Исследование рынка поставщиков
1. Цели, задачи и направления исследования рынка закупок.
Процесс изучения рынка поставщиков.
2. Изучение состояния рынка закупок
3. Анализ источников закупок
товаров.
4. Ценовой анализ рынка закупок.
Исследование рынка закупок позволяет определить степень полноты и рациональности использования предприятием существующих возможностей данного рынка, а также уменьшить риски и вероятность неверных решений при осуществлении закупок.
Целью исследования рынка закупок является сбор и обработка информации, необходимой для принятия управленческих решений в сфере закупочной деятельности.
Задачи исследования рынка закупок включают в себя:
1) определение типа рынка закупок (непосредственные рынки, опосредованные рынки, рынки заменители, новые рынки);
2) определение структуры исследуемого рынка;
3) определение территориальной доступности рынка;
4) определение рыночной цены на материальные ресурсы.
5) определение динамики развития рынка.
При исследовании рынка закупок выделяют три основных направления исследований:
- изучение и анализ состояния рыночной среды.
- анализ реальных и потенциальных поставщиков необходимых материальных ресурсов.
- изучение и анализ цен приобретаемых материальных ресурсов. Процесс исследования рынка закупок включает в себя следующие этапы:
I. Постановка проблемы исследования.
II. Анализ потребности в информации.
III. Поиск источников информации.
IV. Получение информации.
V. Обработка информации.
Вся информация, поступающая с рынка закупок условно делится на 2 блока:
- блок информации, получаемой в результате исследования рынка закупок;
- блок информации, характеризующий поставщиков материальных ресурсов.
Информация первого блока может быть классифицирована следующим образом:
1. Данные, характеризующие различные виды производств и технологии (развитие производства; возможность взаимозаменяемости фактора производства, методы производства и т.д.);
2. Данные, характеризующие предлагаемую продукцию на рынке закупок (виды и количество предлагаемых материальных ресурсов; периоды и условия поставок).
3. Данные, характеризующие развитие промышленности в целом и по отраслям (рост производства различных отраслей, изменение номенклатуры производимой продукции по отрасли, и т.д.).
4. Нормативные данные по обеспечению правовых условий закупок.
VI. Использование информации по назначению и хранение информации.
На данном этапе собранная информация передается лицам, непосредственно принимающим решение о закупках. После использования, информация отправляется в банк данных.
2. Изучение состояния рынка закупок должно включать следующие моменты:
1) количественную оценку предложения по конкретной ассортиментной позиции;
2) структуру предложения;
3) долю основных фирм-поставщиков в общем объеме предложения;
4) оценку критериев развития анализируемого рынка.
Возможности товарного предложения определяют с помощью показателей производственного потенциала:
где Ni – единица производства;
Wi – удельная мощность производственной единицы;
Fj – прочие факторы и элементы потенциала;
n – число i-х единиц производства.
Данный показатель отражает:
1) производство продукции при полном использовании мощностей (предельный потенциал);
2) реальное предложение товаров с учетом требований рынка.
Структура предложения рынка закупок характеризуется количеством компаний-поставщиков, характеристикой сферы деятельности и территориальной принадлежностью.
Далее определяются основные компании поставщики путем определения их доли в общем объеме предложения.
Анализ развития рынка закупок осуществляют на основании опросов специалистов по продажам или владельцев предприятий- поставщиков. Основным показателем развития рынка закупок являются данные о портфеле заказов конкретного поставщика. Если степень заполняемости портфеля заказов нормальная или выше нормального уровня и ожидается рост или стабильность заказов, то рынок развивается стабильно.
3.Изучение источников закупок обычно включает:
а) предварительный сбор данных о поставщиках ресурсов;
б) текущее наблюдение за деятельностью поставщиков, с которыми заключены договора;
в) выявление и изучение новых потенциальных поставщиков
Информация, касающаяся деятельности поставщиков собирается и систематизируется в фирменном досье. Досье включает 2 основных раздела:
1) общая характеристика поставщика ресурса:
- профиль деятельности;
- номенклатура продукции;
- географическое положение;
- объемы производства
-конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров и т.д.
2)специальные аспекты, имеющие отношения к заключению договора на поставку:
- процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;
- вероятность обеспечения необходимой номенклатуры и объема продукции;
- условие, гарантирующие качество приобретаемого товара;
- адекватность сочетание цены и потребительских свойств товара;
- условие поставки товара (стабильность, периодичность, сроки);
- предусматриваемая форма платежа и способы расчета;
Досье поставщика включает ряд документов:
1)карта поставщика ресурсов.
2) сведения о переговорах с поставщиком ресурсов.
3)сведения о деловых отношениях с поставщиком..
Оценку поставщиков проводят с помощью рейтинговой системы. Расчет рейтинга поставщика осуществляется по всем видам поставляемой им продукции.
Выявив реальных поставщиков, следует определить относительную силу заказчика и поставщика. Данный анализ позволяет выяснить степень зависимости поставщиков и потребителей и определить возможность влияния друг на друга
4.Важным элементом получение информации о рынке закупок является анализ цен приобретаемых материальных ресурсах. При анализе цен необходимо учитывать:
1. насколько цены предложение отражают издержки производства;
2. характер спроса и предложения на данный товар;
3. тип рыночной конкуренции (чистая конкуренция, монополистическая, олигополистическая, чистая монополия);
4. условие, определяющую политику ценообразования на рынке данного товара.
Для изучение цены закупок применяются следующие виды анализа цен:
- анализ цены, основанной на общий стоимости произведенных работ или услуг, включая расходы на контроль, хранение и финансирование;
- анализ цены на всех стадиях – от возникновения продукта до его поступление потребителю;
- анализ цены на основе опубликованных данных по курсам валют, биржевым курсам, статистике и т.д.;
- анализ цены путем сравнения старого и нового коммерческого предложения с учетом динамики рыночной ситуации.
Изучение цен происходит по их абсолютному уровню. В случае нехватки информации об абсолютных уровнях цен, а также для повышения качества ценового анализа используют средние, удельные ценовые показатели, индексы цен. Средние уровни цен могут рассчитываться по группам товаров, подотраслям и отраслям.
Ценовой анализ предполагает:
1. изучение динамики цен;
2. определение темпов их изменение ;
3. определение степени устойчивости рынка по параметру цен;
Исследование динамики цен осуществляется за конкретный временной период. Целью данного анализа является определение величины изменения цены на конкретные материальные ресурсы. Для этого рассчитывают индексы цен, которые могут быть индивидуальными (информируют о динамике цен отдельного товара)и сводными / содержат информацию о динамике цен группы товаров)
;
Iи - индивидуальный индекс цен Цi1; Цi0 – цены i – того товара соответственно в базисном и отчетном периоде.
;
Qi1 – количество i – го товара в отчетном периоде;
n – число товаров, входящих группы.
Анализ цен дополняется определением темпов их изменения. Рассчитываются цены, базисные темпы роста цен, а также средние темпы роста цен.
Расчет среднего темпа роста определяется по следующей формуле:
где
Тn – темп роста за весь пертиод;
n – число периодов, не считая будущего;
уn ; у0 – уровни цен за последний и начальный периоды.
Для определение степени устойчивости развития рынка используют коэффициент аппроксимации:
где
Q – среднеквадратичное отношение эмпирических уровней динамического ряда от тренда
- средний уровень цен.
Для оперативных целей анализа устойчивости используют конъюнктурный метод тестирования, заключающийся в группировке предприятии - поставщиков по уровню цен на товар.
Чем больше доля средней группы, тем устойчивей рынок.
Для боле точного определения степени устойчивости рынка рассчитывают коэффициент вариации цен в процентах к среднему уровню цен по территории или по предприятиям:
;
;
n – число j –х единиц (предприятий, регионов);
Fj - вес, характеризующий размер j – той единицы (товарооборот, численность)
yj – цена товара j - го предприятия или рынка