Легализация преступных доходов
Среди всего массива финансовых преступлений отдельное место занимает легализация преступных доходов.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем — преступление в сфере экономической деятельности, под которым понимается перевод незаконно полученных наличных денег в другие активы, сокрытие истинного источника или собственности, от которых незаконным образом получены деньги, а также придание характера законности указанным источнику и собственности.[23]
Проблема легализации доходов, полученных незаконным путем в России, актуализировалась столь же стремительно, как и российская организованная преступность, которая за последние десять лет по значимости и по масштабам сравнялась с транснациональными криминальными синдикатами, имеющими вековые традиции. Легализация преступных доходов тесно связана с криминальным перемещением капитала, что выражается в огромных денежных суммах.[24]
Так, например, В.П. Зубаков, отмечает, что «легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем – мощнейший экономический фактор роста организованной преступной деятельности в наиболее опасных формах (наркобизнес, торговля оружием, контрабанда и т.д.). Это явление угрожает национальной безопасности стран и подрывает перспективу развития тенденций свободного перемещения капиталов»[25].
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем в настоящее время является одним из наиболее опасных преступлений экономической направленности, отличается высоким уровнем латентности, повышенной сложностью в изобличении виновных лиц и доказывании их преступной деятельности. Так, по некоторым публикованным в официальных источниках данным, ежегодно в мире легализуется от 1 до 1,5 трлн. долларов США. По оценке заместителя председателя Банка России, объем отмываемых преступных доходов в мире в денежном исчислении составляет около 2,5 трлн. долларов в год.[26]
Преступные капиталы, пройдя все стадии легализации, становятся источниками для воспроизводства различных экономических преступлений. Таким образом, образуется цепь преступных элементов, представляющая серьезную угрозу экономической безопасности, как отдельных национальных государств, так и всему мировому сообществу в целом.
Для понимания сущности процесса легализации и его общественной опасности необходимо раскрыть понятие отмывания «грязных» денег, сформировавшееся в международной практике, в международном уголовном праве и в российской теории уголовного права.
Возникновение отмывания денег как социально-экономического явления и появление соответствующего ему понятия, традиционно связывают с известными событиями мировой криминальной истории, которые имели место в США в начале 30-х годов двадцатого века, где был введен в действие закон, запрещающий свободный оборот алкогольных напитков. Это положило начало так называемому бутлегерству – массовой контрабанды алкоголя. Термин «отмывание» (денег, имущества) в США стали употреблять для обозначения действий, связанных с вводом в легальный оборот денежных средств (как правило, металлической монеты), полученных в результате незаконного оборота алкогольных напитков. Бутлегеры использовали в этих целях стиральные машины-автоматы, установленные в прачечных, которые нужно было заправлять монетами разного достоинства. Именно такой способ отмывания выручки на продаже спиртных напитков, наркотиков использовал в Чикаго небезызвестный гангстер Аль Капоне.
Таким образом, в середине 30-х годов двадцатого столетия возникла новая форма общественно опасной деятельности, которая позже получила аллегорическое название, вошедшее в дальнейшем, как в научный оборот, так и в тексты нормативных документов.
В последние десятилетия проблема отмывания денег в России приобрела крупнейшие масштабы. Это обусловлено в первую очередь тем, что для организованных преступных формирований легализация доходов, имеющих криминальное происхождение, имеет особое значение, т.к. они стремятся не просто проникнуть в легальную экономику, а осуществлять над ней контроль.
Отмывание преступных доходов охватывает практически все сферы экономической деятельности, так, например, по данным Росфинмониторинга, в первом квартале 2009 года 40 процентов преступлений, связанных с отмыванием средств, полученных преступным путем, совершены в кредитно-финансовой сфере. На втором месте - потребительский рынок. Там число случаев отмывания средств достигает 30 процентов от их общего количества.[27]
Рассматривая проблему легализации денежных средств субъектами российской преступности можно выделить следующие, преследуемые ими конечные цели:
· Легализация, для использования в легальном бизнесе.
· Легализация для перемещения за рубеж.
· Легализация для обоснования расходов на личное потребление.
Можно с уверенностью констатировать тот факт, что главными целями легализации преступных доходов для лидеров организованных преступных формирований являются укрепление своих позиций во взаимоотношениях с органами государственной власти, вхождение во власть и одновременно формирование безрисковой основы для последующего получения легальной прибыли, т.е. легализуя преступные доходы, организованные преступные формирования стремятся вложить значительную часть своих финансовых ресурсов в легальные предприятия.[28]
Несмотря на попытки, предпринимаемые ФАТФ[29] и ЕАГ[30] по разработке типологий способов и экономических схем легализации криминальных доходов, единой принятой классификации в настоящее время не существует. В настоящее время в России насчитываются тысячи различных криминальных экономических схем отмывания денежных средств и иного имущества. (см. Приложение 1).
Наиболее распространенные на сегодняшний день способы легализации (отмывания) преступных доходов можно условно сгруппировать следующим образом:
1. Завышение стоимости работ или услуг (например, получение необоснованно высокого гонорара за книгу или лекцию).
2. Имитация активной предпринимательской деятельности путем заключения контрактов с фиктивными фирмами, зарегистрированными на лиц, ранее утерявших паспорта, недееспособных или умерших, для обоснования поступления крупных денежных средств на банковские счета, Так, при проведении разработки в отношении преступного сообщества, занимающегося незаконной банковской деятельностью и легализацией преступных доходов, сотрудниками ГУБОП ЖМ МВД России было выявлено фиктивное предприятие, от имени которого проходила передача для переработки похищенного из трубопровода газоконденсата нефтеперерабатывающему заводу, контролируемому преступным сообществом. После переработки продукции произведенные нефтепродукты реализовывались, а вырученные от продажи денежные средства поступали на счета) фиктивных компаний, после чего часть из них обналичивалась, а оставшиеся средства направлялись на развитие коммерческих предприятий, принадлежавших членам сообщества.
3. Проведение незаконных операций по обналичиванию и обезналичиванию денежных средств.(см. Приложение 2). Так, ГУБЭП СКМ МВД России в 2003 г. пресечена деятельность трех коммерческих банков, объединившихся в своеобразный «холдинг» с целью осуществления легализации преступных доходов, принадлежащих крупным преступным сообществам. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий установлено, что члены преступного сообщества, занимая руководящие должности в банках, создали сеть фиктивных фирм для проведения незаконных операций по обналичиванию, обезналичиванию, а также перечислению легализованных денежных средств на счета зарубежных фирм в иностранные банки. В результате деятельности преступного сообщества отмыто около 17 млн. долларов США, приобретенных путем вымогательства, мошенничества, незаконного предпринимательства и т.п., при этом полученный преступниками доход составил 2,3 млн. долларов.
4. Создание видимости получения кредита (ссуды) от банка или компании-нерезидента, часто зарегистрированной в оффшоре. Как правило, реализация данного способа осуществляется по следующей схеме. При вывозе наличных денег или перечислении через оффшорные банки безналичных денег в страну с льготным налогообложением преступники могут депонировать их. Затем они переводят деньги в банк другой страны. После чего обращаются в банк своей страны с просьбой выдать кредит (ссуду), используя в качестве дополнительного обеспечения деньги, находящиеся на депозите другой страны. Для маскировки своих действий на территории других стран могут создаваться компании, которые якобы обладают соответствующими активами, фактически же компания или фирма имеет там номинальную регистрацию.
Другим способом реализации криминальных экономических схем по отмыванию доходов с использованием договорных отношений выступает трастовый (доверительное управление имуществом), агентский или иной договор, где преступно нажитые денежные средства инвестируются в различные финансовые инструменты (акции, портфельные инвестиции, дилинговые операции, депозиты и т.п.).
Так, механизм совершения преступления с использованием договора о совместной деятельности в большей степени зависит от того, на территории России или за ее пределами осуществляется совместная деятельность.
В соответствии с данной схемой российская компания заключает с оффшорной компанией договор о совместной деятельности, которая ведется за пределами территории РФ, не в стране регистрации оффшорной компании, а на территории третьей страны. Управление этой деятельностью поручено оффшорной компании, которая также в соответствии с договором ведет весь учет указанной в договоре деятельности, в том числе и бухгалтерской. Полученная прибыль на основании договора перечисляется своему российскому контрагенту. Единственной формой вклада российских компаний, как правило, являются профессиональные и иные знания, деловые репутация и связи в определенной сфере деятельности и/или на определенной территории, а вкладом оффшорной компании - денежные средства, потому что такого рода вклады не требуют существенных временных и финансовых затрат.[31]
5. Синтезом перечисленных выше способов можно назвать осуществление сделок и банковских проводок через сеть созданных банком оффшорных фирм и кредитно-финансовых учреждений, формально не являющихся аффилированными. Одним из признаков таких операций является заключение контрактов с фирмами, имеющими регистрацию в оффшорных зонах иностранных государств, на поставку программного обеспечения, лома цветных металлов, многопозиционных и иных станков, полиграфической пленки или нефтепродуктов. В преступной схеме всегда имеется два-три начальных звена, состоящих из действующих фирм, а последующие оформлены на умерших лиц, либо граждан, утерявших паспорт. Характерной чертой использования такой схемы легализации криминальных капиталов является фиктивный (виртуальный) перевод денежных средств в виде займа и оплаты за товар на корреспондентские счета одного оффшорного банка-нерезидента и дальнейшее их перечисление через сеть российских фирм в другой оффшорный банк-нерезидент с последующим возвратом на исходные корреспондентские и расчетные счета в рамках одного российского банка в течение банковского дня. Смысл таких операций заключается в имитации поступления валютной выручки при отсутствии денежных средств, достаточных для проведения требуемых финансовых операций. Преступные доходы конвертируются и перечисляются на счет иностранной фирмы как возврат займа.
В 2001-2002 гг. широкое распространение получила схема, когда за якобы поставленный границу товар вместо денег в расчетные операции банка вводился вексель фиктивной российской компании, предоставляемый иностранной фирмой (как правило, латвийской). Банк покупал вексель у компании - получателя товара и переводил деньги на счет экспортера, а вексель в же банковский день продавался последнему юридическому лицу, присутствующему в цепочке фиктивных поставщиков товара. Такая схема позволяла скрыть непоступление денежных средств на счета экспортера и при реальном отсутствии осуществить их движение по внутрибанковским проводкам. Выявляется такая операция только при анализе выписок со счетов всей цепочки задействованных в хищении и легализации коммерческих структур, так как сумма остатков на счетах на день перечисления на корреспондентском счете банка и лицевых счетах поставщиков будет недостаточна для оплаты контракта.
6. Ввоз и пересылка на территорию государства, вывоз и пересылка с территории государства, а также перевозка и пересылка в пределах территории государства денежных средств. Сюда же можно отнести: международные денежные переводы на территорию и с территории государства (например, компанией «Вестерн Юнион»); переводы, в том числе в пределах государства, процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала переводы неторгового характера с территории на территорию государства, а также в пределах государства, включая суммы заработной платы пенсий, алиментов, наследства; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству его государства местонахождения к недвижимому имуществу, иных прав на недвижимость и другие.
7. Реинвестирование преступных доходов, ранее незаконно вывезенных за рубеж, в российскую экономику путем скупки акций прибыльных предприятий (алмазно-бриллиантового и топливно-энергетического комплексов) и др.
Активное применение этого способа обусловлено тем, что за рубежом, в основном в оффшорных зонах, аккумулирован огромный объем нелегально вывезенного из России капитала, который достаточно затруднительно использовать в развитых странах мира.
Для легализации доходов на первоначальном этапе организованные преступные формирования путем незаконных банковских проводок перечисляют денежные средства, приобретенные преступным путем, за рубеж. Затем эти доходы уже в виде инвестиций возвращаются в Россию и используются также для приобретения вышеупомянутых акций.
Для вливания денежных средств в экономику граны нерезиденты используют два инвестиционных режима: прямой и портфельный. Под видом прямых инвестиций на первом этапе нерезиденты создают на территориях с льготным налогообложением предприятия, уставной капитал которых полностью формируется на средства нерезидента. Счета этих предприятий используются для активного осуществления операций на российском рынке ценных бумаг и спекуляции на иностранном фондовом рынке за счет трехкратной разницы цен внутренней и внешней (GDR) продажи акций. Необходимо отметить, что инвестор имеет возможность свободно вывезти якобы ранее инвестированный криминальный капитал, таким образом, полностью легализовав его, а также использовать преимущества нерезидента для отмывания новых денежных средств.
8. Оформление денежных средств или иного существа, приобретенных преступным путем, в качестве прибыли от законной деятельности предприятия, специально для этого созданного. Так называемая схема доходных предприятий. С этой целью могут быть использованы магазины, торгующие по системе «секонд-хэнд», кинотеатры, рестораны, пункты обмена валюты, автомойки и т.п. предприятия, осуществляющие операции с наличными деньгами. Указанный способ применяется и для отмывания безналичных денег. В криминальной экономической цепочке, как правило, присутствуют фирма или банк, занимающиеся незаконным обналичиванием денежных средств.
9. Неформальная система перевода денежных средств, по сути, являющаяся незаконной системой трансграничных расчетов.
В различных странах она может называться по-разному: «азиатская схема», «система небанковских переводов», «параллельная банковская система», «подпольная банковская система», «hawala, hundi, black market peso ехсhangе». Очень часто подобные системы различных стран связаны между собой.
В связи с ростом количества этнических диаспор в России система неформальных переводов становится в настоящее время все более популярной. Согласно данным, приведенным главой ФМС России, в России сейчас находятся 10,2 млн. нелегальных мигрантов, всего за последние 12 лет в Россию официально иммигрировали более 7 млн. человек.[32] Одновременно, по оценкам Федеральной миграционной службы МВД России, Госкомстата, пограничной и налоговой служб, в России нелегально проживают от 3 до 10 млн. граждан из стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана и африканских государств.
В России, по оценкам профессора А.В. Топилина, переводы нелегальных мигрантов, как по официальным, так и по неофициальным каналам достигают 12-15 млрд. долларов США в год. Согласно зарубежным экспертным оценкам, террористические организации, действующие в Юго-Восточной Азии, 80-90% денежных средств получают по схеме «хавала». Пакистанские банкиры в 2002 г. пришли к выводу, что по каналам «хавалы» в страну ежегодно поступает 2-3 млрд. долларов, а легальные транзакции оцениваются в сумму 1 млрд. долларов США.
Привлекательность системы неформальных переводов объясняется тем, что она позволяет осуществлять значительные по объему денежные переводы без физического перемещения наличности, при этом проводимые операции практически не оставляют никаких документальных или электронных следов.
В основе работы такого рода схем лежит принцип компенсирующего сальдо. Смысл работы такой системы заключается в том, что физическое лицо в стране А., желающее перевести финансовые средства из этой страны за границу, связывается с оператором и вносит определенную сумму. Оператор направляет своему корреспонденту за границей шифрованное указание кредитовать сумму, эквивалентную внесенной (минус комиссия), на счет этого лица в иностранном банке. Бывают и встречные операции, когда кто-либо еще за рубежом желает перевести деньги обратно в страну А. За действием этой четко действующей системы невозможно проследить, особенно когда она строится на прочных узах доверия в рамках большой семьи, что является типичным для некоторых этнических общин, живущих и занимающихся коммерческой деятельностью за рубежом.
Существует и более простой вариант рассматриваемых схем, особенностью которого является то, что деньги передаются клиентом оператору в месте нахождения клиента и в соответствии с распоряжением клиента передаются получателю средств в другом регионе. При этом оператор системы связывается со своим коллегой в месте нахождения получателя денежных средств с требованием выплатить получателю необходимую сумму. Для связи используют телефонную, факсимильную связь или Интернет. За перевод средств оператор удерживает 2-3% от первоначальной суммы. Как правило, работа операторов основана на доверии и может быть построена на семейных, этнических или деловых связях.
Стоит отметить, что «хавала» - не единственная система неофициальных денежных переводов. Подобные системы под различными наименованиями известны в Китае («фей-чиен»), Пакистане («ханди»), Гонконге («хукуан»), Сомали («ксавилаад»), Таиланде («фей-кван»), на Филиппинах («падала»). В России наряду с названием «хавала» используются наименования «азиатская схема», «система небанковских переводов», «параллельная банковская система», «подпольная банковская система». Все эти системы формируют глобальную сеть, чье действие простирается практически на весь мир.
10. Иные способы. Например: создание интеллектуальной собственности и продажа ее зарубежным партнерам.
Традиционно в криминальной экономической схеме по отмыванию преступных доходов используются банковские счета и финансовые инструменты. Часто имеет место «наслоение» операций, в ходе которых используется большое количество банковских счетов, открытых на разных лиц, коммерческих предприятий или «компаний прикрытия». Следует акцентировать внимание на том, что при необходимости легализации больших объемов денежных средств невозможно обойтись без использования кредитно-финансовых учреждений. Современная экономика функционирует в ситуации, когда ресурсы уже имеют собственников и поделены между ними. И поскольку возможности манипулирования чужими активами становятся доминирующей тенденцией экономического поведения, компаний, основная конкурентная борьба переместилась из товарной сферы в финансовую, где значительные преимущества дает использование новых информационных технологий. Более того, новое поколение информационных технологий повысило возможности для спекулятивных и иных махинаций и просто не оставило большинству компаний времени на традиционные способы накопления капитала, на повышение выживаемости на основе легитимных способов получения доходов. Именно по этой причине в последние годы в России все большее распространение получает легализация преступных доходов с использованием информационных технологий.[33]
Способов легализации денежных средств добытых преступным путем множество, а комбинаций их еще больше.
Основным субъектом противодействия угрозам экономической безопасности, связанных с легализацией преступных доходов выступает государство, которое осуществляет свою деятельность через совокупность органов через правотворчество или правоприменение.[34] Учитывая транснациональный характер преступности в этой сфере, международное сообщество неоднократно выражало особую озабоченность ситуацией, сложившейся в России в области противодействия легализации преступных доходов.
Впервые уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов в нашей стране была введена Уголовным кодексом 1996 года. Статья 174 УК называлась «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем» Несмотря на колоссальный размах деятельности по легализации незаконных доходов,[35] случаи применения этой статьи с момента его вступления в силу (с 1 января 1997г.) в судебной практике носят, но существу, единичный характер. В 1997 году было зарегистрировано 241 преступление, однако привлечено к уголовной ответственности за легализацию незаконных доходов 1997 году всего 17 человек, из них осужден 1, а в 1998 году, соответственно, — 55 и 15. Только в 2001 году наметилась тенденция к росту количества осужденных (45). Однако уже в следующем году оно вновь сократилось до 25 человек.
Наиболее полно специальные меры предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, были предусмотрены в принятых 21 октября 1998 года Государственной думой Федеральных законах «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, по лученных незаконным путем». В статье 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» особый интерес представляли два понятия, определяющие общую концепцию) закона. Первое — понятие доходов, полученных незаконным путем. Таковыми признавались «объекты гражданских прав, то есть вещи, включая деньги, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения. Второе — понятие самой легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем. Под ней понималось «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем».
12 ноября 1998 года эти федеральные законы были отклонены с передачей их на рассмотрение согласительной комиссии для устранения возникших разногласий. Впоследствии после до работки они были отклонены 12 июня 1999 года Президентом РФ как противоречащие основам конституционного строя России, международным договорам РФ, а также ряду федеральных законов. Наложение вето на указанные законы явилось результатом развернувшегося противостояния принятию и введению в действие рассматриваемых федеральных законов, свидетельствующего о наличии в обществе могущественной группы политических сил, не заинтересованных в институционализации системы мер контроля за доходами и усматривавших во введении подобных норм опасность для реализации своих групповых интересов.
Фундаментальной основой для совершенствования норм об уголовной ответственности за рассматриваемые деяния послужил Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года. Данный Федеральный закон по существу представляет собой переработанный вариант упоминавшегося выше Федеральный закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных не законным путем», отклоненного Президентом РФ. В него внесен ряд изменений концептуального характер самые существенные из которых касаются понятийного аппарата, в частности доходов и легализации (отмывания) доходов. В действующем Федеральном законе (ст. 3) используются следующие понятия:
- «доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученное в результате совершения преступления»,
- «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления...».
При этом законодатель исключает из данного понятия преступления, предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 1991, 1992.
Таким образом, под действие рассматриваемого закона подпадают лишь те деяния, доходы по которым добыты в результате совершения преступления. Это существенно сужает сферу применения признанных в России международно-правовых принципов по вопросу борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов. Неоправданно сужается круг основных преступлений, или предикатных деяний, как называют их в зарубежной юридической литературе, являющихся источником преступных доходов.[36]
Исключение из него так называемых фискальных преступлений (ст. 194, 198, 199, 1991, 1992. УК РФ) является, на мой взгляд, неоправданным, нецелесообразным, так как посягательства на интересы формирования государственного бюджета приобретают в настоящее время все большую степень общественной опасности.
Также следует отметить, что по-прежнему существует низкий уровень раскрываемости преступлений и привлечения к уголовной ответственности по статьям легализации, обусловленный в первую очередь трудностью выявления и квалификации фактов легализации незаконных доходов, вызванными двумя основными причинами: высокой латентностью и сложностью доказывания. Латентность обусловлена тем, что характер преступной деятельности (коррупция, торговля наркотиками, оружием и.т.д.) не порождает «потерпевших». Сложность доказывания определяется тем, что эти преступления являются «вторичными»: прежде всего необходимо доказать факт преступления, в результате которого приобретены отмываемые деньги и имущество. Относительная новизна данного вида экономических преступлений для нашей страны и, следовательно, отсутствие необходимого опыта у сотрудников правоохранительной системы также обусловила низкую результативность по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с легализацией преступных доходов. Следователи и судьи испытывают затруднения в анализе сложных и не всегда определенных понятий, используемых законодателем для описания признаков рассматриваемого преступления, таких как «финансовые операции», «предпринимательская и экономическая деятельность», «имущество» и др.
Для того чтобы выработать навыки выявления операций по отмыванию преступных доходов на объектах оперативного обслуживания, необходимо представлять механизм их осуществления. В целях запутывания правоохранительных органов используются сложные схемы движения денежных средств через объекты кредитной финансовой системы и потребительского рынка, а также оффшорные зоны. Об отмывании денег могут свидетельствовать крупные выигрыши в игорных заведениях, реализация через торговую сеть товара по явно многократно завышенной цене.
В 2009 году в России выявлено более 8,4 тысяч преступлений, связанных с отмыванием денег, они составляют более трети преступлений в кредитно-финансовой системе. Об этом сообщил на Международном семинаре в Мурманске начальник Департамента экономической безопасности МВД Юрий Шалаков. По его словам, уголовных дел по статье «легализация преступных доходов» в нынешнем году заведено уже на 20% больше по сравнению с прошлым.[37]
Ряд криминальных схем реализуется через Интернет посредством спортивного тотализатора, одним из новшеств является обналичивание денег с использованием ломбардов, рассказал Шалаков. Кроме того, незаконное обналичивание все чаще происходит не в Центральной России, а в кавказском регионе. Также преступники используют системы внебанковских денежных переводов через Интернет, позволяющие перемещать крупные деньги, в том числе неустановленного происхождения.[38]
Последствия распространения такого финансового преступления как легализация преступных доходов имеет существенные отрицательные последствия для российской экономики.
Мировым сообществом признано, что легализация доходов, полученных в результате преступной деятельности, стала глобальной угрозой экономической безопасности и политической стабильности любого государства. Эта угроза проявляется в следующих негативных последствиях:
Ø неспособность государства и общества бороться с легализацией преступных доходов облегчает обогащение групп людей и отдельных лиц за счет преступлений, тем самым делает саму преступную деятельность более привлекательной и экономически выгодной;
Ø использование легализованных «грязных» денег не только для продолжения преступной деятельности, но и для инвестирования в наиболее перспективные виды экономической деятельности;
Ø расширение и укрепление экономической и технологической базы организованной преступной деятельности;
Ø снижение оборота налогов и выделение средств на государственные общественные расходы вследствие сокрытия сведений о доходах угрожает финансовой системе государства в целом, ведет к подрыву национальной экономики;
Ø использование грязных денег для подкупа сотрудников органов государственной власти, проникновение преступных элементов в политические институты, а в отдельных случаях для организации и финансирования терроризма ведет к подрыву демократической системы, делает реальной угрозу потери государством контроля над властью и узурпации ее преступными элементами – национальной безопасности страны.
Негативные последствия легализации незаконных доходов многоаспектны и значительны. Легализация преступных средств, с помощью которых криминальные капиталы попадают в легальный оборот, где их уже невозможно идентифицировать, наносит непоправимый ущерб экономике России. Высокая латентность данного вида преступлений, скрытые механизмы легализации с соответствующими финансовыми операциями, отсутствие действенных механизмов отслеживания «теневых» финансовых потоков и их последующей легализации, острейший дефицит квалифицированных кадров в правоохранительных органах, острая нехватка соответствующего методического обеспечения процессов выявления и расследования легализации - это лишь часть проблем, существенно тормозящих процесс выявления и раскрытия фактов легализации доходов, полученных преступным путем.
Важно понимание того, что, ведя борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, государство тем самым борется с финансовыми преступлениями, коррупцией и наркоторговлей, а также с другими особо опасными преступлениями, теневой и криминальной экономикой в целом, не исключая и те их сегменты, которые работают на международный терроризм. Именно поэтому в борьбе с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, вопросы взаимодействия подразделений правоохранительных органов, Федеральной службы по финансовому мониторингу, финансово-кредитных учреждений и налоговых органов являются наиболее актуальными в современных условиях.[39]