Методика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов
Чтобы лучше, продуктивнее использовать время на подготовку к зачетам и экзаменам, необходимо еще до начала сессии составить план своей работы. Продуктивно человек может заниматься до 8-10 часов в сутки. Исходя из этого нужно определить общий фонд времени в часах, отнять из этого резерв на непредвиденные трудности, на консультации, поездки и т.д. Оставшееся время следует распределить на проработку и повторение материала.
Во время сессии следует особо заботиться о поддержании своей работоспособности. Поэтому нужно не уменьшать, а увеличивать продолжительность сна на один час по сравнению с обычными днями, чтобы повысить свою работоспособность до 12-13 часов в сутки.
В процессе подготовки к экзаменам и зачетам студенты часто пытаются сразу «зарыться» в материале, т.е. максимально тщательно, со всеми подробностями запомнить его с самого начала. Это требует много времени и энергии. Первоначально лучше просмотреть весь текст, оценить роль и место каждого из его разделов, параграфов, вопросов, а потом начинать их детальную проработку.
Для основательного запоминания и усвоения материала желательно повторить его не менее четырех раз. Но это не значит, что его нужно столько раз прочитать. Каждое повторение должно быть под своим углом зрения, а именно:
а) первый просмотр всего конспекта или раздела - общая ориентировка;
б) выявление основных идей и их взаимосвязи;
в) повторение наиболее существенных фактов;
г) составление плана или вопросов и дальнейшее повторение материала уже по составленному плану и вопросам.
Каждый раз при этом повторяется все меньшая часть прочитанного текста.
При просмотре всего материала курса очень помогает составление различных схем, сводных таблиц, графиков, которые позволяют наглядно связывать воедино различные части курса и обобщать их.
Система подготовки, при которой тщательно изучается лишь часть вопросов, на остальные не остается времени - неэффективна. Даже при остром дефиците времени по каждой теме нужно усвоить, по крайней мере, основные положения и понятия.
При повторении материала непосредственно перед зачетом или экзаменом нежелательно использовать много книг. Такое всестороннее и глубокое изучение материала нужно проводить в течение семестра, а в сессию резерв времени ограничен, поэтому достаточно одного-двух учебников и конспекта лекций.
По ходу повторения материала полезно выписывать все основные определения, понятия. Формулы. В структуре каждого курса или раздела существуют ключевые лекции, в которых сформулированы основные законы, определения и положения, получившие развитие в дальнейших лекциях. Эти лекции необходимо проработать наиболее тщательно.
В ходе подготовки к зачетам и экзаменам следует активно использовать групповые и индивидуальные консультации. Максимальную пользу от консультаций можно получить тогда, когда студент приходит на нее с собственными конкретными вопросами, а не надеется услышать только ответы на вопросы других.
В день зачета или экзамена нужно избегать стрессовых ситуаций и не позволять кому бы то ни было вывести Вас из себя. По мере приближения зачета или экзамена следует думать о том, что Вы знаете и можете , а не о том, чего не удалось узнать.
Важно всегда помнить, что признаки растерянности, суетливости, беспомощности не способствуют повышению вашего авторитета у преподавателя. Постарайтесь и в этой весьма волнительной ситуации вести себя достойно и не напрашиваться на сочувствие. Ведь Вы идете не на казнь, а на зачет или экзамен доложить о проделанной Вами работе по той или иной учебной дисциплине.
В ходе зачета или экзамена при подготовке ответов на вопросы билета следует обязательно пользоваться программой учебной дисциплины. Она будет служить своеобразным компасом, указывающим путь к правильным ответам на вопросы. В учебной программе сосредоточены целевая установка и краткое содержание всех тем пройденного курса, литература по дисциплине.
Подготовку по билету на экзамене надо начинать с того, что помнится лучше всего. Однако, готовясь по одному вопросу, на отдельном листе нужно постоянно кратко записывать и те моменты, которые «всплывают» в памяти и по другим вопросам билета.
Обычно при первом взгляде на билет у студента очень часто возникает ощущение, будто он ничего не помнит и не знает. Не нужно впадать в панику. Просто Вашей требуется некоторое время на концентрацию, на поиск нужной информации. Начните вспоминать основную идею вопроса, наиболее важную ее часть, рисунок, примеры, схемы и т.п. Если и это не помогает или помогает плохо, то припомните, как именно и в какой обстановке, при каких обстоятельствах происходила подготовка и др. Отрывочную информацию, которая «всплывает» в памяти, нужно фиксировать на листе. При этом главное - успокоиться и планомерно выискивать «зацепку».
Попытайтесь припомнить составлявшиеся Вами при подготовке плана ответа схемы, логику изложения, набросайте на листе примерную схему раскрытия вопроса с большими интервалами между пунктами. В них постепенно вписывайте более мелкие подпункты, раскрывающие суть проблемы. Не пишите подробно текст ответа. Гораздо лучше составить план, а в оставшееся время подумать, что и как будете рассказывать.
Когда чувствуете, что по первому вопросу нечего добавить, спокойно переходите к следующему, но периодически возвращайтесь к первому, добавляя вспомнившуюся информацию. Иногда вспомнить забытое помогает прослушивание ответов товарищей и реплик преподавателей.
На ответ обычно отводится не более 20 минут. Поэтому следует постараться , в первую очередь, выделить и сформулировать самое главное - то, что важно для понимания материала в целом, и именно это скажите в самом начале, а потом уже конкретизируйте. До начала ответа полезно показать или рассказать преподавателю свой план изложения вопроса. Это поможет избежать многих дополнительных вопросов, особенно, если логика вашего ответа не совсем совпадает с предложенной на лекциях.
Особенно ценится такой ответ студента, в котором чувствуется его:
а) умение выделить главное;
б) самостоятельность, т.е. способность обобщать материал не только лекций, но и из разных прочитанных и изученных источников и из жизни;
в) использовать свои собственные примеры и наблюдения для иллюстрации излагаемых положений, оригинальные пути их практического применения;
г) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;
д) показ связи, места данного вопроса в общей структуре курса;
е) умения применять свои знания для ответа на вопросы, лежащие чуть в стороне от основного.
Старайтесь, чтобы в Вашем ответе содержались все эти компоненты и успех Вам будет обеспечен.
После зачета или экзамена, естественно, Вы нуждаетесь в отдыхе, но постарайтесь использовать свою неостывшую активность на полезные цели. Займитесь беглым повторением или систематизацией материала к следующему экзамену или проведите генеральную уборку на своем столе, в квартире. Когда Вы остыните и почувствуете, что готовы к отдыху, позвольте себе этот заслуженный перерыв после успешно сданного зачета или экзамена.