Психологические особенности использования ТСО

Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель хорошо представляет и понимает психологические основы их применения.

Некоторые учителя на одном уроке применяют самые разнообразные ТСО: звукозаписи, кинокольцовки, слайды, диапроекцию и т. д. результативность обучения у таких учителей неадекватна затраченным усилиям. Неправильное использование технических средств в процессе воспитания и обучения проистекает, прежде всего, из-за незнания или пренебрежения психологическими особенностями их применения.

Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована ещё Я.А.Коменским, назвавшим её «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы всё, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. Современные ТСО имеют для воплощения этого правила, как уже говорилось, широкие возможности, которые необходимо реализовать на основе учёта психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно большей пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологического исследования, более осмыслена, дольше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.

Наиболее высокое качества усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А ТСО как раз и позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. Сигналы воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создаёт в этом случае основу для успешного протекания процесса познания – осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления, применения наглядности оказывает влияние на формирование и усвоения понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установления причинно-следственных связей и т. д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысления. Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом процессе усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.

Значительная роль ТСО и на этапе применения знаний: уже много раз говорилось, что существуют специальные тренажёры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статистических и звуковых средств.

Особенно должно учитываться учителям эмоциональное воздействие ТСО. Если важно сконцентрировать внимания учащихся на содержании предполагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит усвоения и осмысления основного материала. Если используемый материал должен вызвать определённые чувства и переживания, решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, чёткий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ТСО. Это не исключает использование только наглядной или только звуковой передачи информации в зависимости от задач урока содержания материала, возраста, имеющегося у детей опыта и т. п.

В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или воспитательного занятия. К. Д. Ушинский считал внимание ученика чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения. По его мнению, каждый воспитатель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Он указывает воспитателю несколько средств сохранения детского внимания: усиления впечатления, прямое требования внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.

Три из четырех названных Ушинским средств присущи ТСО и НИТО, которые, обладая широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала. Обычно человек воспринимает окружающую действительность в удобном для него порядке, на экране же управление вниманием осуществляется вы­делением главного изображения средствами динамики и компози­ции кадра, монтажной сменой планов. Из кадра убирают или ос­лабляют все отвлекающее от главного разными способами: соот­ношением главного объекта и окружающих фоновых объектов, различной интенсивностью окраски, выделением светом и т. п. Но основным приемом остаются выбор и смена планов. Так, наблюда­ющий за объектом взор разлагает его на части, потом снова соби­рает, переносит на другой объект, сближает и сопоставляет оба объекта. Информация в кадре разумно дозируется: весь фрагмент воспринимается целиком.

Используя ТСО, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания:

1. Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте.

2. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15-20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых.

3. Объем внимания – количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью

4. Распределение внимания - одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип «фон фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему.

5. Переключение внимания - перемещение внимания с одно объекта на другой.

ТСО помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя.

Наши рекомендации