Принципы психологического посредничества

Посредник (третья сторона) в конфликте – это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя или большим числом сторон и пытаются им помочь в достижении согласия.

Третий участник в конфликте может выступать в двух ролях:

- как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон (в этом случае завершение конфликта достигается с помощью насилия, а также путём социального давления, использования печать, рекламу, силу общественного мнения);

- как независимый от них беспристрастный субъект.

Способы вмешательства третьей стороны можно разделить на два класса:

- контактное вмешательство – осуществляется специалистом по улаживанию конфликтов, который имеет специальную подготовку и опыт в вопросах, ставших предметом спора;

- спонтанное вмешательство – осуществляется не специалистом, а просто тем, кто заинтересован в разрешении конфликта. Такая третья сторона обычно состоит в каких-либо отношениях с конфликтующими сторонами и заинтересована в улаживании конфликта.

Кто может выступать в роли третьей стороны?

В качестве официальной третьей стороны, обладающей нормативным статусом или возможностями воздействия на оппонентов, могут выступать:

при межгосударственных конфликтах

и конфликтах на государственного уровня

- межгосударственные организации (ООН и др.);

- отдельные государства;

- государственные правовые институты (суд, прокуратура);

- правительственные или другие комиссии (создающиеся для урегулирования забастовок и т.д.);

- представители правоохранительных органов;

при конфликтах между организациями

- руководители организации;

- общественные организации (комиссии по разрешению конфликтов);

- профессиональные медиаторы-конфликтологи.

В качестве неофициальной третьей стороны (не обладает нормативным статусом) в конфликте могут выступать:

- известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);

- представители религиозных организаций;

- профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;

- неформальные лидеры социальных групп;

- старшие по возрасту;

- друзья, коллеги, соседи, просто свидетели конфликта.

Участники конфликта добровольно обращаются к третьей стороне, когда: - конфликт затянулся;

- стороны отстаивают противоположные интересы и не могут найти точки соприкосновения;

- по разному трактуют правовые нормы;

- одной стороне нанесён серьёзный ущерб и она требует применения санкций по отношению к оппоненту;

- сторонам важно сохранить хорошие отношения, но взаимоприемлемое решение найти не могут;

- стороны пришли к соглашению, но требуется внешний объективный контроль за его исполнением.

Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны, когда:

- происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует угроза применения насилия;

- к одной стороне уже применяется насилие;

- третьей стороне лично не выгоден конфликт;

- конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной;

- стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы сторон.

Посредничество – это прежде всего психологическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на восстановление нарушенных отношений и их продолжение на новой конструктивной основе.

Можно выделить следующие принципы психологического посредничества (речь о посредничестве психолога):

- посредник нейтрален, он не выносит собственных оценок и суждений, не присоединяется к сторонам конфликта;

- посредник работает с процессом и не влияет на характер принимаемых решений;

- посредник стимулирует переход участников обсуждения от конфронтации к договорённостям;

- посредник обеспечивает защищённость участников переговоров;

- посредник несёт ответственность за процесс, но не за характер принимаемых решений.

Вариант 2 - добровольность – стороны добровольно приглашают посредника и в любой момент могут от него отказаться;

- равноправие сторон – все участники в переговорах с посредником имеют равные права;

- нейтральность посредника – посредник должен находиться (сидеть за столом переговоров) на равном расстоянии от сторон;

- стороны должны высказываться с соблюдением очерёдности;

- посредник равное количество времени должен уделять сторонам;

- должен сохранять беспристрастное отношение к каждой стороне и обеспечивать им равное право на участие в переговорах.

- он не имеет права ни словом, ни жестом/знаком показывать преимущества или что-либо делать/говорить в пользу одной из сторон.

- он не должен подвергать критике действия одной из сторон в присутствии другой стороны.

- хотя посредник может иметь свои чувства и оценки по поводу правильности или справедливости поведения каждой из сторон, симпатии, все эти моменты он обязан оставлять за пределами процесса посредничества.

- если ему трудно оставаться нейтральным, он обязан отказаться от посредничества.

- он не имеет права оценивать позицию сторон, интерпр-ть документы;

- конфиденциальность – всё о чём говорится и обсуждается в ходе переговоров, остаётся внутри этого процесса;

- обеспечение паритета (равенства) сторон;

- выравнивание объёма времени работы с обеими сторонами, чтобы не было повода у одной из сторон к подозрениям или недовериям;

- поочерёдное обращение посредника к обеим сторонам. Если в каком-то эпизоде переговоров посредник сначала обратился с вопросом к одной из сторон, а затем ко второй, то в следующем эпизоде он должен обратиться к ним в обратном порядке.

ТЕМА 7

Наши рекомендации