Подготовка информации для проведения оценки
Этапы процедуры оценки
Общая схема процедуры оценки
Процедура оценки включает в себя все действия по проведению оценки объекта оценки на основании уже заключенного договора оценки. То есть все необходимые вводные параметры (объект, цели, задачи, дата оценки и т.д.) к моменту начала процедуры оценки должны быть четко определены.
Укрупнено процедура оценки включает следующие этапы:
1) подготовительный;
2) оценочный;
3) заключительный.
1) Подготовительный этап процедуры оценки
Алгоритм подготовительного этапа включает следующие шаги:
1.1) Выбор стандарта стоимости и методов оценки;
1.2) Составление плана и календарного графика работ по оценке;
1.3) Подготовка информации для проведения оценки
1.4) Корректировка поступившей информации
Выбор стандарта стоимости и методов оценки
Поскольку оценочная деятельность особенно в части обязательной оценки строго регламентируется, то вид определяемой стоимости, прописанный в договоре, должен быть уточнен через выбор стандарта оценки.
Основой для выбора должны стать следующие федеральные стандарты:
· ФСО № 7 «Оценка недвижимости»;
· ФСО № 8 «Оценка бизнеса»;
· ФСО № 9 «Оценка для целей залога»;
· ФСО № 10 «Оценка стоимости машин и оборудования»;
· ФСО № 11 «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности».
После выбора стандарта оценки определяются методы оценки, которые будут использованы в данном конкретном случае.
Все методы оценки, используемые в оценочной деятельности, так или иначе относятся к одному из трех подходов: доходному, затратному или сравнительному.
1.2. Составление плана и календарного графика проведения работ по оценке
План работ должен быть составлен с учетом даты определения стоимости оценки, указанной в договоре. Оценочная деятельность имеет жесткую фактическую регламентацию со стороны временных показателей, так как экономическая ситуация в современных условиях характеризуется высокой степенью изменчивости.
Календарный график проведения работ по оценке представляет собой расписание выполнения работ. Рекомендуется составлять его с использованием инструментария сетевого планирования (например, в виде диаграммы Ганта) для визуализации и упрощения управления им.
Подготовка информации для проведения оценки.
В соответствии с методами оценки определяется набор и объем необходимой информации. Информация должна собираться из нескольких источников и охватывать всю внешнюю и внутреннюю среду объекта оценки.
Требования, предъявляемые к информации:
· достоверность,
· точность,
· комплексность.
Пути организации информации:
· Хронологический. Заключается в последовательном переходе по временной шкале в одном из двух вариантов: от прошлого к будущему или от будущего к прошлому. В оценочной деятельности такой путь обязателен при подготовке анализа по финансовым показателям бизнеса и построении линии тренда.
· Логический. Заключается в распределении информации от общего к частному или от частного к общему. Данный путь определяет не только переход между уровнями информации, но построение связки «предпосылки – выводы», ошибки в которой часто приводят к неправильному принятию решения.
· Журналистский. Заключается в построении материала от более важного к менее важному. Здесь может быть использован принцип Парето, определяющий небольшой объем ключевых показателей и их соотношений, который оказывает наибольший вес на получаемую в результате оценочной деятельности стоимость объекта оценки. При этом «ключевой набор» может меняться в зависимости от цели оценки, чаще всего, выраженной через вид определяемой стоимости объекта оценки.
Основные источники информации:
· законодательство РФ;
· программы правительства и прогнозы;
· аналитические обзоры информационных агентств;
· данные Государственного комитета по статистике;
· информационные отраслевые бюллетени;
· периодическая экономическая печать;
· конкуренты;
· информация, размещенная в сети Интернет;
· структурные подразделения объекта оценки;
· личные контакты;
· фирмы-дилеры;
· фирмы-поставщики;
· таможенное управление.
Уровни информации:
· Макроэкономический / региональный (в зависимости от целей оценки). Включает данные экономического, политического, социального характера, а также данные по состоянию окружающей среды, которые приобрели особую актуальность в последнее время и играют весомую роль в конечной стоимости бизнеса. Все вместе эти данные характеризуют инвестиционный климат функциональной среды объекта оценки.
· Отраслевой. Включает данные по состоянию и перспективам развития конкретной отрасли и/или соответствующего сектора рынка, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес (спрос, предложение, техническое развитие, дифференцированность продукта и т.д.).
· Горизонтальный (конкурентный). Включает данные о компаниях-аналогах или о сопоставимых продажах.
· Первичный. Информация о бизнесе, который оценивается.
Первые три уровня относятся к внешней информации, характеризующей условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом, а четвертый – к внутренней, дающей представление о деятельности оцениваемого предприятия.