Создание команды квн в школе
Команда КВН в школе — это:
- коллектив единомышленников;
- сборище талантливых людей;
- люди, любящие посмеяться и повеселить других;
- актеры, режиссеры, сценаристы, гримеры, декораторы и др.;
- достаточно безумная идея;
- много пота, много мук, много волнений и в итоге много аплодисментов. В процессе создания команды «КВН» любому организатору необходимо представлять, какие задачи он должен решить на первом этапе, какие ресурсы ему необходимо изыскать. Ресурсы:
§ команда.
§ площадка.
§ материально-техническая база.
§ специалисты.
§ источники информации.
§ партнеры и спонсоры.
Команда — наиболее важное составляющее в процессе организации клуба на базе школы. Важно, чтобы участники ее составляющие были действительно командой — спаянным общими успехами и неудачами коллективом. Кроме того, в команде есть своеобразный набор вакансий — состав. Итак, состав команды в идеале:
ПОМНИ! В хорошо организованной команде можно задействовать много людей, не ограничиться только актерами, а учесть разнообразные интересы детей.
1. Сценаристы.Желательно, чтобы их было несколько. Их задача создание шуток, связок, текстов пародий, переделка песен и т.д. И самое главное — сведение этого материала в компактный, добротный и умный сценарий.
2. Режиссер. Желательно, чтобы он был один. Его тяжкий крест — воплощение компактного, добротного и умного сценария на сцене. Здесь нужен человек с опытом театральной деятельности, способный усилить написанный текст постановочными средствами.
3. Актеры. Их необходимо иметь в неограниченном количестве (кроме ударной группы основных исполнителей — еще и актеры резерва для замены на случай болезни). Актеры непосредственно на сцене будут доводить до зрителей текст, созданный сценаристом. Актеры — это лицо команды, главные шутники и пародисты, скоморохи и лицедеи. Им достанется и гробовое молчание в случае неудачи, и шквал аплодисментов в случае победы.
4. Капитан. Очень остроумный человек с мгновенной реакцией, стальными нервами и нечеловеческим обаянием. В КВН его функция — капитанский конкурс. Кроме того, капитан осуществляет представительские функции (участвует в жеребьевке, получает первым в свои руки кубок КВН после победного финала).
5. Музыканты — важные люди в КВН. Кроме собственно музыкального конкурса, создают необходимый фон и аккомпанируют во всех песнях, которые будут использованы в других конкурсах (о записи фонограмм — отдельный разговор). В хорошей команде есть и музыкант, и программируемый синтезатор.
6. Танцевальная группа — серьезное подспорье в зрелищности. Может выступать как вспомогательный коллектив, так и как часть команды, создающая самоценные номера.
7. Художники, декораторы, костюмеры, гримеры — украшение команды. Если хорошо поработать в этом направлении, можно добиться значительного усиления качества игры.
8. Летописцы (журналисты)— их задача сохранить для истории все материалы, созданные командой, отразить ее жизнь вне сцены, служить связующим звеном между командой и СМИ.
9. Болельщики — как ни странно, это тоже часть команды. С болельщиками нужно работать отдельно, чтобы они в нужный момент аплодисментами и смехом поддержали команду, но, с другой стороны, не заглушили драгоценные шутки, звучащие со сцены.
В состав команды привлекаются коммуникабельные веселые и находчивые люди, обладающие актерскими, литературными, музыкальными, хореографическими либо какими-нибудь другими способностями (кто знает, что может пригодиться в КВН).
Название команды может быть самым разнообразным, было бы веселым, КВН-ским или обыгрывающим особенности данной команды (номер школы или училища, какие-либо приколы, связанные с районом или местом, где это учреждение находится и т.д.). В частности в ульяновском школьном КВН встречаются такие команды: «Чертова дюжина» (шк. № 13), «Патруль-57» (шк. № 57), «Полицейская академия» (команда представляющая школу № 24, известную своими профильными юридическими классами), «веселая лихорадка» (шк.76 — медицинские классы), «северное депо» (шк. № 28, расположенная рядом с трамвайным депо) и т.д.
ПОМНИ! Название не должно быть чересчур длинным, должно быть удобным для скандирования болельщиками, легко запоминающимся и достаточно смешным.
Можно использовать аббревиатуры СВИН (самые веселые и находчивые), МДГ (мы — дети Гиппократа), БЭМС — (боевые энергичные, молодые, симпатичные) и т.д.
Здесь будем есть, и будем спать,
И репетировать полночи.
Потом здесь будем выступать,
Чего хотим мы очень-очень.
Благословим упорный труд,
Восславим эту сцену хором.
Пускай к ногам цветы падут,
А (не дай бог) не помидоры!
Площадка (зрительный зал) достаточно важный фактор для успешной реализации программы. Площадка должна отвечать следующим требованиям. Сцена — шириной не менее трех метров, длиной не менее восьми метров. Неплохо, если она будет оборудована кулисами и изолированным входом. Зал, вмещающий необходимое количество болельщиков и отвечающий требованиям СЭС и противопожарной безопасности.
Материально-техническая база — включает в себя звуковоспроизводящую и усилительную аппаратуру (микрофоны, стойки, усилители, колонки, магнитофоны). Идеальным вариантом было бы использование, видеокамеры для съемок выступлений команды.
ПОМНИ! Использование видеоаппаратуры позволяет не только фиксировать игры «для истории», но и анализировать выступления команды по горячим следам.
Специалисты — люди, обладающие профессиональными качествами и талантами, необходимыми для обеспечения эффективной деятельности школьной команды. На уровне школы это могут быть педагоги по профилям (преподаватель литературы — помощь в обработке сценариев, преподаватель музыки — в музыкальном оформлении, преподаватель труда — помощь в изготовлении реквизита). Уместно использовать другие ресурсы школы, в частности, школьный театр может подарить команде режиссера, а репетирующая рок-группа или ВИА помочь в записи фонограммы. В роли специалистов могут выступать также родители учеников данной школы (если обладают соответствующими возможностями).
Источники информации — могут быть нескольких видов:
- телепередачи юмористической направленности (КВН, планета КВН, ОСП-студия, джентльмен-шоу);
- специализированная пресса (КВН-газета, красная бурда, магазин, крокодил, сборники анекдотов);
- сайты в Интернете (все КВНовские и юмористические); деятельность различных лиг КВН (игры, семинары, школы КВН).
Партнеры и спонсоры
- администрация района (комитет по делам молодежи, отдел образования, отдел культуры и др.);
- общественные организации; родители;
- СМИ;
- АО, ООО и другие «О».
Процесс создания команды КВН в школе можно условно поделить на три этапа.
Предварительный этап
§ организатор должен определить есть ли необходимость в выборе данной формы (ее может и не быть, если воспитательная система школы удовлетворяет потребности школьников в творческом самовыражении.)
§ организатор должен определить есть ли необходимые ресурсы в учреждении.
Организационный этап
Для создания команды нужен некий эмоциональный толчок. Например:
1. «Ситуация — образец». Посмотрели, как играют и выступают другие. (а чем мы хуже? Мы хотим тоже.).
2. «Ситуация — успех». С успехом выступили на школьной сцене (на школьном вечере, капустнике), (это было здорово! Мы хотим еще!)
3. «Ситуация — выбор». Выводим идею КВН через планирование и выбор мероприятий на перспективу деятельности общественной организации.
Идея овладела массами. Наступает время подбора кадров. Одним из наиболее эффективных способов формирования команды является система творческих конкурсов. Для подбора актеров — КАМ (конкурс академии мастерства), либо фестиваль школьных театральных миниатюр. Можно также использовать принцип «7 самураев», то есть целенаправленный «отсмотр» всех школьных вечеров, капустников. Любой интересный актер сразу «ставится на карандаш».
Для поиска перспективных сценаристов — юмористические конкурсы авторов школьной прессы.
Для отбора танцевальной группы — «дэнс-шоу» — конкурс танцевальных коллективов.
Для отбора художников, декораторов, гримеров — конкурсы визажистов, конкурсы рисунков и плакатов и т.д.
Для отбора музыкантов и звукооператора — конкурс ди-джеев.
На первоначальном этапе важно определить источники информации, которые помогут в подготовке к играм активно поработать по ресурсной базе и поставить перед командой некую глобальную цель (победить на фестивале команд КВН, стать лучшими в районе или городе, поехать на обучающую КВН-смену и т. п.) Такая цель придает работе целенаправленность и упорядоченность.
Этап деятельности
Жизнь команды начинается с первого выхода на сцену. Для того чтобы стимулировать успешную деятельность, нужно обеспечить команде успех на первом выходе. Для этого обычно дебют команда играет на знакомую и благожелательно настроенную аудиторию, в шоу, которое не оценивается жюри. Иногда неудача может быть принята командой как вызов и подтолкнуть к дальнейшей работе, но нередки примеры обратной реакции. Поэтому обеспечение успеха в дебюте — важная задача.
Постоянная практика — вот один из краеугольных камней успешной деятельности. Чем больше выходов на сцену вы обеспечите, тем увереннее и опытнее будет ваша команда. Поэтому не гнушайтесь любой возможностью поработать на зрителя — любой опыт бесценен. Постоянно играющие команды практикуют использование шоу, капустников, мини-фестивалей стэм-ов, творчески подходят к проведению школьных праздников, проводят товарищеские игры с соседями. Ну и, конечно, все вышеперечисленное помогает лучше играть в традиционный КВН.
Для успешной работы команде нужно постоянное осознание того, что с ней происходит. Поэтому организатор должен четко организовывать процесс анализа и рефлексии игровой деятельности.