Сложносочиненное предложение

1. Понятие о сложносочиненном предложении (ССП).

2. Средства связи предикативных частей – основные и дополнительные.

3. Синтаксические отношения.

4. Сложносочиненные предложения однородного/неоднородного состава, свободно/несвободной структуры.

Сложносочиненное предложение построено на сочинительной связи, значит, его части выступают как относительно самостоятельные, однородные, равноправные. В системе сложных предложений ССП противопоставлено сложноподчиненному по 3 признакам:

1) ССП обладает относительной независимостью предикативных частей, как грамматической, так и смысловой. Невозможно задать от одной части вопрос к другой.

2) В ССП используются сочинительные союзы. Они считаются основным средством связи. Тип союза определяет характер синтаксических отношений между предикативными частями. Сочинительный союз всегда находится между предикативными частями, не входит ни в одну из них, поэтому при перестановке предикативных частей его позиция остается закрепленной и неизменной. Сравните: Пел хор, и играл оркестр//Играл оркестр, и пел хор. Брат писал, а сестра читала//Сестра читала, а брат писал. Иначе ведут себя подчинительные союзы, которые находятся в составе придаточных и при перестановке переносятся вместе с ними. В школе тишина, так как идут уроки//Так как идут уроки, в школе тишина.

3) ССП и СПП различаются по характеру интонации. Сравните предложения, одинаковые по лексическому составу: Я оказался один в квартире, что позволило мне петь полным голосом//Я оказался один в квартире, и это позволило мне петь полным голосом.

В современном синтаксисе ССП классифицируются по 2 основаниям, так что возникает своего рода «двухуровневая классификация»: на первом уровне учитывается характер сочинительных союзов, на втором – характер дополнительных средств связи.

Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные, противительные, пояснительные, градационные (сопоставительные), присоединительные. Соединительные союзы сигнализируют о соединительных синтаксических отношениях, именно они наиболее ярко выражают идею «сочинения». Разделительные союзы свидетельствуют о разделительных отношениях, противительные – о противительных, градационные – о сопоставительных… Внутри этих основных типов выделяются подтипы СПП на основе частных синтаксических значений. Они несут в себе оттенки следствия, результативности, уступки, ограничения. Сравните: Надо было узнать эту тайну, и я согласился.

Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился.

Во втором предложении благодаря наречию «поэтому» в большей степени подчеркивается значение ‘результативности, следствия’. Соединительные отношения осложняются дополнительным семантическим оттенком.

К дополнительным средствам связи относятся:

а) повторы (лексические, синонимические, антонимические, слова одной ЛТГ). Ученье – свет, а неученье – тьма. В предложении используются антонимы. При встрече скажет ей два слова, и в этих словах проглядывается досада. Дождь шумит по стеклу, и печально поетветер. В качестве дополнительных средств связи используются слова одной ЛТГ.

б) анафорические местоимения и местоименные слова, то есть стоящие в начале 2 предикативной части. На одно мгновение она казалась смущенной, и это удивительно изменяло ее лицо. Соединительные отношения осложняются отношениями следствия, что подчеркивается при использовании анафорического местоимения «это».

в) общие компоненты. К ним относятся детерминантные обстоятельства и дополнения, стоящие в начале предложения. [В эти дни] безвольно мысль таится, а молитва стелется, как дым. [В саду] пели птицы и цвели молодые акации. Иногда общим является придаточное предложение, такие структуры рассматриваются как многокомпонентные.

г) соотношение видо-временных форм сказуемого. Обычно используются следующие модели:

1. глагол-сказуемое сов.в.//глагол-сказуемое сов.в. последовательность

2. глагол-сказуемое несов.в.//глагол-сказуемое несов.в. одновременность

3. глагол-сказуемое несов.в.//глагол-сказуемое сов.в. частичная одновременность, прерванность событий. Сравните: Ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил. Он пел любовь, любви послушный, и песнь его была ясна. Гуров хотел позвать собаку, но у него вдруг забилось сердце. Последнее предложение указывает на прерванность событий: действие несовершенного вида утрачивает свою длительность.

д) соотношение модальных планов сказуемых. В большинстве случаев модальные планы глаголов-сказуемых совпадают, что указывает на последовательность событий. Однако есть случаи, когда в одной из предикативных частей может употребляться глагол-сказуемое в ирреальной модальности. Например: Говори, а не то все о тебе расскажу директору. В таких предложениях обычно выражается гипотетичность действий, несовместимых друг с другом. Лишь дайте мне добраться до Москвы, а там Борис расплатится за все.

е) неполнота одной из предикативных частей. Туча приближалась к нам, а мы – к ней.

По семантике выделяются несколько подтипов в каждом основном типе ССП. Среди ССП с соединительным значением выделяют следующие подтипы:

· С соединительно-перечислительными отношениями. В таких конструкциях используются союзы и, да, ни…ни. Перечисляются события, происходящие одновременно или одно за другим. Такие конструкции могут быть двучленными и многочленными. Это конструкции однородного состава, стилистически нейтральны. Наиболее частотны предложения с союзом и. Над озером скрипят уключины и раздается женский визг. Общий член «над озером» свидетельствует о том, что перечисляются однородные факты. Реже используется союз да, имеющий разговорный оттенок. Со всех сторон гремят тарелки и приборы, да рюмок раздается звон. Повтор с ни…ни используется при отрицании.

· Соединительно-распространительные отношения возникают в ССП, если вторая часть распространяет первую. Такие конструкции только двучленные. В качестве дополнительного средства связи используется анафорическое местоимение, в качестве основного – союзы и, да. Сад был мал, и в этом было его достоинство. Местоимение «в этом» отсылает к первой части и выполняет функцию темы.

· Соединительно-результативные отношения характерны для двучленных конструкций. Вторая часть выражает результат, следствие или вывод из содержания первой части. Отношения результативности усиливаются за счет дополнительных средств связи: поэтому, потому, следовательно, значит. Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду можно было свободно пройти.

· Соединительно-отождествительные характерны для предложений с союзами тоже, также. Люди проголодались, лошади также нуждались в отдыхе. Конструкции двучленны.

ССП с общим разделительным значением делятся на такие подтипы, как:

· Предложения со значением взаимоисключения, где одна часть исключает другую. Используются следующие средства связи: или, либо, не то…не то, то ли…то ли Единым взором надежды сердца оживи, иль сон тяжелый перерви, увы, заслуженным укором.

· Отношения чередования характерны для предложений с повторяющимися разделительными союзами. Они рисуют ситуации, сменяющие друг друга, существующие в разных временных планах. Например:

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Сложные предложения с противительными союзами делятся на следующие группы:

· Сопоставительные со средствами связи – союзом а, словами одной ЛТГ, совпадением модально-временных планов, структурной неполнотой. Предложения неоднородного состава. Сопоставляются различные ситуации и явления. Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит. Ласточки пропали, а вчера зарей все грачи летали да, как сеть, мелькали вон над той горой.

· Предложения с противительно-ограничительными отношениями. В качестве средств связи используются союзы но, да, однако. В качестве дополнительных средств связи – частицы только, лишь, одни; соотнесенность модально-временных планов сказуемых, причем в первой части представлена ирреальная модальность, во второй – реальная. Одна из предикативных частей сообщает о ситуации, которая ограничивает проявление действия, названного в другой части. Например: Пошла бы она в лес, но детей не с к ем оставить. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. Близки по значению к данной группе ССП с частицей-союзом «только». Все спят, только одно окно светится.

· Предложения с противительно-уступительными отношениями, это предложения неоднородного состава. Средства связи – союзы но, однако, да, а, иногда союз хотя. Уступительное значение формируется в основном за счет лексических средств, чаще всего за счет частиц все-таки, все же, все равно, между тем, при всем при том, корреляцией наречий «еще - уже», одно из них может быть опущено. Белых пятен на карте давно уже нет, но земля не открыта еще до конца. Луна светила очень сильно, однако ее свет с трудом пробивал туман. Я с ними вечно бранюсь, но все-таки очень сильно их люблю.

· Предложения с противительно-возместительными отношениями. В этих предложениях одно и то же явление рассматривается с обеих сторон, как с положительной, так и с отрицательной. В качестве средств связи используются союзы зато, но, да, однако. Эталонным является союз «зато». Он не красив, но вид его приятен. Я очень устал за день, зато много успел сделать.

ССП с пояснительными и присоединительными отношениями не имеют семантических подтипов. В предложении с пояснительным значением используются союзы то есть, а именно. Эти предложения всегда двучленны, обладают своеобразным параллелизмом частей. Первая часть заканчивается сильным понижением голоса и паузой. Основная информация содержится в первой части, второстепенная – во второй. Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму событие.

Присоединительные отношения возникают, если вторая часть ССП представляет собой добавочное замечание, дополнительное сообщение. Основное средство связи – союзы да и, но и. Дополнительные средства связи – частицы и наречия еще, вдобавок, сверх того, кроме того, притом, вслед за тем. У него было много книг, и все такие дорогие, редкие книги. Ты мне нового ничего не скажешь, да и я тебе не скажу.

Если части ССП соединяются союзами не только…но и, не только…однако, не только…а и, такие отношения называются градационными (сопоставительными). Они близки к противительным конструкциям. В них подчеркивается или нарастание, или уменьшение значимости во 2 части. Не то чтобы он хотел меня слушать, но просто все ему было безразлично. Эти предложения всегда двучленны. В них указывается на наличие тождества в разных ситуациях.

Признак однородности/неоднородности состава ССП важен для выделения конкретных подтипов ССП. Однородность состава проявляется, когда

1) в предложении используются повторяющиеся союзы, чаще всего разделительные и соединительные;

2) в одинаковом оформлении модально-временных планов сказуемого, в единстве целей высказывания всех частей;

3) в наличии перечислительной интонации;

4) в наличии общего второстепенного члена или общей предикативной части;

5) в открытости структуры, то есть двучленный ряд может быть продолжен.

К ССП однородного состава относятся следующие предложения: Молодые листья трепетали, да зяблики кое-где пели.(да кукушки отсчитывали года). Гроза прошла, и небо очистилось от туч. Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом. В начале апреля уже шумели скворцы и летали по саду желтые бабочки.

В предложениях неоднородного состава отношения устанавливаются только между двумя предикативными частями, причем одна из них в смысловом плане может быть менее значима, то есть в предложениях неоднородного состава структура всегда закрытая.

Для ССП неоднородного состава характерно:

1) использование различных интонационных типов;

2) наличие во второй части местоимений, наречий, частиц, которые указывают на отношения следствия, возмещения, ограничения, уступки.

Вода была теплая, и притом ее было много. Здесь уже не пахло акацией и сиренью, но зато пел соловей.

В ССП различение гибкости/негибкости структуры характерно для предложений неоднородного состава. Гибкие структуры допускают изменение порядка предикативных частей, негибкие – это те, в которых невозможна перестановка предикативных частей. Сравните: Уходите в комнаты, а то простудитесь. В тени по-утреннему свежо, а на крыльце стало припекать. Первое предложение обладает негибкой структурой, а второе – гибкой.

Сложноподчиненное предложение..

1. Понятие о сложноподчиненном предложении.

2. Средства связи в сложноподчиненном предложении.

3. Предложения расчлененной и нерасчлененной структуры.

4. Классификация сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненное (СПП) предложение – это сложное предложение, предикативные части которого связаны подчинительной связью, то есть одна часть зависит от другой. Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать, что оставаться в нем не хотелось.

Подчинительная связь выражается в наличии определенных формальных показателей – в подчинительных союзах и союзных словах, находящихся в составе придаточного.

Главное предложение определяет позицию придаточного и накладывает определенные ограничения на модальный и временной план придаточных и характер его целеустановки. Например, исключается употребление побудительной придаточной части.

По семантике главная часть обозначает основную ситуацию, а придаточная называет ситуацию, мотивирующую основную или поясняющую ее.

В отличие от ССП в сложноподчиненном нет подразделения на основные и дополнительные средства связи. Наряду с обязательными союзами и союзными словами могут выступать другие средства связи, такие как интонация, корреляты, опорные слова, отношение видо-временных форм, лексические элементы, параллелизм строения, неполнота одной из частей.

Многие союзы связаны с одним синтаксическим значением и употребляются только в определенных типах предложений. Например: если – в условных, ибо – в придаточных причины, хотя – в придаточных уступки.

Союзные слова – это местоимения и местоименные наречия, они могут соотноситься с коррелятами в главной части. Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым.

Корреляты– это указательные местоимения (тот, этот, такой, таков), которые употребляются в главной части и свидетельствуют о ее незавершенности. Каков я прежде был, таков и ныне я. Помытый пол блестит опрятностью такою, что просто радость по нему ступить ногою.

Опорные слова (семантически неполные) – слова в главной части, которые нуждаются в распространении придаточной частью. Скажи, чтобы поставили пять. Узнает, кто пришел. Знаю я, что не цветут тат чащи.

Использование видо-временных форм определяет отношения одновременности или следования.

Модель СПП также может быть свободной или несвободной. По несвободной модели построены СПП, как

1) оформляемые местоименной группой что (ни) – то

Что ни пятница, то бал. Что ни город, то норов; что ни село, то обычай. По семантике это предложения тождества, нераздельного существования двух явлений.

2) временные предложения, оформляемые при помощи союзов «как», «чтобы»: [не успел…]…(как…); [не проходило…]…(чтобы…) Но я не прошел и улицы, как почувствовал, что не могу ходить. Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами захлопнулись ворота.

На семантику СПП может влиять соотношения модальных планов сказуемого. Особенно отчетливо это видно на примере СПП с придаточными условия. Сравните: Если ты придешь, ты увидишь Таню. Если бы ты пришел вовремя, ты увидел бы Таню. В первом случае выражается реальное условие, во втором – гипотетическое.

В качестве средств связи в СПП могут использоваться лексические элементы, иначе типизированные средства связи. К ним относятся:

1) эмоциональная лексика – слова, называющие какие-либо чувства люблю, рад, меня огорчило, раздражало. Эти слова вносят дополнительное причинное значение. Я рад, что ты успешно сдал экзамены. Меня раздражает (что?почему?), что ты упорно молчишь.

2) модальная лексика, выражающая значение причины, следствия, цели, желания, намерения. Она как будто старалась понять тот тайный смысл его слов, который бы объяснил его чувства к ней. Придаточное определительное, осложнено значением цели.

3) антонимичная лексика вносит дополнительное значение сопоставления, а также добавочное значение уступки. Хороший учитель радуется самостоятельным мыслям ученика, которые плохому педагогу кажутся дерзкими. В предложении реализуется сопоставление плохой педагог/хороший.

К средствам связи в СПП также относится параллелизм структуры предикативных частей. Каков поп, таков приход. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.

К средствам связи в СПП относят и неполноту одной из предикативных частей. Мы попали в такой бурелом, что еле выбрались. Он сказал, что вернет книгу завтра.

Придаточная часть может распространять одно слово в главной части. Например, Вид, который открывается перед путешественниками, вышедшими на берег Байкала, остается в памяти на всю жизнь. Простой человек сам [знает], почем фунт лиха, и другого не подведет.

Придаточная часть может относиться ко всему главному. Когда я вижу освещенный снег, я имя ваше вспоминаю сразу.

На этом основании все СПП делятся на предложения нерасчлененной структуры, то есть предложения с присловной связью, и предложения с расчлененной структурой, то есть с приосновной связью.

В предложениях нерасчлененной структуры выделяются 2 подгруппы: (1) собственно присловные и (2)приместоименные. В приместоименных придаточная часть соотносится с местоимением в главной и наполняет его содержанием, так как местоимение обладает очень «широким по объему» значением. Например:

Я разбирал в досужий час всю родословную героя,

О ком затеял свой рассказ.

Предложение нерасчлененной структуры, с собственно присловной связью. Что с возу упало, то пропало. Предложение нерасчлененной структуры, приместоименные.

В предложениях с собственно присловными придаточными в главной части всегда в качестве средств связи используются опорные слова. Это имена существительные или субстантивированные прилагательные и причастия; глаголы, отглагольные существительные, СКС со значением речи, мысли, восприятия, чувства, а также формы сравнительной степени. Например: Выпадали совсем жаркие дни, какие бывают только летом. Знаюя, что не цветут там чащи. Мы лучше, чем все думали.

В предложениях расчлененный структуры в главной части нет опорного компонента, поэтому придаточная часть присоединяется ко всей главной в целом. При такой структуре главным средством связи являются союзы. Придаточные части в большинстве предложений расчлененной структуры могут легко менять свою позицию. Только придаточные следствия относятся к негибким структурам.

Предложения расчлененной и нерасчлененной структуры различаются по семантике. Предложения расчлененной структуры выражают определительные и объектные отношения. Это придаточные определительные, местоименно-соотносительные, изъяснительные, сравнительно-объектные.

Предложения расчлененной структуры выражают различного рода обстоятельственные значения: временные, причины, условия, цели, уступки, сравнения, места, а также подчинительно-присоединительные.

Наши рекомендации