Лексика публицистического стиля
Функциональное, общественное назначение публицистики определяет состав, семантику и экспрессивно-эмоциональный характер лексики (и фразеологии) публицистического стиля.
Важнейшее место в лексике этого стиля занимают слова и термины общественно-политического содержания и назначения: президент, федерация, демократия, демократ, демократический, общество, справедливость, государство, власть, ветви власти, народ, гласность, плюрализм, суверенитет, конституция, свобода слова, права человека, правозащитник, оппозиция и т.п.
В составе общественно-политической лексики есть такие слова, которые, обозначая точные политические понятия (т.е. являясь терминами), одновременно наделены экспрессивной окраской, определенной оценкой: патриот, оппортунист, фашизм, фашист, терроризм, террорист, коррупция и т.п.
В 1990-х гг. в постсоветской России в связи с коренной ломкой не только экономической, но и политической системы страны, идеологии резко изменилось осмысление целого пласта политических, идеологических понятий, их оценочные коннотации (добавочные смыслы), контексты употребления соответствующих слов. «Уход от классового принципа понимания социального устройства, – отмечает Костомаров, – ведет последовательно к диаметральному семантико-оценочному пересмотру таких слов, как, с одной стороны, плюрализм, капиталист, империализм, социал-демократический, национализм, коммерсант, фермер, торговец, миллионер, рынок (рыночная экономика), приватизация, разгосударствление, частный (частная собственность, частная торговля, частная фабрика), с другой стороны, социализм, ленинизм, пропаганда, коммунистический, диктатура, пролетарский, суверенитет, патриотизм, советский, плановый, ...соцсоревнование. Сменили знак полярности, как бы поменялись местами в оценочно-идейном плане понятия верный ленинец, атеист, коммунист, комсомолец, пионер и антисоветчик, социал-демократ, диссидент, бой-скаут»*.
* Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой массмедиа. М., 1994. С. 109–110.
Примечание. Общественно-политическая лексика активна и в научном стиле, в подъязыке гуманитарных наук, но в отличие от него в публицистическом стиле она функционирует в тесном взаимодействии с лексикой публицистической.
В связи с тем что в публицистике обсуждается широкий круг актуальных проблем, в публицистических текстах фигурируют самые разнообразные предметно-тематические разряды лексики. В речевой структуре текста они вступают в соотношения с публицистической лексикой, а также с теми эмоционально окрашенными и оценочными словами, которые вовлекаются в публицистический стиль.
В этом стиле, как и в других функциональных вариантах русского литературного языка, широко представлена общелитературная (общеупотребительная, или нейтрально-стилистическая) лексика. Наиболее частотны такие общеупотребительные слова, как год, новый, работа, другой, большой, человек, дело, время, регион, сила, говорить, давать, жизнь, каждый.
Для русского литературного языка 1990-х гг. характерно активное вовлечение в публицистический стиль (в основном через газету) лексики, терминологии из:
- области экономики, ориентированной на рыночные отношения; л
- финансово-коммерческой, предпринимательской деятельности (главным образом терминология);
- научно-технической и производственно-технической области (наиболее показательное явление – активность терминов электронных технологий);
- речевого обихода шоу-бизнеса, номинации новых видов спорта и физкультурных упражнений.
Все эти и другие лексические (лексико-фразеологические) единицы, взятые преимущественно из терминологического или производственно-профессионального фонда соответствующих специальностей, используются обычно в своих номинативных значениях. Некоторые из них получили очень широкое распространение не только в публицистическом стиле, но и в языке радио, в телевизионной речи (в других терминах: в текстах электронных средств массовой информации), в устной политической речи (в выступлениях на митингах, в парламенте; в интервью). Это такие слова (и словосочетания), как приватизация, либерализация (цен), ваучер, девальвация, конвертируемый, курс валют, обмен валюты, интервенция (валютная, долларовая), спонсор, биржа, брокер, сделка, бюджетник, теневая экономика, теневик...; компьютер, модем, принтер, дисплей, файл, картридж, дискета...; дискотека, диджей, компакт-диск, кассета, видеокассета, приставки, хит, шлягер, плеер, стэп...; сорфейтинг, роликовые коньки, фитнесс...
Публицистическую лексику составляют слова, содержащие оценку событий, явлений, понятий, ситуаций, лиц. С их помощью автор выражает свое отношение (вернее, отношение той политической группы, с позиций которой он выступает) к описываемым событиям, к действительности: отстоять родину (свободу), мужество, стойкость, духовность; варварство, вандализм, иго, двурушничество, левацкий, коммуняки.
Примечание. Как видно из приведенных примеров, целесообразно различать экспрессивную окраску и оценку слова. (Соотношение экспрессии и оценки в семантической структуре слова см. на рис. 9.)
Публицистический словарь формируется из единиц различных лексико-стилистических пластов. Здесь представлены высокие торжественные слова судьбоносный, знамение, победоносный и др.; среди них много архаизмов: осенить, рукотворный, кормило (власти), узник (совести), преображение (чего). Активны в публицистическом стиле и эмоционально окрашенные слова разговорного характера: барахтаться, бубнить, возиться, возня и др.
В современном публицистическом стиле конца 1990-х гг. – первых лет XXI в. употребительны слова и обороты речи жаргонного происхождения. Часть таких слов и речевых оборотов, появившихся на страницах газет, в радио- и телепередачах в конце 1980-х – первой половине 1990-х гг., в настоящее время в значительной степени «освоена» литературным языком на правах единиц литературного просторечия, т.е. используется ограниченно и с определенным стилистическим значением.
Судя по толковому словарю общего русского жаргона «Слова, с которыми мы все встречались», составленному О.П. Ермаковой, Е.А. Земской и Р.И. Розиной (М., 1999), слова и речевые обороты жаргонного происхождения, используемые в газетах и в электронных СМИ, составляют довольно многочисленный лексико-фразеологический пласт – в несколько сот единиц. По нашим подсчетам, приблизительно четвертая часть словника упомянутого словаря зафиксирована в Толковом словаре русского языка СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (4-е изд. М., 1997) с пометой прост. Это означает, что такие слова определенно фигурируют в современном русском литературном языке на правах литературного просторечия, в том числе и прежде всего в публицистическом стиле, наряду с их употреблением в языке радио и телевизионной речи.
Для публицистического стиля типично преобразование значений экспрессивных свойств слов, вовлекаемых в его речевую структуру практически из всех разрядов литературной лексики, из специальной терминологии, из народно-разговорной речи, в том числе из жаргонной речи (что особенно характерно для последних 10–15 лет). Так, в XIX – первой половине XX в. «пришли» в русский литературный язык, получив преимущественное употребление в публицистическом стиле, из диалектной речи слова свистопляска, шумиха, подоплека, дешевка, трущобы, из жаргонной речи двурушник, животрепещущий, из сельскохозяйственной терминологии веяние, от номенклатурно-административного термина черная сотня в начале XX в. образовалась публицистическая номинация погромщиков-реакционеров черносотенцы.
В современном публицистическом стиле конца 1990-х гг. и первых лет XXI в. тоже немало подобных лексических единиц. Например, перестройка – ключевое слово последней эпохи советского периода в истории России (середина 1980-х – начало 1990-х гг.) – отглагольное существительное из сферы общелитературной лексики; ускорение (очень активное слово во второй половине 1980-х гг.), пространство (экономическое, культурное, образовательное...), номенклатура, номенклатурный, элита – из книжной лексики; подвижки – из терминологии (геологической); беспредел, разборка (разборки), тусовка (тусоваться, тусовщик), чернуха, кинуть, отморозок, фанат (фан), наработки, озвучить – из жаргонной речи.
Все эти и другие подобные слова под влиянием публицистических контекстов «переживают» те или иные преобразования значений, стилистической характеристики, изменения в лексической сочетаемости, парадигматических связях, т.е. изменения в смысловых связях, соотношениях с другими словами, прежде всего – в синонимических связях.
Примечание. Исследование лексико-семантических, словообразовательных процессов в словаре той или иной эпохи, в частности в 1980–1990-х гг., – особая тема; уже сложилась библиография работ о названном периоде*.
* См., например, упомянутую книгу В.Г. Костомарова «Языковой вкус эпохи» и «Словарь перестройки» В.И. Максимова (СПб., 1992).
В публицистическом стиле распространены разнообразные приемы метафорического использования слов, главным образом нейтрально-стилистических, терминологических. Эти слова обычно употребляются в составе словосочетаний, в результате они приобретают обобщенные значения, становятся эмоционально окрашенными. Например, в публицистике советского времени были популярны: ветер века, волны народного гнева, города-побратимы; в 1960–1980-х гг. в переносно-метафорическом употреблении широко использовались научно-технические термины: планктон равнодушия, люди жесткой фокусировки, радиация пропаганды войны. Некоторые из такого рода словосочетаний становятся постоянными перифразами (корабль пустыни; в современной публицистике: вирус распада, разрушения, чума века).
Наблюдения над публицистическими текстами убеждают, что экспрессия в таких текстах, «через» которую автор, публицист выражает свое активное отношение к описываемому (так называемая публицистическая экспрессия), создается:
• в результате взаимодействия специально организованной лексики и фразеологии (экспрессивно «заряженной», публицистической тональности) и синтаксической организацией языкового материала, специальными приемами синтаксического построения письменной речи;
• или – что чаще практикуется в публицистических текстах – только синтаксическими средствами (без участия экспрессивно окрашенной лексики или при ее минимальном присутствии в тексте). Наиболее действенно использование синтаксических фигур и других элементов поэтического синтаксиса, в особенности периода.