Исследование эффективности работы по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка»

Изучение уровня эффективности «Программы формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка»», составленной А.Л. Сиротюк, проводилось на базе первых классов тверских школ, участвующих в исследовании «Дифференцированное обучение детей с учетом возрастной динамики психофизиологических особенностей». Непосредственное участие в исследовании принимала доктор Джоан Спеллинг (США).

Нейропсихологический анализ сформированности психической сферы учащихся первых классов осуществлялся по экспресс-методике Л.С. Цветковой. В таблице предлагаются результаты исследования 180 детей до занятий по названной программе и после них.

п/п Тесты Средний балл
        1-я группа 2-я группа 3-я группа
        До занятий После занятий До занятий После занятий До занятий После занятий
Конфликтная реакция выбора 0.32 0,36 0.79 0.60
Свободные вербальные ассоциации 0.10 0.40 0,69 0.57
«Забор» 0.60 0.52 1.0 0.80 1,20 1.10
«Кулак— ребро— ладонь» 0.58 0,49 1.10 0 78 1,40 1.25
Праксис позы пальцев 0,10 0.22 0.10 0.34 0.21
Пробы Хеда 0.77 0.67 0,78 0.70 1.23 1.12
Опознание и выбор пространственно ориентиро ванных фигур 0.21 0.34 0.64 0.52
Пробв на фонематический слух 0.20 0,52 0,33
Запоминание двух групп по 0.32 0.20 0,48 1.40 1.10
  три слова            
Дорисовывание абстрактной фигуры до конкретного предметного изображения 0,75 0.63
Понимание содержания серии сюжетных картин и нахождение последовательности картин в серии 0.40 0,1 0.54
Продолжение числового ряда 0,20 0.75 0.64
Понимание рассказов: содержания, смысла, морали 1,42 1.25
Понимание сюжетных картин с конфликтным смыслом 0,90 0.68

По результатам тестирования все дети были разделены на три группы:

— 1-я группа — первоклассники с высоким уровнем готовности к обучению по параметру сформированности ВПФ. Они составили 32,2% (58 человек) от общего количества обследованных детей;

НО

— 2-я группа — первоклассники со срелним уровнем готовности к обучению. Они составили 38,8% (70 человек) от обшего числа обследованных детей;

— 3-я группа — первоклассники с низким уровнем готовности к обучению. Они составили 29.0% (52 человека) от общего числа обследованных детей.

Проведение исследования ВПФ позволило сделать вывод о том, что после занятий по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка» произошли значимые позитивные изменения показателей сформированности ВПФ.

Исследование эффективности работы по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка» - student2.ru

Исследование эффективности работы по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка» - student2.ru

В качестве примера эффективности названной программы можно привести изменение почерка Вани Т. (низкий уровень сформированности ВПФ) в течение месяца формирующего развития.

Ниже приводятся фотофрагменты формирующих занятий по «Программе...».

Исследование эффективности работы по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка» - student2.ru

Исследование эффективности работы по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка» - student2.ru

Исследование эффективности работы по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка» - student2.ru

Наши рекомендации