Лекция: Глобализация и информатизация

В лекции рассматриваются основы глобализации и информатизация теоретической, их связи и воздействия, Окинавская Хартия, понятие "электронное правительство".

Содержание

· Вопросы для самоконтроля

· Задачи и упражнения

Зачатки глобализации наблюдаются в Древнем Риме, который первым из государств утвердил господство над Средиземноморьем и способствовал взаимопроникновению культур и разделения труда.

С конца прошлого века стратегия развития мирового сообщества и специализация государств определялась транснациональными компаниями (ТНК), финансово-промышленными группами и международными финансовыми институтами (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.), формально образующих вместе некое подобие "мирового правительства".

ТНК стали проводниками политики мировой глобализации и совместного контроля мирового рынка сырья, промышленной продукции и услуг, что позволяет им манипулировать общественным мнением, например, через крупнейшие информационные компании (BBC, CNN и пр.), проникать в высшие органы власти и управлять внутренней и внешней политикой государств.

Часто субъектами мирового политического процесса становятся межправительственные и неправительственные транснациональные организации и движения, действующие независимо от конкретных государств.

Термин "Глобализация" был введен в политическую терминологию в 1993 г. Давосским форумом международной финансово-промышленной элиты для обозначения процесса интеграции и унификации национальных экономик, политик и культур и построения мирового капитализма без государства и границ.

В социально-экономических и правовых областях глобализация понимается как обобщающее событие, возникающее в результате эволюционных и кардинальных изменений в обществе.

Глобализация не просто новый этап интеграции и интернационализации общественного производства и производственных отношений, основанных на новых информационных технологиях. Это новые социально-экономические и политико-правовые отношения, цели, стратегии и условия международного движения капитала, товаров и услуг, технологий, разделения труда, новые принципы управления ими (например, путем снижения налогов и пошлин), новое понимание временных и пространственных границ. Это интеграция в реальном масштабе времени и в условиях открытости национальных экономик.

Глобализация пока охватила небольшой кластер из около 70 промышленно и технологически развитых стран, образующих несколько развивающихся интеграционных групп (ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН и др.). На эти страны приходится в то же время более 75% мирового ВВП и мировой торговли.

Глобализацию сопровождает (укрепляет) регионализация. Этому способствую такие процессы, как появление "стран-изгоев" (Иран, Сирия, Ливия, КНДР и др.), "новых центров роста" (Китай, Индия и др.), распад ряда государств и образование новых, локальных конфликтов, движение антиглобалистов, демографические и миграционные проблемы и другие процессы современности.

Обычно выделяют следующие признаки глобализации:

· всестороннее использование новых коммуникационных технологий;

· формирование международных инновационных сетей;

· новая глобальная экономическая архитектура;

· ослабевание роли национальных государств и правительств;

· широкое распространение принципов либерализма и демократизма;

· объединение национальных сил противодействия глобализму;

· сохранение национально-политической идентичности;

· усиление разрыва между развитыми странами и другими странами;

· активизация миграционных процессов.

В полной мере глобализации наиболее подвержены только некоторые сферы: информационные сети и системы, банковская, биржевая и финансовая система, деятельность транснациональных корпораций.

Многие аспекты и структуры глобального общества находятся пока в зачаточном состоянии.

Информатизация и глобализация приводят к необходимости решения многих совместных правовых проблем.

Глобальные информационные процессы требуют правового регулирования, особенно, с точки зрения международного (информационного) права, международных информационных отношений, все более актуализируемых в современном обществе, в современной научно-технической и экономико-правовой кооперации.

Так, 22 июля 2000 г. в Окинаве Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония приняли Хартию Глобального информационного общества, которая на международно-правовом уровне обозначила политико-правовые, научно-технологические меры для активизации деятельности международного сообщества по формированию глобального информационного общества. Хартия определяет основной признак глобального информационного общества – наличие, не только глобальных, но и региональных, национальных, внутригосударственных информационных процессов.

Хартия провозглашает:

· информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) должны обеспечивать устойчивый экономический рост;

· все люди должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества;

· правительства и компании должны обеспечивать финансовую, экономическую, политическую и социальную стабильность;

· правительства и компании должны содействовать инновациям, пожизненному образованию, эффективному использованию Интернет;

· правительства и компании должны развивать электронную торговлю;

· актуально развивать ЭЦП;

· актуально согласованно действовать по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства;

· развивающиеся страны должны принимать национальные программы поддержки развития ИКТ.

В соответствии с Окинавской Хартией необходимо решить следующие глобальные проблемы: формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения; улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат; укрепление человеческого потенциала; поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли.

Основные принципы глобалистики, в частности, включают:

· принцип глобального, устойчивого равновесия;

· принцип повышения управляемости общества;

· принцип принадлежности ресурсов всему человечеству;

· принцип разумного ограничения государственного суверенитета в интересах всего мирового сообщества.

В настоящее время существует ряд глобальных теоретических моделей развития цивилизации. Например, модель WORLD-3 (Д. Медоуз и его группа) для которой вычислительные эксперименты предсказывают, что человечеству, при неприятии срочных мер, грозит всемирная катастрофа через несколько десяток лет.

В рамках инициативы "Информационная революция" программы стратегических оценок Национального совета по разведке США корпорация РЭНД составила в 2003 г. документ "Глобальный курс информационной революции: общие вопросы и региональные различия". В этом документе дается прогноз развития ситуации на ближайшие 10-20 лет, в котором отражены следующие основные моменты:

· для большинства регионов мира, стремящихся использовать достижения информационной революции, разработки новых технологий будут непрерывно стимулировать информационную революцию;

· развитие информационных технологий и различия в восприятии плодов информационной революции в различных регионах мира в ближайшие десятилетия могут привести к обострению межгосударственных отношений;

· развитие оптической технологии коммуникаций и IP-телефонии окажет серьезное негативное воздействие на отрасли телесвязи во всем мире;

· противостояние программного обеспечения с открытыми кодами (например, операционная система Linux) и коммерческого программного обеспечения с закрытыми кодами (например, операционной системы MS Windows) во многом будет способствовать коренному переделу рынка программного обеспечения;

· увеличивающаяся доля экономического потенциала и рабочей силы во многих странах мира в сфере информационного производства и услуг приведет к масштабной волне миграции населения Земли;

· необходимо найти международные механизмы управления сообществом;

· информационно-технологически отстающие народы объединятся и организуются против передовых, что создаст напряжение, в том числе в международных структурах;

· информационная, биологические и нанотехнологии изменят практически все производство в мире.

Проблемы глобального информационного общества требует развития информатики, решения проблем информатизации, развития высоких и новых информационных технологий, эволюции информационных структур общества в глобальную информационную и коммуникационную мировую структуру. Можно говорить как о высоких технологиях (технологиях "в глубь"), так и о глобальных информационных технологиях (технологиях "вширь").

Это потребует новых подходов и решений для проблем развития политики, права, социально-гуманитарной сферы общества. В частности, планируется разработка и использование Всемирной сети правовой информации, в которой будет актуализирована распределенная база данных (знаний) с информацией о нормативных актах всех стран мира.

Также ведутся работы по глобализации государственно-правовой и социально-экономической сфер, парламентской деятельности, развитии "электронной" демократии и "электронного" правительства.

"Электронное правительство" – это структура, инфраструктура электронного государственного управления. Она интегрирует и унифицирует различные информационные ресурсы в рамках долгосрочных программ (в России – это программа "Электронная Россия"). Такие программы должны обеспечивать непрерывное авторизованное информационное обслуживание, унифицированный оперативный и комфортный доступ ("в любое время в любом месте") к защищенным информационным ресурсам, информации о результатах деятельности государственных органов, актуализируемым с помощью единых централизованных хранилищ данных, информационно-коммуникационной архитектуры и системы защиты.

Цель создания "электронного правительства" – сделать общение граждан с правительством комфортным, оперативным, результативным.

Существуют различные зарубежные проекты, стандарты и технологии реализации взаимодействий в системе "электронное правительство", в частности, технологии .Net Framework, MS SQL Server, mySAP Public Sector (для реализации бизнес-взаимодействий между предприятиями, государственными административными органами и учреждениями), стандарт XML и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое глобализация, каковы ее признаки?

2. Каковы основные цели Окинавской Хартии?

3. В чем состоит принцип глобализации?

4. Что означает термин "глобализация"?

5. Каковы принципы глобалистики?

6. Каковы положительные стороны глобализации?

7. Каковы отрицательные стороны глобализации?

Задачи и упражнения

1. Напишите эссе "Предпосылки глобализации".

2. Напишите эссе "Положительные стороны глобализации".

3. Напишите эссе "Отрицательные стороны глобализации".

Лекция: Глобализация и информатизация - student2.ru 13. Лекция: Электронное правительство России

В лекции рассматриваются основы построения электронного правительства в России (на базе положений и принципов Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, Федеральной программы "Электронная Россия").

Содержание

· Вопросы для самоконтроля

· Задачи и упражнения

Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой охраны РФ разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти, повышению уровня информационно-коммуникационной грамотности, расширению сектора Рунет.

Практически все органы государственной власти поддерживают ведомственные сайты в сети Интернет и размещают на них общую информацию о своей деятельности. В то же время практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме, имеет место дублирование информации и противоречивость данных, отсутствуют единые форматы, протоколы, технологии автоматизированной обработки и анализа данных, не дискриминационного доступа к ним, что снижает качество и оперативность принимаемых решений, усложняет процедуры их обработки. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан. Обращение граждан в несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаи модействия между ведомственными информационными системами.

Целями формирования в РФ электронного правительства являются:

· повышение качества, оперативности и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг;

· повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;

· повышение качества административно-управленческих процессов;

· совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

· развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа к информации;

· предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и Интернет;

· создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

· внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти;

· формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений.

В качестве основных приоритетов и направлений формирования электронного правительства Концепция определяет следующие:

1. Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования ИКТ.

2. Развитие сайтов государственных органов в Интернет, что обеспечит, в частности, полное, достоверное, оперативное размещение и обновление информации, связанной с деятельностью, структурой, адресно-справочной информации, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность для данного государственного органа, оперативный доступ к открытой информации, организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках, обратной связи и обработки обращений граждан. Предусматривается создание единого Интернет-портала государственных услуг, объединяющего в рамках общей системы навигации сайты соответствующих государственных органов в Интернет.

3. Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде, которая будет базироваться, в частности, на сети центров общественного доступа, информационных терминалов устанавливаемых в органах исполнительной власти.

4. Развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений организаций и граждан с целью обеспечения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти и получения необходимой справочной информации.

5. Создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами на основе единого реестра государственных услуг и условий их предоставления, общего справочника общественных приемных, центров приема и обслуживания граждан государственными органами.

6. Использование единой сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые позволят, в частности, обеспечить предоставление комплекса взаимосвязанных между собой государственных услуг федеральными, региональными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по принципу "одного окна".

7. Предоставление государственных услуг с использованием Интернет, например, приоритетные услуги в сфере учета объектов недвижимости, а также регистрации прав на них и сделок с ними; обеспечения социальной помощи и социальных выплат; оформления правового состояния граждан; получения разрешений для предпринимательской деятельности.

8. Создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия, которая должна обеспечить автоматизацию процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами, обеспечение доступа к ним других государственных органов на основе единой информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.

9. Развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота, которая должна обеспечить оперативный и защищенный информационный и документационный обмен между Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, палатами Федерального Собрания РФ и федеральными органами исполнительной власти.

10. Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов, которые позволят повысить качество принимаемых управленческих решений органов государственной власти, унификацию и автоматизацию процедур сбора и согласования ведомственных планов и отчетности об их исполнении в рамках единой информационной системы мониторинга результативности деятельности государственных органов.

11. Формирование необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства, которая должна обеспечить, в частности, развитие законодательства РФ, обеспечивающего использование ЭЦП в РФ, гармонизированного с международными правовыми актами.

Одновременно необходимо разработать требования к выполнению административных регламентов с помощью информационных систем, включающих порядок:

· определения состава данных, используемых при выполнении государственных услуг, а также регламентных действий, приводящих к изменению учетных данных в процессе оказания государственных услуг;

· регистрации всех учетных данных, лиц, производящих изменения учетных данных, а также момента времени осуществления изменений;

· обеспечения достоверности и юридической значимости данных в электронной форме;

· электронное протоколирование всех юридически значимых административных процедур;

· восстановления состояния учетных данных в любой момент с учетом предыстории;

· определения должностных лиц органа государственной власти, ответственных за выполнение административных регламентов с использованием ИКТ.

Также определяются организационные требования к порядку функционирования информационных систем, используемых при оказании государственных услуг, в частности, к порядку ввода информационных систем в эксплуатацию, их сопровождению, публикации (раскрытия) исходных текстов программ и технических спецификаций аппаратуры и технологий, эксплуатируемых в информационных системах органов государственной власти.

Формирование электронного правительства РФ планируется обеспечить до 2010 года в два этапа.

На первом этапе (окончание было в 2008 г.) планировалось разработать нормативные правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок использования ИКТ для доступа граждан к информации о деятельности и услугах государственных органов, а также типовые ведомственные технологические решения поддержки предоставления государственных услуг и обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти на основе ИКТ.

Одновременно предполагается завершить проектирование и создание действующих прототипов и опытных участков межведомственных компонентов электронного правительства, т.е. единой системы информационно-справочной поддержки граждан, инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия, защищенной системы межведомственного электронного документооборота.

На втором этапе (2009–2010 гг.) необходимо обеспечить тиражирование и внедрение в широкую практику деятельности органов государственной власти типовых ведомственных технологических решений.

Координацию деятельности по формированию в РФ электронного правительства осуществляет Правительственная комиссия по проведению административной реформы.

Создание и внедрение единой информационно-справочной системы, ИКТ инфраструктуры, единой информационной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти в рамках оказания государственных услуг, технологического администрирования электронного правительства возлагаются на Министерство информационных технологий и связи РФ. Создание системы защищенного межведомственного электронного документооборота возлагается на Федеральную службу охраны РФ.

На уровне субъектов РФ вопросы координации формирования электронного правительства возлагаются на региональную комиссию по административной реформе.

Эффект реализации Концепции представляется возможным оценить с учетом следующих основных направлений формирования электронного правительства:

· снижение трудозатрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне;

· уменьшение административной нагрузки на организации и граждан, снижение количества обращений граждан для оказания услуг и сокращение времени ожидания за счет оперативности взаимодействия органов государственной власти на основе ИКТ;

· обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, рост отечественного производства ИКТ за счет повышения готовности и мотивации работников органов государственной власти к использованию современных ИКТ;

· развитие национальной ИКТ-инфраструктуры и обеспечение информационного единства страны.

В рамках административной реформы планируется поддерживать реализацию пилотных проектов с участием широкого круга федеральных и региональных органов государственной власти.

Отечественные проекты системы "электронное правительство" реализуются, например, в Чувашии (пилотный проект "Электронная Чувашия").

Пилотный проект предусматривает создание серии информационных систем:

· единого электронного реестра населения;

· системы электронных торгов;

· системы управления исполнением бюджета;

· портала органов государственной власти и др.

Проект базируется на концепции HP e-Government Framework, на основе которой создаются единые модели (подсистемы) идентификации и авторизации, обеспечения безопасности, описания и обнаружения предоставляемых сервисов, управления системой (на основе OpenView).

В ходе реализации проекта приложения, которые создавались ранее для отдельных учреждений, интегрированы в единую структуру управления информационными ресурсами.

Модернизирована и коммуникационная инфраструктура (например, внедрены широкополосные каналы), созданы муниципальные центры общественного доступа к информации (например, установлены в госучреждениях информационные киоски с сенсорными экранами, а в бюджетных организациях организован бесплатный доступ к ресурсам республиканской информационной системы).

На муниципальном уровне созданы информационные системы, объединяющие ресурсы всех местных органов власти и подсоединяемые к Интернет.

Создано также и ядро этой системы – республиканский Центр обработки данных.

Аналогичные пилотные проекты разрабатываются также и в других регионах.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое электронное правительство?

2. Каковы цели формирования электронного правительства в РФ?

3. Каковы проблемы формирования электронного правительства в РФ?

4. Что такое Федеральная целевая программа "Электронная Россия"?

5. Каковы цели Федеральной целевой программы "Электронная Россия"?

6. Каковы приоритеты Концепции построения электронного правительства в РФ?

7. Каковы этапы и задачи этапов формирования электронного правительства РФ?

8. Каковы основные направления формирования электронного правительства в РФ?

Задачи и упражнения

1. Напишите эссе на тему "Электронное правительство".

2. Напишите эссе на тему "Правовая база формирования электронного правительства".

3. Напишите эссе на тему "Социально-экономические последствия функционирования электронного правительства".

Наши рекомендации