Проверка соблюдения нормативных актов
Несоблюдение - это как преднамеренное, так и непреднамеренное действие или бездействие клиента, которое противоречит нормативным правовым актам (рис.99)
Рис.99
Несоблюдение не включает случаи нарушения законодательства со стороны руководства или сотрудников клиента, не имеющие отношения к хозяйственной деятельности данного клиента (рис.100).
Рис.100
Степень влияния нормативных правовых актов на финансовую отчетность различается (рис.101).
Рис.101
Некоторые клиенты ведут деятельность в областях, которые детально регулируются законодательством (например, кредитные организации). Деятельность других клиентов регулируется только такими нормативными правовыми актами, которые определяют общие вопросы функционирования организации (техника безопасности, охрана здоровья работников и законодательство о труде в целом).
Чем слабее связь несоблюдения требований нормативных правовых актов с событиями и операциями, которые обычно отражаются в отчетности, тем меньше вероятность того, что аудитор узнает или признает факт несоблюдения законодательства.
Особое влияние на аудит оказывают нормативные правовые акты, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности.
Руководство клиента в соответствии с законодательством несет ответственность за соблюдение клиентом требований нормативных актов, а также за предотвращение и обнаружение фактов несоблюдения нормативных актов.
Руководству клиента при выполнении обязанностей по предотвращению и обнаружению фактов несоблюдения рекомендуется осуществлять такие процедуры:
- отслеживание изменений законодательства в установленной сфере деятельности и обеспечение гарантий того, что хозяйственная деятельность клиента соответствует установленным требованиям;
- разработка и функционирование надлежащей системы внутреннего контроля;
- разработка, утверждение и обеспечение соблюдения правил внутреннего распорядка с обязательным уведомлением работников клиента;
- создание условий, обеспечивающих ознакомление и понимание правил внутреннего распорядка;
- осуществление контроля соблюдения правил внутреннего распорядка и применение дисциплинарных мер к работникам, не соблюдающим указанные правила;
- привлечение юристов для отслеживания изменений законодательства;
- ведение реестра нормативных правовых актов, которые должны соблюдаться клиентом.
Эти процедуры могут быть дополнены возложением соответствующих обязанностей на отдел внутреннего аудита и на комитет по аудиту.
Аудитор не несет ответственности за несоблюдение законодательства клиентом, но периодическое проведение аудита можно рассматривать как сдерживающий фактор.
Аудитор при планировании и проведении проверки должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что в ходе аудита могут быть выявлены условия или события, которые поставят под вопрос соблюдение клиентом законодательства.
Так как аудитор должен выразить мнение о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству, то он должен планировать необходимые процедуры проверки соблюдения клиентом требований нормативных актов России в установленной сфере деятельности. Для планирования аудита аудитор должен иметь общее понимание основных нормативных актов, применимых к данному клиенту и в сфере его деятельности, а также представление о соблюдении клиентом требований указанных актов (рис.102).
Рис.102
Некоторые нормативные акты могут оказывать существенное влияние на деятельность клиента, например, несоблюдение определенных норм может привести к приостановлению или прекращению деятельности клиента.
Аудитор должен получить достаточные надлежащие доказательства соблюдения тех нормативных актов, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в отчетности. Аудитор должен понимать эти нормативные акты для того, чтобы руководствоваться ими при аудите предпосылок подготовки отчетности и информации, подлежащей раскрытию в ней.
Проверяемые аудитором на предмет соблюдения нормативные акты должны быть доступны и известны сотрудникам клиента.
Аудитор должен быть готов к тому, что процедуры, применяемые для формирования мнения о достоверности отчетности, могут выявить случаи несоблюдения требований нормативных актов. Среди таких процедур: ознакомление с протоколами собраний акционеров (участников), запросы руководству, юридической службе и внешним юристам клиента о судебных разбирательствах, исках и санкциях, процедуры проверки по существу путем детальных тестов, оценивающих отражение операций или остатков по счетам бухгалтерского учета.
Аудитору следует получить официальные письменные заявления руководства клиента о том, что аудитору сообщены все известные (имевшие место или возможные) факты несоблюдения нормативных актов, влияние которых должно учитываться при подготовке отчетности.
Аудитор вправе предположить, что клиент соблюдает нормативные правовые акты при подготовке отчетности, если отсутствуют доказательства обратного.
Примеры фактов, которые могут указывать на несоблюдение клиентом нормативных правовых актов России:
- внеплановая проверка, проводимая органами государственной власти, или наложение штрафов и пеней;
- оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнение, или выдача льготных кредитов и ссуд внешним консультантам, связанным сторонам, их работникам или государственным служащим;
- вознаграждение посреднику, размер которого превышает обычную плату, установленную в данной организации или в данной отрасли для данного вида услуг;
- закупки по ценам значительно выше или ниже рыночных цен;
- сомнительные платежи наличными;
- сомнительные операции с организациями, зарегистрированными в оффшорных зонах;
- платежи за товары или услуги, осуществляемые не в то государство, из которого поставлялись соответствующие товары и услуги;
- платежи в иностранной валюте без надлежащего оформления документации;
- организация бухгалтерского учета, которая не обеспечивает адекватных документальных свидетельств или достаточных доказательств;
- операции, не разрешенные руководством клиента или не учитываемые надлежащим образом;
- негативная информация о клиенте, размещенная в СМИ.
Когда аудитору становятся известны факты возможного несоблюдения клиентом требований нормативных актов, он должен получить дополнительные сведения о характере такого несоблюдения и обстоятельствах, при которых оно имело место, а также другую достаточную информацию, необходимую для оценки возможного влияния такого несоблюдения на отчетность (рис.103).
Рис.103
Если аудитор предполагает, что клиент не соблюдает требования нормативных актов, то он должен документально оформить отмеченные факты и обсудить их с руководством клиента (рис.104). Документация включает копии записей бухгалтерского учета, первичных документов, протоколы совещаний и собеседований с руководством и сотрудниками клиента.
Рис.104
Действия аудитора при обнаружении фактов несоблюдения требований нормативных правовых актов (рис.105).
Рис.105
Рис.106
При проверке соблюдения нормативных актов экономическим субъектом аудитор должен выяснить, выполняются ли руководством клиента процедуры, перечисленные в Таблице 16.
Таблица 16 – Процедуры, обеспечивающие соблюдение нормативных актов
Вопросы проверки | Варианты ответов | |
Да | Нет | |
отслеживание изменений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и обеспечение гарантий того, что хозяйственная деятельность аудируемого лица соответствует установленным требованиям | ||
разработка и функционирование надлежащей системы внутреннего контроля | ||
разработка, утверждение и обеспечение соблюдения правил внутреннего распорядка с обязательным уведомлением работников аудируемого лица | ||
условия, обеспечивающие ознакомление и понимание правил внутреннего распорядка | ||
осуществление контроля за соблюдением правил внутреннего распорядка и применение дисциплинарных мер к работникам, не соблюдающим указанные правила | ||
привлечение специалистов в области права для отслеживания изменений законодательства Российской Федерации | ||
ведение реестра нормативных правовых актов Российской Федерации, которые должны соблюдаться аудируемым лицом |