Занятие 5. Мой первый урок по технологии обучения в сотрудничестве

На этом занятии вампредстоит познакомиться с методи­кой организации у рока, на котором предусматривается использо­вать технологию сотрудничества.

При этом надо иметь в виду следующее:

Приведенные здесь рекомендации, разумеется, не исчерпыва­ют полностью возможностей данной технологии, даже ее первых шагов. Педагогика — наука творческая, и труд учителя — это, прежде всего, творчество. Поэтому, как уже говорилось выше, наша задача — только показать вам некоторые технологические шаги, соответствующие данной концепции. Это очень важно для того, чтобы, испробовав технологию сотрудничества на практике, вы могли со знанием дела сказать: «Это мне подходит, потому что эффективно для моих учеников!» или «Это мне не годится...». Но в любом случае в основе вашего выбора должны лежать аргументы, а не вкусовые ощущения; знание, а не дилетантство.

Прежде чем планировать свой первый урок по методу обуче­ния в сотрудничестве, попробуйте выбрать наиболее подходя­щий для первого опыта класс, т.е. учащихся, наиболее распо­ложенных к такому сотрудничеству, которые не будут сходу со­противляться вашим попыткам объединить их в совместной ра­боте, основанной в большой мере на взаимопомощи и равных усилиях каждого.

Можно предложить условно четыре шага в подготовке и пла­нировании вашего первого урока с использованием технологий сотрудничества.

Шаг 1

Прежде всего, определитесь с учебно-воспитательной задачей первого урока. Ученики также должны полностью осознавать по­ставленную вами задачу.

Постарайтесь на своем первом уроке ограничиться теми уме­ниями, которыми ваши ученики уже владеют. Например:

• усвоение правописания, работа со словарем;

. обозначение столиц известных им государств (на контурной карте);

• расстановка знаков препинания в тексте в соответствии с из­вестными им правилами;

• определение синонимов или антонимов знакомых им слов;

• отыскание на карте континентов, стран, штатов в государ­ствах;

• вычисление площади, объема и так далее известных им гео­метрических фигур;

• распознавание национальных флагов государств;

• осмысление логики периодической таблицы элементов;

« изложение и аргументирование доказательств геометричес­ких теорем;

• определение и описание функций различных органов чело­
века и т.д.

Если вы сумеете выбрать знакомые ученикам умения, им легче будет сосредоточить свое внимание на новых умениях, которые потребуются при работе в сотрудничестве.

Итак, вы определились с учебно-воспитательной задачей уро­ка, с теми умениями, которые будут нужны вашим ученикам при их первой работе в группах сотрудничества.

Запишите эту задачу на доске так, чтобы всем ученикам она была ясна и понятна.

Цели урока:

\. Проверка уровня усвоения ранее изученного материала (на примере домашнего задания или тестирования).

2. Выполнение практических заданий по применению изучае­мого материала для решения новой задачи, проблемы.

3. Формирование интеллектуальных умений анализа, обобще­ния, аргументирования полученных результатов (на примере об­
суждения полученных в группах результатов, дискуссии, оппони­рования ответов учащихся и пр.).

Уверены ли вы, что эти задания будут ясны вашим ученикам? Тогда пойдем дальше.

Выше, в занятии 3, мы уже приводили пример организации самого начала такого урока.

Помимо целей, очень важно наметить те знания, умения, на­выки, которыми должны овладеть школьники на данном уроке, причем не только академические, но и интеллектуальные, обще­учебные.

Далее следует предусмотреть виды деятельности на уроке и сред­ства обучения, учебное оборудование, необходимое на уроке, а также решить, сколько времени вы отводите на каждый вид дея­тельности (но эти моменты планирования урока, разумеется, на доску не выносятся).

Если вы предполагаете использовать определенный вариант ра­боты в сотрудничестве, требующий совершенно определенных ро­лей членов группы, их также следует обозначить сразу до начала урока и записать на доске.

Шаг 2

Давайте теперь определимся с объемом материала, который учащиеся смогут выполнить в малых группах за одно занятие, точ­нее, за время, отведенное для этого на одном уроке. Мы уже го­ворили, что при работе в группах сотрудничества учащиеся успе­ют реально выполнить меньше заданий, чем при индивидуальной работе, потому что им потребуется определенное время, чтобы:

- убедиться, что все в группе поняли задание;

• договориться о способах выполнения задания;

. дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы;

. сравнить мнения всех и договориться об общем решении и соответственно ответе.

Не забудьте каждый раз подчеркивать, что данное задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревнова­тельности. Это — работа в сотрудничестве, групповая деятельность, в которой успех всех зависит от успеха каждого.

Посмотрите теперь на цель урока и определите задания учащих­ся в группах (в каждой группе и, по возможности, каждому члену группы). Разделите задание на логические части (по методу «пилы») и сформулируйте эти задания наиболее понятным для учащихся языком. Формулировки должны быть предельно лаконичными и четкими. При этом следует иметь в виду, что задания для групп могут быть аналогичными или разными. Если предусматривается одно задание для всех групп, его также можно вынести на доску. Разные задания следует четко записать на отдельных листочках и раздать по группам. То же касается и ролей членов группы. Если эти роли идентичны, они записываются на доске. Вот два примера.

При работе над правописанием:

1) ученик, который диктует слова или словосочетания, подле­жащие усвоению (двое учащихся пишут под его диктовку), затем
эта роль переходит ко второму ученику, двое других пишут, затем
к третьему и т.д. (по «вертушке»);

2) ученик, который суммирует все слова, подлежащие усвое­нию, проверяет степень усвоения их группой;

3) ученик, который следит за активностью и докладывает о
результатах.

1) ответственный за идею (план сочинения, который обсужда­ется и принимается всей группой);

2) ответственный за написание (обычным способом или на ком­пьютере);

3) ответственный за организацию помощи пишущему в право­
писании и редактировании.

Вы уверены, что сформулированные вами задания будут абсо­лютно понятны каждому ученику?

Тогда переходим к следующему шагу планирования. Шаг 3

Теперь нам необходимо определить, что же должно предше­ствовать работе учащихся в сотрудничестве? Что последует за этой работой? Нельзя забывать, что работа в сотрудничестве — лишь компонент урока и компонент системы обучения, в кото­рой есть место и другим видам деятельности, методам и сред­ствам. Очень важно приучить ребят к тому, что после выполне­ния задания в группах следует этап коллективного обсуждения (если это не тест), в ходе которого они могут задавать доклады­вающему от группы ученику и любому члену группы любые вопросы по данному заданию. Все учащиеся группы должны быть готовы отвечать на любой вопрос, аргументированно отстаивая свое решение. Участники других групп могут не только задавать вопросы, но и дополнять выступление представителя группы, предлагать свой вариант выполнения задания. Это предполагает коллективную дискуссию, и в этом заложен определенный ди­дактический умысел — научить ребят слушать и слышать друг друга не только в малых группах, в которых есть время, чтобы убедить товарища, но и в более многочисленной аудитории. Здесь требуется не просто хорошее знание предмета, темы, но и до­статочно быстрая реакция, логика мышления, умение быстро анализировать высказывание товарища, оппонента. Все это пре­красно способствует подготовке учащихся к проектной деятель­ности. Таким образом, мы видим, что дидактические цели ин­теллектуального развития учащихся требуют действительно со­вокупности различных вариантов данного метода. Отталкиваясь от поставленной дидактической задачи развития того или ино­го интеллектуального умения, того или иного типа мышления, можно моделировать разные варианты групповой работы в со­трудничестве, обязательно сочетая ее с коллективным обсуж­дением, рефлексией, вырабатывая навыки культуры общения и объективной самооценки, самоанализа.

Поэтому, определившись предварительно со временем, кото­рое необходимо отвести на успешное завершение задания в со­трудничестве и обсуждение его результатов в классе, переходите к планированию всего урока.

шаг 4

Давайте отметим еще один важный момент, касающийся поощ­рения. Есть несколько основных правил, которые полезно помнить:

• Если ваши ученики работают в группах охотно, продуктив­но, не старайтесь каждый раз их хвалить. Считайте (и дайте понять
ученикам), что это нормально.

• Все члены группы получают одинаковое поощрение или не по­лучают никакого. Все группы открыты для получения поощрения,
поэтому не следует устраивать из этого какое-либо соревнование.
Использование поощрения не стимулирует сотрудничество, если
приходится бороться за ограниченное число призов (похвал, поощ­рений и пр.), т.е. если предусматриваются «гонки на дистанции».

. Если группа не заслужила вашего поощрения, не следует это подчеркивать каким-либо образом, чтобы не вызвать огорчения, ссоры, слез и т.п. Просто предоставьте этой группе в самой благо­желательной форме возможность дополнительной практики по дан­ному конкретно вопросу (например, в качестве домашнего зада­ния), а затем найдите способ оценить усилия группы и достигну­тый результат. Помните, что допускаемые ошибки — это всего лишь сигнал о том, что что-то не понято (а это — ваша проблема, ваше мастерство!), недостаточно практики (следовательно, надо ее обеспечить в нужном объеме).

• Очень важно также помнить, что поощрению подлежат не
только академические успехи при работе в сотрудничестве, но так­
же и психологические аспекты общения. Необходимо, чтобы уча­щиеся (начальной школы) на каждом уроке четко понимали, ка­кие социально-психологические факторы общения будут отсле­живаться учителем. Это также должно быть написано на доске.

Например:

Я буду наблюдать за тем, как вы:

• слушаете друга;

• помогаете друг другу;

• вместе решаете возникшую проблему.

Можно порекомендовать на первых порах выбрать для поощрения, следующие психологические умения:

• проверить понимание изучаемого материала;

• поделиться с товарищами своими идеями и информацией;

• подбодрить товарища, стимулировать его к активной работе;

• добиться согласия при решении спорных вопросов.

Не забудьте в начальной школе и в младших классах основной школы после каждой работы в группах сотрудничества провести не только обсуждение достигнутых академических успехов, о которых мы уже говорили, но и обязательно обсудить, каким образом группе удалось достичь высоких результатов, какие были трудности, кто помогал, как, т.е. буквально в каких выражениях велось обсуждение., спросить, как они собираются действовать дальше в этом направле­нии. Способы поощрения, как академических успехов, так и психо-

логических аспектов общения, если в этом есть необходимость (а на первом уроке это обязательно), также планируются заранее и до сведения учеников доводится, что, как и почему будет оцениваться.

Вопросы к семинару:

1. С чего же следует начинать при разработке урока, на котором вы
решили использовать обучение в сотрудничестве?

2. Можно ли сразу браться за формирование новых навыков и умений,
усвоение нового материала?

3. Как определить объем материала, который вы планируете для
усвоения, осмысления с помощью данной технологии?

4. Как следует формулировать задания (группе, отдельным ученикам,
всему классу)?

5. Можно ли данную технологию интегрировать в традиционный урок?
Как это сделать?

6. Как оценивается работа учащихся в группах?
Творческое задание

Попробуйте спланировать полностью свой первый урок с применением технологии сотрудничества. Обсудите его с вашими партнерами на семинаре.

Будем считать, что мы теперь имеем некоторое представление о технологии сотрудничества. Подчеркнем: лишь некоторое, по­скольку только самостоятельное использование данной техноло­гии в собственной практической деятельности позволит приобре­сти опыт и вопросы, вопросы, вопросы... Что-то будет получаться сразу, что-то будет даваться с трудом, а что-то...

А теперь давайте обратимся к другой педагогической техноло­гии — методу проектов. Напоминаем, что обе технологии тесней­шим образом взаимосвязаны, ибо технология сотрудничества «вы­росла» из метода проектов.

Итак, метод проектов!

Глава 2

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Наши рекомендации