортные предприятия, как правило, предлагают страхование ответственности при перевозках - это означает, что в тех страховых случаях, когда ущерб причинен по вине самого транспортного предприятия - перевозчика, страховая компания перевозчика возмещает убытки от повреждения, случайной гибели, порчи или уничтожения товаров. Но при этом максимальный предел возмещения соотнесен к определенным базовым нормам исчисления компенсаций на единицу массы груза, например, в долларах на 1 кг груза. В большинстве случаев такая система компенсации ущерба не соответствует реальной стоимости товара.

Для покупателя целесообразным является страхование товара (груза). В этом случае объектом страхования является груз, а договор страхования со страховщиком заключается по инициативе самого владельца груза.

Страхование грузов можно организовать следующим образом: а) по каждой отдельной перевозке; б) для каждой партии поставки; в) на годовой период - по годовому договору страхования.

При страховании грузов предусматриваются условия “от всех рисков” или “от аварии”, кроме того, возможно страхование особых или дополнительных рисков.

 
  Риски и страхование в логистических системах - student2.ru

Условие “от всех рисков” предусматривает покрытие тех убытков, которые могут быть понесены во время перевозки груза. На условиях “от аварии” покрываются только те убытки, которые были понесены в результате причинения грузу ущерба вследствие уничтожения или повреждения средств транспорта при дорожных (в том числе, морских или воздушных) происшествиях.

Рис. 9.3 Система страхования в международной логистике.

В международных перевозках возможны случаи, когда на грузоперевозчика возлагается обязанность возместить возникшие во время перевозки убытки. Ответственность грузоперевозчика ограничивается определенной суммой в соответствующей валюте.

При калькулировании сумм возмещения ущерба в качестве расчетной единицы используются так называемые специальные права заимствования:

Special Drowing Rights - SDR

Специальные права заимствования СДР представляют собой официально утвержденные Международным Валютным Фондом платежные и резервные средства, выполняющие ряд функций мировых денег. Стоимость СДР колеблется в зависимости от согласованной корзины валют.

Суммы ответственности перевозчика зависят от вида транспорта и работ (табл.).

Таблица 9.8

Наши рекомендации