Определение, его виды. Правила определения
Определение (дефиниция) – это операция раскрытия содержания понятия или придания смысла некоторому термину. Определением также называют высказывание, в котором зафиксирован результат этой операции. В определении различают определяемое (понятие, выражение) и определяющую часть.
Определение дается во всех случаях, когда отвечают на вопросы “что это такое?” или “что имеется в виду под выражением. . . ?”, т. е. когда нужно сообщить: 1) какими отличительными признаками обладают те или иные предметы, или 2) когда требуется задать или уточнить смысл некоторого термина. Отсюда различают два типа определений:
1) те, в которых целью является раскрытие сущности или отличительных особенностей класса предметов, о которых идет речь – реальные,
2) те, в которых целью является разъяснение словоупотребления – номинальные.
С помощью реальных определений решают задачи описания каких-либо объектов. Например: “Улика – доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении”. Номинальные же определения выражают требования, какими должны быть объекты в соответствии с их понятиями. Например: “Термин “юридический” (от латинского слова juridicus – “судебный”) означает относящееся к правоведению, правовой”. Номинальное определение может быть преобразовано в реальное.
Все определения, независимо от их цели, выражены в высказываниях той или иной формы (обычно – в одном высказывании, иногда – в группе высказываний). В зависимости от формы этих высказываний определения разделяют на явные и неявные. Наиболее широко употребляемыми являются явные определения, где определяемое понятие вынесено влево и не встречается в правой (определяющей) части. Например: определение “Амперметр – это физический прибор для измерения силы тока” – явное, так как определяемое (“амперметр”) стоит слева, отдельно от определяющего (“физический прибор для измерения силы тока”).
Определения, не имеющие такой формы, называются неявными. Наиболее простым видом неявных определений являются контекстуальные, когда смысл неизвестного выражения раскрывается на протяжении какого-то контекста и тем самым выясняется содержание обозначенного этим выражением понятия. Весь тот контекст, из которого становится ясным смысл неизвестного выражения, является определением. Из других видов неявных определений можно назвать остенсивные определения. Они устанавливают значение терминов путем демонстрации предмета, обозначенного этим термином. Они употребляются главным образом в математических науках и довольно сложны для беглого ознакомления.
Наиболее часто встречающийся вид явных определений – это определения через ближайший род и видовое отличие. Здесь определяющая часть начинается с указания ближайшего родового признака определяемых предметов, т. е. признака, присущего более широкому, чем определяемый, классу предметов. В приведенном определении амперметра таким родовым признаком является “физический прибор”, присущий не только амперметрам. Родовой признак – первый ориентир, указывающий, в какой области следует искать определяемые предметы. После него дается видовое отличие этих предметов, т. е. спецификация их в пределах области, указанной родовым признаком. Так, видовое отличие приведенного определения среди всех физических приборов выделяет те, которые измеряют силу тока. Определение через ближайший род и видовое отличие широко распространено и считается классическим.
Определенное распространение имеют также генетические определения, в которых предметы определяются через описание способов образования: возникновение, получение, построение. Например, “вино – это алкогольный напиток, получаемый путем сбраживания фруктового сока”. Для генетического определения в полной мере действительны все правила определения через ближайший род и видовое отличие.
Явные определения действуют в довольно узком интервале. С одной стороны, он ограничен тем, что признается очевидным и не нуждается в особом разъяснении, сведении к чему-то еще более известному и очевидному. С другой стороны, область успешного применения определений ограничена тем объемом явлений, который остается пока еще недостаточно изученным и понятым, чтобы дать ему точную характеристику. Попытка определить то, что еще не созрело для явного определения, способна создать только обманчивую видимость ясности.
Определение, чтобы быть правильным, должно удовлетворять некоторым требованиям. Обычно формулируют четыре правила определения:
1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объемы определяемого и определяющего понятий должны совпадать.
2. В определении не должно быть круга.
3. Определение должно быть ясным.
4. Определение не должно быть отрицательным.
Правило соразмерности является абсолютно необходимым требованием, поскольку прямо связано с основной целью определения – дать возможность отличить интересующие нас предметы, поэтому определяющая часть должна точно очерчивать класс именно этих предметов. Нарушение правила соразмерности проявляется в трех вариантах ошибки несоразмерности:
– Слишком широкое определение, когда определяющая часть шире по объему, чем определяемая. Например: “термометр – это физический прибор”. Оно не дает возможности выделить термометры среди всех физических приборов.
– Слишком узкое определение, когда определяющая часть уже по объему, чем определяемая. Например: “термометр – это физический прибор для измерения температуры тела”. Оно слишком сужает класс термометров до медицинских.
– Перекрещивающееся определение, когда объемы определяемого и определяющего понятий пересекаются. Например, “термометр – это стеклянный физический прибор”. Объемы определяемого и определяющего понятий перекрещиваются, так как стеклянными является лишь часть термометров и в то же время термометры это определение не отличает от других стеклянных физических приборов.
Нарушение второго правила – недопущение круга в определении, состоит в том, что в левой и правой частях его имеется одно и то же понятие, поэтому определяемое понятие остается неясным, например, “безапелляционное решение – это решение, не подлежащее обжалованию в апелляционном порядке”.
Требование ясности определения предписывает использовать в определяющих частях всех определений уже определенные ранее или заведомо известные понятия. Например, нельзя признать ясным следующее определение: “индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму”. Термин “детерминизм” будучи иностранным словом, скорее всего, сам нуждается в определении.
Правило, согласно которому определение не должно быть отрицательным, связано с тем, что отрицательные определения обычно слишком широкие, ибо специфицировать предметы через отсутствие у них каких-либо признаков редко удается. Например, отрицательное определение: “лиана – растение, не растущее в холодном поясе” слишком широкое и именно поэтому неудовлетворительное. Если же отрицательное определение соразмерно, то оно не только приемлемо, но иногда и единственно возможно. Например, отрицательное определение “простое число – это число, не делящееся ни на какое другое, кроме себя и единицы” является стандартным.
Контрольные вопросы
Что такое понятие?
Что такое признак понятия? Какие признаки являются существенными?
Что такое объем и содержание понятия? В каком отношении они находятся?
В чем состоит специфика основных приемов образования понятий?
Какие понятия называются родовыми, а какие видовыми? В чем состоит особенность их отношения?
Как устанавливаются отношения между понятиями?
Что такое совместимые и что такое несовместимые понятия? Какие бывают виды совместимых и несовместимых понятий?
В чем состоит сущность логических операций обобщения и ограничения понятий?
Что представляет собой логическая операция деления понятий?
В чем состоит специфика классификации понятий?
Что такое определение понятия, и каковы его основные виды?
Перечислите условия правильности определения и наиболее распространенные ошибки в определении?
СУЖДЕНИЕ.
Суждение, его состав
Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Суждение выражается обычно в повествовательном предложении, иногда – в вопросительном, так называемых риторических вопросах (“Зачем же он пришел, если болен?”) или восклицательном предложении (“Какое чудное было лето!”).
Поскольку в суждении нечто утверждается или что-то отрицается, в нем выделяют две части: то, что говорится, и то, о чем говорится. То, о чем говорится – предмет суждения. Понятие о предмете суждения называется субъектом суждения, а новая информация о нем, то, что утверждается или отрицается, называется предикатом суждения. Субъект и предикат называются терминами суждения. Субъект суждения принято обозначать латинской буквой S, а предикат латинской буквой P.
Кроме субъекта и предиката в суждении (в логическом смысле) обязательно присутствует связка. Она устанавливает присуще или не присуще субъекту суждения содержание, мыслимое в предикате. В логическом смысле это слова “есть” или “не есть”, “суть” или “не суть”. Таким образом, связка – это само объективное утверждение или отрицание мыслимого в предикате содержания. Только благодаря связке выражаемое в суждении отношение субъекта и предиката приобретает объективную значимость. В русском языке связка часто словесно не выражена, но, тем не менее, она подразумевается.
Например, в суждении “кошка есть домашнее животное”, понятие “кошка” – это субъект, а понятие “домашнее животное” – это предикат и слово “есть” – связка суждения.
Суждение отличается от понятия, прежде всего, тем, что в понятии исходным является допущение тождества, неразличимости предметов внутри них самих. Например, понятие “человек” только обозначает определенный класс предметов, но ничего не говорит об особенностях этих предметов. Наоборот, суждение “человек есть разумное существо” раскрывает определенную особенность обозначенного класса предметов. Поэтому можно сказать, что в суждении сначала производится отделение субъекта от его определения или особенности и затем соотнесение его с этой особенностью, представляющей его предикат. Тем самым в суждении обязательно что-либо утверждается или отрицается. Наличие в суждении утверждения или отрицания делает суждение либо истинным, либо ложным.
Истинность является основной логической характеристикой суждения. Каждое суждение является либо истинным, либо ложным и этим отличается от других форм мысли. Если субъект и предикат связаны в суждении в соответствии с действительностью, то суждение является истинным, а если связь не соответствует действительности – ложным. Например: “Волга – крупнейшая европейская река” – истинное суждение, так как Волга действительно обладает указанным свойством. А суждение “Санкт-Петербург – это маленький российский город” – ложно, поскольку Санкт-Петербург является не только одним из крупнейших городов России, но и Европы.
Виды простых суждений
Простым суждением называют такое суждение, в котором один субъект и один предикат.
Такие суждения обычно делят на три вида.
I. Атрибутивное суждение – суждение, в котором указывается на наличие или отсутствие у предмета (класса предметов) каких-либо свойств, состояний, видов деятельности и т. п. Субъект в этих суждениях обозначает предмет, о котором говорится в суждении, а предикат – свойство данного предмета. Например: атрибутивным является суждение “Растения при дыхании выделяют кислород”. Его субъект – понятие “растение”, о нем идет речь в данном суждении, а предикат – свойство “выделяет при дыхании кислород”.
2. Суждения с отношениями, или об отношениях, в которых утверждается или отрицается отношение между двумя, тремя или более предметами (классами предметов). Например: “Вологда находится севернее Москвы” (пространственные отношения); “Коля – старше Пети” (временные отношения); “А равно В” (отношения равенства).
Структура этих суждений выражается формулой а R в, где а и в обозначают понятия о предметах, а R – отношение между предметами.
Наиболее простыми являются суждения с двуместными отношениями, например, “Эверест выше Монблана”. Здесь отношение “выше” утверждается между двумя горными вершинами. Двуместные отношения обладают рядом свойств, на основании которых можно делать умозаключения из суждений об отношениях. Это – свойства: рефлективности, симметричности и транзитивности.
1) Отношение называется рефлексивным, если для любого предмета верно, что имеется это отношение предмета к самому себе. Например, отношение “ровесник” рефлексивно, потому что любой человек и вообще любой предмет ровесник самого себя.
Если отношение предмета к самому себе имеет место не для любого предмета, а лишь для некоторых, то отношение называется нерефлексивным. Например, нерефлексивно отношение “любит”, так как лишь некоторые, но не все люди любят себя.
Если отношение предмета к самому себе не имеет места ни для одного предмета, то отношение называется антирефлексивным. Например, отношение “больше” антирефлексивно, поскольку ни один предмет не больше самого себя.
2) Отношение называется симметричным, когда для любых двух предметов, верно, что если есть отношение первого предмета ко второму, то есть это же отношение второго предмета к первому. Например, отношение “ровесник” симметрично, так как для любых двух предметов, верно, что, если первый ровесник второго, то и второй ровесник первого.
Отношение называется несимметричным, если это имеет место не для любых пар предметов, а лишь для некоторых. Например, несимметрично отношение “любит”, поскольку не в каждой паре существ (но только в некоторых) существует взаимная любовь.
Отношение называется антисимметричным, если не существует таких двух предметов, для которых верно, что когда есть отношение первого ко второму, есть то же отношение второго к первому. Например, отношение “больше” антисимметрично, потому что ни для каких двух предметов не может быть так, что первый предмет больше второго, а второй больше первого.
3) Отношение называется транзитивным, когда для любых трех предметов, верно, что если есть это отношение между первым и вторым и также между вторым и третьим предметами, то оно есть между первым и третьим предметами. Например, отношение “ровесник” транзитивно, так как всегда, когда первый – ровесник второго, а второй – ровесник третьего, первый является ровесником третьего.
Отношение называется нетранзитивным, если это имеет место не для любых трех предметов, но лишь для некоторых. Например, нетранзитивно отношение “любит”, потому что не обязательно, чтобы первый любил третьего, когда первый любит второго, а второй любит третьего, однако такое встречается.
Отношение называется антитранзитивным, когда ни для каких трех предметов не может быть так, чтобы при наличии отношения между первым и вторым и между вторым и третьим предметами оно существовало бы между первым и третьим. Например, антитранзитивно отношение “отец”, потому что никогда не может быть так, что первый человек – отец второго, второй – отец третьего, и при этом первый – отец третьего.
Каждое двуместное отношение характеризуют по всем этим свойствам. Например, отношение “сосед” является антирефлексивным, симметричным и транзитивным, отношение “знает”, определенное на классе людей, является рефлексивным, несимметричным и нетранзитивным, отношение “сын” является антирефлексивным, антисимметричным и антитранзитивным.
3. Суждения существования, в которых отражается факт существования или не существования какого-то предмета (класса предметов). Например, суждение “Бог существует”. Его субъект – понятие о предмете суждения, объективное существование которого утверждается или отрицается (понятие “бог”); предикат – мысль о существовании или не существовании предмета суждения. Связка в таких суждениях подразумевается.