Лист экспертной оценки проектной деятельности

№ п/п Характеристики проектного решения Уровень решения
Высокий (1 балл) Средний (0,5 баллов) Низкий (0 баллов)
1. Формулировка проблемы Проект содержит четкую формулировку проблемы      
2. Анализ проблемы Определены причины существования проблемы      
3. Продуктивность решения Обоснованы способы Решения проблемы      
4. Реалистичность решения Проблема может быть решена в ближайшем будущем. При ее решении могут быть использованы как возможные, так и имеющиеся результаты      
5. Востребованность решения, его привлекательность Проектное решение привлекательно для большинства участников образовательного процесса      
6. Учет возможных следствий и рисков Учтены как позитивные, так и негативные следствия внедрения проектного решения      
7. Социальная значимость Проектное решение повысит уровень подготовки учащихся к решению жизненных проблем      
8. Качество устной презентации Доклад носит целостный характер, основные позиции отличает четкость изложения, отсутствуют речевые ошибки      
9. Качество компьютерной презентации Содержание презентации иллюстрирует развивает основные положения доклада, использованные программные средства отвечают современным возможностям наглядного представления материала      
10. Умение отвечать на вопросы Ответ на вопрос полный и аргументированный. Может быть высказана собственная позиция при ответе на вопрос      
  Всего по выделенным характеристикам Максимум 10 баллов    

Какие критерии выбрать, каждый учитель решает самостоятельно, исходя из конкретной педагогической ситуации. Критерии следует обсудить с учащимися и учесть их пожелания.

Условно по каждому критерию можно выделить 3 уровня: высокий, средний, низкий.

Для индивидуальных проектов целесообразно использовать балльно-рейтинговаую оценку(на основе [22]). Анкета (таблица 3) заполняется после защиты самим проектантом, его одноклассниками и учителем.

Таблица 3

Индивидуальная карта балльно-рейтинговой оценки

проекта учащегося

Критерии оценки Самооценка Оценка педагога Оценка одноклас сников
Процесс проектирования 1. Интеллектуальная активность (из 10 баллов)      
2. Творческий подход (из 10 баллов)      
3. Практическая деятельность (из 10 баллов)      
4. Умение работать в команде (из 10 баллов)      
5. Достигнутый результат (из 15 баллов)      
6. Оформление проекта (из 15 баллов)      
Защита проекта 7. Представление (из 15 баллов)      
8. Ответы на вопросы (из 15 баллов)      
ИТОГО:      
Среднеарифметическая величина:  
от 85 до 100 баллов – «5» от 70 до 85 баллов – «4» от 50 до 70 баллов – «3» менее 50 баллов – «2»   Оценка

Для учащихся старших классов может быть предложен более сложный балльно-рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на три). Выделяют 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно.

Оформление и выполнение проекта:

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и значимость работы.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

5. Качество записи: оформление, соответствие, рубрикации и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Защита проекта:

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убежденность.

2. Объём и глубина знаний но теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

3. Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность.

Суммарная оценка работы и защиты:

отлично – 155-200 баллов

хорошо – 100-154 балла

удовлетворительно – менее 100 баллов.

Задача учителя – направлять рефлексивную оценку школьником своей проектной деятельности.

При саморефлексии ученик отвечает на важные для него вопросы, которые касаются как самой проектной деятельности, так и самооценки своей успешности в этой деятельности.

· Рефлексивная оценка решения поставленной проблемы: насколько успешно она решена? В зависимости от типа проекта: насколько полно со­брана информация, и в какой мере она удовлетворяет потребность, обозначен­ную при формулировке проблемы. Насколько представленное проектное решение было успешным, и как оно может быть улучшено?

· Рефлексивная оценка школьником самого себя в процессе проектирова­ния: насколько Я был успешен в процессе проектирования? Ответ на этот воп­рос должен отражать ряд критериальных моментов, связанных с этапами проек­тирования, например: значимость и четкость формулировки проблемы; аргументация положений гипотезы, планирование и проведение исследования (если проект исследовательский); успешность применения творческих методов проектирования (если проект творческий); широта спектра первоначальных идей; достаточность проработки выбранной идеи и т.д.

Наши рекомендации