Характерные черты сильной и слабой корпоративной культуры
Сильная корпоративная культура | Слабая корпоративная культура |
Объединяющая миссия и цель | Миссия и цель, если и есть, не производят впечатления, содержание — серое, читая — забываешь прочитанное |
Четкое видение перспектив развития компании | Туманные перспективы и в целом непонимание их значимости |
Руководство принимает новые ценностные ориентиры, поддерживает перемены | У руководства консервативный настрой, очень сложно воспринимает новое |
Высокий профессионализм и компетентность сотрудников, работающие друг на друга и на репутацию компании | Даже если и есть профессионалы, каждый из них работает индивидуально и исключительно на себя |
Специалисты — важнейший актив компании | Сотрудники рассматриваются как «рабочие лошадки» |
Сформировалась сильная команда единомышленников | Господствует индивидуализм и слабое доверие друг к другу |
Взаимодоверие между руководством и коллективом и крепкие, надежные отношения | Отсутствует взаимодоверие между руководством и коллективом, каждый член коллектива надеется на себя и только на себя, отсутствует минимальная поддержка со стороны коллег и руководства |
Открытые коммуникационные каналы и относительная доступность руководства | Закрытые коммуникационные каналы и труднодоступное руководство |
Клиенты — главная ценность компании | Клиенты — источник прибыли |
Высококачественные услуги на профессиональном уровне | Пренебрежительное отношение к предоставлению услуг |
В компании комфортная аура, сотрудники выглядят свежими и бодрыми | Хроническая перегрузка сотрудников и измученный вид |
Поддерживаются традиции, обычаи, ритуалы | Отсутствует на постоянной основе соблюдение традиций, обычаев, ритуалов |
Эмоциональный подъем и уверенность в будущем | Чувство обреченности и безысходности, нет уверенности в завтрашнем дне |
Чувство гордости за компанию и ее успехи | Неизвестно, что такое чувство гордости за компанию |
Центральное место в корпоративной культуре отводится ее системе внутренних ценностей, которая включает принятые в компании философские положения и идеи.
Система ценностей как составная часть корпоративной культуры — это принятая в компании модель поведения всех сотрудников без какого-либо исключения, включая руководство. Двойные стандарты исключаются, поскольку отрицают взаимоуважение и взаимопомощь, уничтожают командный дух, отрицают коллективизм, работники рассматривают работу в компании как временную, ищут подходящую вакансию и могут в конечном счете привести фирму к гибели.
Система ценностей, также как и корпоративная культура, формируется под воздействием организационной структуры компании, стиля управления, культуры собственника и руководства компании, понимания ими значимости системы ценностей для организации эффективной деятельности компании, столкновения систем ценностей и культур старших, средних и молодых поколений, а также разных социальных групп и разных этносов, прихода в компанию новых сотрудников. Сформировавшаяся система ценностей в определенной мере сглаживает/нивелирует эти различия.
Реальное наполнение системы ценностей зависит от сферы деятельности и принятой в компании философии и понимания и принятия руководством глобальных изменений и тенденций в обществе и экономике, науке и технике.
Наднациональные общие универсальные черты системы ценностей основаны на общечеловеческих началах и включают такие положения, как качественное выполнение обязанностей на высочайшем профессиональном уровне компетентности, гибкость и инициатива, способность работать в команде, уметь рисковать и принимать на себя ответственность, принимать решения и отвечать за них, видеть будущее, уважать окружающих, доверять другим и быть надежным для других.
Организационная и корпоративная культура в конечном счете реализуются в понятии профессиональной культуры организации, которая выступает как интегрированная составляющая профессионализма, морально-этических качеств людей (персонала) организации в сложившейся системе управленческих коммуникаций компании.
Профессиональная культура — это переплетение личностных качеств и природных способностей, сформировавшихся морально-нравственных ценностей[62] и мировоззрения, профессиональных знаний и умения их применять, постоянного стремления к увеличению профессиональных знаний и компетенций[63], стремления к профессиональному росту, проявляющиеся как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
В нашем случае профессиональная культура опирается на личностно-профессиональные качества работающих в организации юристов, такие как: закон, долг и совесть — превыше всего, в профессии юриста — выше воли клиента; способность беречь репутацию в деловом мире и в юридическом сообществе; соблюдать законность, честность, порядочность, гласность, независимость от властных структур; соблюдать общественную нравственность и принцип состязательности; обеспечивать законность в деятельности, исключение «серых схем»; абсолютная юридическая чистота и прозрачность в выполнении каждого клиентского поручения; соблюдение независимости в отношениях с клиентом, в том числе финансовой независимости от клиента; размер и условия оплаты юридической услуги не должны зависеть от исхода дела в пользу клиента и ставить под сомнение независимость юриста; открытость, ответственность, порядочность, качество, надежность, честность, старательность, высокий профессионализм и компетентность в работе с клиентом, но в то же время соблюдение осторожности и наличие здравого смысла; сочетание личностных и профессиональных качеств; соответствие разумным ожиданиям клиента; не обещать положительного решения вопроса; не использовать личные связи с представителями государственных и правоохранительных органов; избегать фамильярных отношений с клиентом; социальное положение клиента не должно влиять на поведение юриста.
Профессиональная культура юриста отражает многовековую профессиональную юридическую деятельность, впитывает ее позитивные результаты и происходящие изменения в социально-общественном развитии общества.
Обобщенная модель профессиональной культуры российских юридических компанийсоставлена по результатам анализа принятых моделей корпоративной культуры 22 юридических компаний. Эта обобщенная модель профессиональной культуры отражает: 1) государственный подход; 2) направленность на защиту отечественного предпринимателя; 3) соблюдение корпоративной солидарности; 4) отношение к сотрудникам как ценнейшему капиталу компании; 5) повышение профессионализма и качества юридических услуг; 6) развитие личностно-профессиональных качеств.