Роль педагога в организации исследовательской деятельности обучающихся
Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска знаний. При этом очень важно, чтобы у руководителя была разработанная им долгосрочная программа исследований с учетом устойчивых интересов, мотивов, реальных условий и возможностей для успешной работы. На циклограмме представлены основные этапы деятельности учителя по руководству исследовательской деятельности обучающихся (таблица 4). [6]
Таблица 4
Циклограмма деятельности учителя по руководству
Исследовательской работы учащихся
Апрель-май | составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление обучающихся, склонных к исследовательской деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы |
Сентябрь | обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы |
Октябрь | консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования |
Ноябрь Декабрь- | консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных |
Январь Февраль | консультирование по написанию и оформлению работы |
Март | консультирование по подготовке устной защиты работы; защита работы на школьной конференции |
Сотворчество юного исследователя и научного руководителя — эта совместная деятельность двух субъектов над научным объектом, в результате которой получают или самоценное новое научное знание, или возникает новое качество уже известного научного знания. При этом также происходит не только прямая передача информации от одного субъекта — педагога (более информированного) — к другому субъекту — ученику. Но возникает и обратная информационная связь: от ученика-исследователя к педагогу- научному руководителю.
Обязательным условием развития творческих способностей обучающихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Руководитель только направляет самостоятельную деятельность школьника. Для этого он:
- выявляет сферы, в области которых лежат интересы учеников;
- освещает научное поле деятельности, в котором возможно определение тематик исследований обучающихся;
- знакомит школьников с методами научного познания и исследования;
- помогает сформулировать проблему (гипотезу), определить цель, задачи, объект и предмет исследования;
- направляет и мотивирует обучающихся на проведение собственного научного исследования;
- помогает обозначить основные технологические и хронологические моменты проведения исследования;
- разрабатывает совместный календарный план консультаций и собеседований, помогает обучающимся планировать самостоятельную деятельность;
- помогает ученикам в работе с различными источниками информации;
- характеризует и подробно обсуждает со школьниками структуру исследовательской работы и правила ее оформления.
Под контролем руководителя находится:
· проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся;
· отслеживание в динамике уровня развития исследовательских и творческих способностей школьников;
· предоставление обучающимся возможности участия в различных конкурсных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях), позволяющих школьникам проявить свои способности;
· предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем;
· разработка гибких индивидуальных программ для обучающихся, чья одарённость в определённых областях уже выявлена.
Особенно важной частью работы руководителя, от которой зависит дальнейший успех всего дела, является подготовка ученика к исследованию. Уже несколько лет в вариативную часть учебного плана школы включается спецкурс «Школа исследователя». Целью «Школы исследователя» является создание условий для развития исследовательских способностей школьников и формирование представлений обучающихся об исследовательской деятельности как ведущем компоненте образовательного процесса.
Выступление на конференции - одна из форм завершения исследовательской работы. Конференция способствует системному изложению представленных результатов и их апробации. Никто не ожидает, что школьники будут представлять свои научные достижения на том же уровне, который под силу студентам, аспирантам, научным сотрудникам и т.д. Смысл конференций школьников в другом: в этот период подросток задумывается о смысле жизни, своей нравственной позиции, о поиске своего места в социуме. Участие в научно-практических конференциях различных уровней служит показателем результативности творческой работы учителя и ученика.