Тема: Коммерческий цикл и стратегии выхода в ЭК
Практическое занятие №1
Коммерческий цикл и стратегии выхода в ЭК
Вариант 1.
Компания «Орион» занимается производством разнообразной канцелярской продукции (карандаши, ручки, блокноты, календари, скрепки, зажимы, скобы, стикеры, еженедельники, плакаты и т.д.) и выполняет её распространение между собственными магазинами, которые самостоятельно до-заказывают требуемый товар, а также принимает заказы от сторонних компаний. Заказы могут включать как простые заказы по каталогу любого вида продукции в необходимом количестве, так и разработку специальной конфигурации, дизайна и других характеристик по требованию заказчика. В связи с этим специфические заказы обрабатываются и контролируются менеджерами на всех стадиях согласования параметров. После окончательного оформления клиент имеет возможность просмотреть детали и итоговую стоимость заказа и произвести расчёт как традиционным способом, так и на сайте. По факту оплаты заказ доставляется клиенту. На всех этапах клиент имеет возможность отслеживать состояние заявки.
Вариант 2
Компания ООО «Русский сувенир» представляет собой он-лайновый магазин без офф-лайновой поддержки. В Интернет-магазине представлен широкий ассортимент сувенирных изделий из гжели и керамики российского производства. Фирма работает с несколькими крупными заводами. Налаженные отношения с поставщиками позволяют вести бизнес без использования собственного склада (товар поставляется напрямую со склада компании-производителя), что значительно снижает издержки фирмы. Доставка товара клиенту осуществляется либо курьером, либо почтой (государственной или DHL). Оплата товара может осуществляться следующими способами: наложным платежом (при доставке товара почтой), наличными (при доставке товара курьером), электронными наличными ( webMoney, Яndex -деньги). В случае выбора клиентом способа доставки курьером, покупателю необходимо подтвердить заказ (система формирует уведомление, которое отправляет на e-mail покупателя). В остальных случаях товар доставляется по факту оплаты.
Вариант 3.
Интернет-аукцион «Colir» существует c 2002 года. На сайте физические лица торгуют друг с другом. Торги организованы следующим образом: физическое лицо-продавец выставляет на сайте информацию о своем лоте (фотографию, описание). Заинтересовавшее лицо предлагает свою цену. Один лот выставляется на продажу в течении ограниченного времени. Торг может проходить как напрямую между продавцом и покупателем (с самоорганизацией доставки), так и через третье лицо – менеджера аукциона, который организует торг и доставку товара, получая при этом определенный процент. Оплата товара осуществляется через платежные Интернет –системы (WebMoney, Яndex-деньги) или с использованием кредитных карт, (возможны другие способы оплаты при обоюдной договоренности сторон). Организацией и поддержкой аукциона занимается фирма ООО «Колир -М», основу коммерческой деятельности которой является получение прибыли от размещения рекламы на страницах с лотами.
Вариант 4.
Что вам не хватает для покупки в Интернет магазине понравившейся вещи.. наверное денег? Так же думает и компания ООО «ДляВас», которая развернула бизнес в сети Интернет по предоставлению краткосрочных кредитов он-лайн для осуществления покупок на сумму до 100 000 рублей прямо не выходя из дома. Вы, как физическое лицо, можете стать её клиентом, предоставив требуемую информацию о себе и заверив документы электронной подписью. В случае успешной проверки ваших документов, вы получаете возможность пользоваться кредитом в удобной для вас форме – от прямой оплаты вашего счёта в Интернет магазине до перечисления средств в ваш кошелёк в системе Web Money или любых других. Все операции по необходимому оформлению документов осуществляются прямо через сайт в режиме on-line. Также и последующие расчёты с компанией осуществляются через сайт путём зачисления средств на её счёт практически в любой расчётной системе сети в российском сегменте.
Вариант 5.
На сайте администрации города …. физическим лицам предоставляется возможность оплаты коммунальных услуг. При проведении платежа используются так называемые «сервисные» карты, которые плательщики могут приобрести в отделениях «Сбербанка» и «Банка связи». Система оплаты организована следующим образом: клиент регистрируется на сайте (заводит счет), заполняет форму идентичную бланку оплаты, вводит код с сервисной карты (пополняя свой счет на определенное количество денежных единиц). Операции с сервисными картами проводит «Банк связи», переводя деньги со счета клиента на сбербанковский счет администрации города.
Вариант 6.
Unicor это рыночная марка Государственной Федеральной Тюремной Промышленной корпорации, учрежденной в 1934 году. Unicor является уникальной организацией федеральной тюремной системы. Ее основной задачей является обучение, образование и предоставление рабочих мест заключенным. Побочный продукт деятельности компании - товары и услуги, производимые заключенными: офисная мебель, военная форма, электронное оборудование, защитные очки, услуги по вводу данных и обработке почты. Компания находится на самообеспечении, поэтому кроме президентской директивы имеет чисто экономический стимул к снижению издержек при распространении своей продукции. Ежегодно Unicor совершает до 250 000 транзакций. В среднем одна трансакция обходится компании в 77 долларов. Это подтолкнуло Unicor воспользоваться услугами компании Electric Press для создания своего сайта на основе ПО NIC Commerce.
Сайт Unicor.gov - электронный каталог продукции предприятия. Клиент имеет возможность не только проводить поиск в обновляемом каталоге, но и оформить заказ и отслеживать его выполнение и получать подтверждения выполнения по электронной почте. Постоянные покупатели имеют возможность использовать персональную корзину - список обычно приобретаемых товаров - для более быстрого заказа. В целом это электронный магазин, в котором государственная организация реализует свои товары и услуги.
Вариант 7.
Компания ЗАО «Старт» занимается размещением инвестиций для реализации высокотехнологичных проектов в сфере услуг. До настоящего момента взаимодействие с потенциальными заёмщиками осуществлялось традиционными способами по средствам электронной почты и бумажных документов. Недавно компания вышла в сеть Интернет с реализацией полного цикла по обслуживанию клиента от приёма заявки до перечисления кредитуемых сумм клиентам и осуществления последующего расчёта за услуги компании и расчётов по выданным кредитам и процентам. При этом клиент имеет возможность оперативно контролировать текущий график погашения, предстоящие и зачисленные платежи, а также взаимодействовать с компанией по вопросам проведения периодического аудита состояния компании-клиента и выполнения первоначального бизнес плана.
Коммерческий цикл
Вариант 2
Группа | БИ-21 |
ФИО студентов | Иванов И.И. |
Выполненный вариант |
Тема: Коммерческий цикл и стратегии выхода в ЭК
Цель работы:
· научить выделять субъекты и объекты коммерческой деятельности;
· закрепить понимание общего коммерческого цикла деятельности предприятия и предшествующих (последующих) этапов;
· научиться формулировать содержание коммерческого цикла для произвольного вида деятельности;
· закрепить содержание, входные и выходные сущности каждого из этапов коммерческого цикла в рамках электронной коммерции;
· рассмотреть реализацию различных стратегий по выходу в ЭК, преимущества и недостатки каждой из них по сравнению со смежными стратегиями.
Задание на выполнение работы:
1. Прочитайте краткое описание деятельности субъекта в рамках электронной коммерции;
2. Ответьте на следующие вопросы:
§ Кто или что является субъектами коммерческой деятельности и объектами коммерческой деятельности;
§ Какие требования предъявляются к клиентам (что им необходимо для взаимодействия с продавцом);
§ Есть ли какие-то этапы в деятельности субъектов, не относящиеся к электронной коммерции, а относящиеся к электронному бизнесу;
3. Составьте схему коммерческого цикла для данного вида деятельности;
4. Раскройте содержание основных этапов коммерческого цикла и их реализацию с точки зрения продавца и покупателя;
5. Сделайте предположение о ведении аналогичного бизнеса в рамках OFF-LINE (традиционной) модели и с использованием технологий электронной коммерции для реализации отдельных этапов цикла. Опишите полученные варианты;
6. Выявите преимущества и недостатки предложенных в п. 5 вариантов ведения бизнеса по сравнению со смежными вариантами
Условие задания:
Компания ООО «Русский сувенир» представляет собой он-лайновый магазин без офф-лайновой поддержки. В Интернет-магазине представлен широкий ассортимент сувенирных изделий из гжели и керамики российского производства. Фирма работает с несколькими крупными заводами. Налаженные отношения с поставщиками позволяют вести бизнес без использования собственного склада (товар поставляется напрямую со склада компании-производителя), что значительно снижает издержки фирмы. Доставка товара клиенту осуществляется либо курьером, либо почтой (государственной или DHL). Оплата товара может осуществляться следующими способами: наложенным платежом (при доставке товара почтой), наличными (при доставке товара курьером), электронными наличными ( webMoney, Яndex -деньги). В случае выбора клиентом способа доставки курьером, покупателю необходимо подтвердить заказ (система формирует уведомление, которое отправляет на e-mail покупателя). В остальных случаях товар доставляется по факту оплаты.
Пример Отчёта о выполненной работе:
1. Ответы на вопросы
Вопрос | Ответ |
Сектор ЭК, к которому относится описанная деятельность | B2C (бизнес - клиенту) |
Субъекты коммерческой деятельности | 1. Заводы-поставщики. 2. Клиенты. 3. Юридическое лицо ООО «Русский сувенир» (Интернет-магазин). 4. Предприятие доставки (курьер или почта) |
Объекты коммерческой деятельности | Сувенирные изделия из гжели и керамики российского производства |
Что требуется покупателю (клиенту) для полноценного взаимодействия с продавцом | Интернет Электронная почта |
В рамках описанного примера к ЭК напрямую не относятся следующие этапы (действия субъектов) | Производство товара поставщиками. Закупка товара у поставщика. Доставка товара со склада поставщиков. Доставка товара курьером или почтой клиенту. Послепродажное обслуживание (вообще отсутствует). Поддержка (вообще отсутствует). |
2. Схема коммерческого цикла (Пример)
3. Детальное содержание этапов коммерческого цикла
№ п/п | Название этапа (как на схеме) | Содержание с позиции продавца | Содержание с позиции покупателя |
1. | Разработка сайта (подготовка торгового инструмента) | Потенциальная возможность размещения на сайте каталога товаров (номенклатура, цены, количество, сроки производства) | Потенциальная возможность просмотра каталога предлагаемых товаров, изучения качеств товара, цен и сроков поставки. |
2. | Закупка | Заключение договора о поставке товара завода – производителя и ООО «Русский сувенир» с указанием количества товара и сроков поставки. | - |
3. | Маркетинг | 1. Размещение рекламы услуг на своем сайте и сайтах партнеров, использование других видов рекламы (буклеты, стикеры на досках объявлений, объявления в периодических изданиях и на телевидении). 2. Описание свойств предлагаемого товара в сравнении с другими. 3. Описание системы скидок. 4. Бонусы для постоянных клиентов. 5. Выезд с образцами продукции на выставки-продажи и ярмарки. | - |
4. | Заказ | Размещает в каталоге на сайте товар (гжель и другую керамику) с описание свойств и характеристик, указанием цен, количества и сроков поставки. | 1. Просматривает каталог товаров. 2.Помещает товар в корзину. 3. Выбирает способ доставки. 4. В случае доставки курьером оставляет свой e-mail. 5. Подтверждает заказ (если доставка курьером). 6. Выбирает вариант оплаты (webMoney, Яndex –деньги и др.) 7.Оплачивает заказ. |
5. | Расчет | 1. Рассчитывается с производителем в безналичной форме. 2. Принимает платеж от клиентов в безналичной форме. | В соответствии с выбранным вариантом оплаты производит оплату товара. |
6. | Доставка | 1. В случае выбора варианта доставки курьером доставка товара клиенту осуществляется напрямую со склада завода производителя. 2. В случае выбора варианта доставки почтой продавец (магазин) заказывает и оплачивает услуги почты. | 1. Получает товар по почте. 2. В случае заказа курьером по e-mail получает сообщение о сроках доставки и оставляет свой адрес, куда доставить заказ. |
4. Краткое описание аналогичного бизнеса в рамках различных вариантов
Описание | |
1 OFF LINE | Традиционный бизнес, не связанный с сетью интернет, то есть, магазин, расположенный по определенному адресу и существующий реально. а не виртуально. Обязательно имеет склад хранения готовой продукции, полученной с завода производителя, систему охраны, бухгалтерию, обслуживающий персонал (продавцов, консультантов, менеджеров по продажам, по закупкам, уборщиков, экспедиторов, водителей). |
2 Частично ON-LINE | Магазин, расположенный в реальной жизни + сайт, выполняющий роль интернет-витрины или каталога товаров. Среди работников присутствует специалист в области IT, осуществляющий обслуживание сайта и обновление информации на сайте. |
3 Полностью ON-LINE | Интернет-магазин – это сайт, который торгует товарами в интернете. Интернет-магазин дает пользователям возможность сформировать заказ, выбрать удобный способ оплаты и доставки заказа. |
5. Преимущества и недостатки каждого из описанных вариантов по сравнению со смежными
Вариант | Преимущества | Недостатки |
1. | · Быстрая покупка · Консультация с реальным человеком · Возможность потрогать товар руками · Возможность покупки в кредит | · Высокие цены из-за дополнительных издержек на персонал и логистику · Проблематично сравнивать товары (нет отзывов покупателей) |
2. | · Все плюсы и реального магазина и Интернет-магазина | · Цены остаются высокими (из-за расходов на реальный магазин) |
3. | · Непрерывный режим работы; · Отказ от услуг посредников при продаже и закупке;. · Возможность непрерывного наращивания объёма продаж из-за привлечения все большего числа посетителей сайта; · Значительное уменьшение затрат на проведение рекламы; · Сокращение издержек при проведении закупок и продаж (все в электронном виде); · Скидки постоянным покупателям и создание базы данных покупателей с указанием их предпочтений и вкусов; · Более мобильный бизнес по сравнению с конкурентами из Off Line; · Возможность эффективного управления деятельности из любой точки; · Высокая мобильность и способность реагирования на изменившуюся конъюнктуру рынка; · Снижение затрат на обмен информацией; · Более привлекательная цена, чем в традиционном магазине; · Потенциальная возможность неограниченного роста числа покупателей; · Сокращение расходов на содержание магазина по сравнению с традиционным; · Уменьшение себестоимости актов купли-продажи. | · Проблемы безопасности, то есть возможность мошенничества с использованием подставных сайтов, продающих товары и услуги, которых нет на самом деле; · Проблемы целостности данных, представленных на сайте, то есть достоверности прежде всего предлагаемой информации, которую могут исказить злоумышленники (хакеры). · Ограничения в случае расширения объемов закупок и продаж (придется искать новых поставщиков, а это не просто при эксклюзивных товарах); · Проблемы исполнения заказов (возможны сбои); · Проблемы взаимоотношения с потребителем (особенно, когда потребитель не доволен качеством купленных товаров и услуг); · Отсутствие подготовки квалифицированных специалистов в области электронной коммерции; · Большой риск при начале бизнеса. |
6. Вывод: Интернет-магазин обладает целым рядом преимуществ по сравнению с оффлайновым или частично онлайновым, как для владельцев магазина, так и для покупателей. Однако это вовсе не говорит о том, что продажи уходят в интернет, скорее там они находят все более широкое распространение. Но если у электронного магазина будет дополнительно магазин в реальной жизни, тогда выход в ЭК не будет затруднен. Если же будет только интернет-магазин, то потребуются дополнительные расходы на раскрутку данного электронного магазина.