Жанровое своеобразие спортивного дискурса

КУРСОВАЯ РАБОТА

«ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ В РЕЧИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СПОРТИВНЫХ КОММЕНТАТОРОВ»

Выполнила:

Осинцева А. А.

студентка 4 курса

Научный руководитель:

Иконникова В. А.

к. филол. наук, доцент

Работа допущена к защите

_______________________

Одинцово, 2015

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Особенности спортивного дискурса. 6

1.1. Жанровое своеобразие спортивного дискурса. 6

1.2. Репортаж и комментарий как основные жанры спортивного дискурса и их строевая природа. 10

1.3. Цели, задачи и функции спортивного дискурса. 12

1.4 Формирование речевой оценки в спортивном дискурсе. 14

Выводы по первой главе. 16

Глава 2 Особенности лексики в речи англоязычных комментаторов. 18

2.1. Особенности лексических средств языка в спортивном дискурсе. 18

2.2. Стилистические средства языка. 21

Выводы по второй главе. 27

Заключение. 28

Список использованной литературы.. 30

Список источников исследования. 33

Введение

Настоящая курсовая работа представляет собой комплексное исследование, направленное на выявление особенностей лексики в речи англоязычных спортивных комментаторов.

В настоящие дни спорт является важной составляющей нашей жизни. Поэтому грамотное освещение спорта на телевидении, радио и печатных изданиях, а также профессионализм специалистов этой области является важной социальной задачей.

К началу XXI века спорт превратился в феномен, без которого невозможно представить себе жизнь современного общества. Резко возросло количество специальных печатных и электронных спортивных изданий, регулярно возникают специализированные интернет-сайты, ряд телевизионных каналов посвящен только спорту, современные атлеты по своей популярности и отображению в СМИ все больше напоминают представителей шоу-бизнеса. Меняется и сам спорт: развитие науки и техники вызывает к жизни новые его виды, ведет к появлению новых спортивных реалий (экипировка, материалы, технические элементы и т.д.), избавлению старых, дает толчок новым спортивным результатам.

Спорт – это особый вид коммуникации, возникающей как реализация физиологических, духовных, информационных, рекреативных и других видов потребностей участников спортивной практики.

Феномен спорта находится в центре внимания специалистов разных научных направлений, в том числе лингвистов, для которых особый интерес представляет язык спорта.

Общественная значимость спорта, интерес к нему, который вызван непредсказуемостью результатов, постоянной интригой и динамикой, делают спорт привлекательным для освещения его проблем, для репортажей о наиболее важных спортивных событиях.

Доминантой спортивных репортажей, программ в эфире радио и телевидения, отчетов в прессе являются сообщения об игровых видах спорта. Действительно, игровые виды более зрелищны, и поэтому востребованы болельщиками.

Исследование общения в области спорта, роли участников этого общения, ценностей и концептов, целей и стратегий позволяют выделить спортивный дискурс как вид институционального дискурса и обозначить его ядро и периферию. Спортивный дискурс - вид коммуникации между участниками в рамках спортивной деятельности.

Актуальность исследования связана с малой изученностью специфики языка спортивного комментирования.

Степень научной разработанности данной темы чрезвычайно мала. Некоторые исследователи предпринимали попытки составить систематизированное представление о спортивной журналистике и написать учебное пособие. Поэтому данный жанр является новым и интересным предметом исследования.

Целью настоящей работы является исследование спортивных событий с точки зрения лингвистики, выявление специфики жанра спортивного комментирования и его связи с индивидуальными особенностями говорящего.

Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

· Проанализировать особенности спортивного дискурса;

· Проанализировать методы речевого воздействия на аудиторию;

· Рассмотреть особенности лексики в речи англоязычных спортивных комментаторов;

Таким образом, предметом исследования является изучение языковых и речевых особенностей спортивного дискурса, а объектом исследования - спортивный дискурс как результат речевой деятельности конкретного комментатора.

Методами исследования является метод наблюдения, метод аудиовизуального анализа футбольных матчей, метод лингвостилистического анализа, метод дискурсивного анализа.

В работе рассматриваются основные жанры устного спортивного дискурса: репортаж и спортивный комментарий, их основные признаки, а также языковые и изобразительно-выразительные средства спортивного дискурса в речи англоязычных комментаторов.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списков литературы и источников исследования.

Глава 1. Особенности спортивного дискурса

Жанровое своеобразие спортивного дискурса

В настоящее время понятие "жанр" рассматривается специалистами в области анализа жанров как лингвистическая реализация определенной социальной деятельности.

Прежде чем рассматривать особенности спортивного дискурса, необходимо дать определение дискурсу.

Стоит привести определение, предложенное Дж. Свейлзом: "Жанр включает в себя класс коммуникативных событий, участники которых разделяют определенный набор коммуникативных целей. Данные цели составляют основу жанра. Эта основа определяет структуру дискурса, влияет на выбор его содержания и стиля" [Swales, 1990: 58].

Исследования общения в спорте, его участников, ценностей и концептов, целей и стратегий позволяют выделить спортивный дискурс как вид институционального дискурса. Здесь в центре внимания оказываются личности, вступающие в коммуникацию в определенных ситуациях и при определенных условиях [Зильберт, 2001:44].

В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых-лингвистов к изучению дискурса. Это можно объяснить тем, что данное понятие расширяет когнитивные возможности не только филологов, но и ученых из других сфер гуманитарного знания: социологов, психологов, историков и др.

В этой связи существует множество теоретических подходов к пониманию дискурса и, как следствие, множество определений. Один таких подходов можно обозначить как социально-прагматический. В рамках данного подхода выделяется понятие институционального дискурса, в центре внимания которого, согласно исследованиям Б. А. Зильберт, оказываются типы языковых личностей, действующие в рамках определенных обстоятельств и условий общения. Такими обстоятельствами могут быть количество общающихся, окружающая обстановка, наличие обратной связи в общении, информативность сообщения, эмоции участников дискурса. В. И. Карасик подчеркивает, что институциональный дискурс представляет общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений. Основными участниками институционального дискурса являются представители института.

Некоторые исследователи утверждают, что институциональные дискурсы могут пересекаться или наслаиваться друг на друга. В силу «открытости» спортивного дискурса для него это особенно характерно. А.Б. Зильберт указывает на сращение спортивного и масс-медийного дискурса, поскольку каналы массовой коммуникации являются основными каналами распространения спортивного дискурса. В спортивном дискурсе масс-медиа «агентом» выступает представитель института массовой информации (газеты, ради, ТВ), журналист, являющийся в то же время посредником между институтом спорта (в рамках которого происходят все спортивные события) и массовой анонимной рассредоточенной аудиторией «клиентов». Коммуникация носит односторонний характер, выраженная обратная связь отсутствует. Такая коммуникация называется ретиальной. Кроме того, на телевидении преобладает структурный способ представления информации, называемый в общей теории информации «фенестративным», когда одновременно передаются зрительный ряд, звучащий вербальный текст, музыка т.е. знаки разной семиотической природы [там же].

Б. А. Зильберт выделяет пересечение спортивного дискурса с научным, педагогическим, деловым, юридическим, политическим, военным, театрально-сценическим институциональными дискурсами. Так, по его мнению, спортивный дискурс пересекается с научным дискурсом в сфере научной литературы по проблемам спорта и физической культуры: физиология спорта, проблемы технической и психологической подготовки спортсменов, история спортивно-физкультурного движения и др.

Следует отметить, что спортивный дискурс сближается с политическим и военным дискурсами. С политическим дискурсом спортивный дискурс объединяет момент состязательности. Основу политического дискурса составляет непрекращающийся диалог-поединок между «партией власти» и оппозицией, в котором противники время от времени нападают друг на друга, держат оборону, отражают удары и переходят в наступление. С уверенностью можно сказать, что в нашем сознании существует единое когнитивное пространство, объединяющее многие черты спортивного, политического и военного дискурсов. Общее когнитивное поле этих трех дискурсов включает такие элементы как, наличие противника, борьба соперников, этика поединка, правовые нормы (регламент и правила), стратегия и тактика борьбы, победа, поражение, триумф победителя, приз/ выигрыш/ боевые награды.

Но не стоит утверждать, что спортивный дискурс синонимичен вышеописанным видам дискурса. Из описанных выше видов дискурса, только спортивный направлен на получение удовольствия, т.е. имеет гедонистические функции и функции эстетического воздействия. Спортивный дискурс увязывается с бытовым, а именно – с эмоциональным и интеллектуальным праздноречевым общением, в процессе которого участники обмениваются информацией, комментируют или оценивают эту информацию, совершенствуют свое умение ориентироваться в спортивной жизни и предвидеть ход спортивных событий.

Спортивный дискурс максимально проявляется в процессе освещения спортивных событий в средствах массовой информации. Учитывая неразрывную связь спортивного дискурса и дискурса масс-медиа, спортивный дискурс подразделяется на следующие виды: телевизионный, печатный, радио- и интернет – дискурс [Карсик, 2006: 107].

Спортивный дискурс реализуется в местах слияния спортивного и какого-либо другого дискурса. Например, в области наложения спортивного и педагогического - тренировка, игра или выступление, собрание спортсменов и тренеров и целый ряд других жанров, предусматривающий особенности спортивной подготовки.

Среди перечисленных выше жанров можно выделить устные и письменные. К числу письменных дискурсов относятся календари с указанием спортивных событий, планы и отчеты тренеров, Интернет-блоги спортсменов, рейтинги мировых и континентальных спортсменов, спортивные анонсы и объявления, спортивные сайты в Интернете. К числу устных дискурсов относятся спортивные репортажи и интервью [там же].

Дискурс предполагает наличие двух противопоставленных ролей - говорящего и адресата. Речь спортивных журналистов изобилует военной лексикой, метафорами и фразеологией. Особенность спортивного дискурса такова, что событие чаще всего известно заранее, и автор как письменного, так и устного репортажа имеет возможность подготовиться и собрать необходимый материал, который будет затем использован репортером в основе описания события, важно отметить, что большая часть репортажа будет являться импровизацией. Соответственно, репортер будет лишен возможности использовать тщательно продуманные и отобранные заранее изобразительно-выразительные и иные средства воздействия. Однако автор репортажа имеет некоторые специфические средства воздействия [Арутюнова,1976: 76].

В ходе работы репортер использует звуковой образ. Это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере человека.

Не имея возможности, в связи с жесткими временными рамками и высокой скоростью смены действия, продумать тропы и изобразительно-выразительные средства, репортер часто прибегает к речевым клише и штампам, что снижает выразительность текста.

Благодаря отсутствию четких границ, у комментатора есть возможность корректировать свой текст непосредственно в режиме онлайн, он может исправить как информационную, фактическую ошибку, так и стилистические погрешности, или же ввести необходимый комментарий.

В качестве заключения подчеркнём, что спортивный дискурс не является изолированным, а значит, он может контактировать не только с масс-медийным, но и с другими видами дискурсов в общем дискурсном пространстве.

Наши рекомендации