Какие законы регулируют электронную коммерцию в России
Пока внимание законодательной власти России к Интернету и электронной коммерции нельзя назвать системным. И хотя регулированию бизнеса в Интернете посвящено значительное количество законов и подзаконных актов, им часто присущи фрагментарность и устаревшие понятия. Не решенными на настоящий момент остаются основные ключевые проблемы регулирования информационного пространства. Например, глобальность Интернета создает трудности с выбором государства, чьи законодательные нормы должны применяться в отношении регулирования Интернет-отношений.
Другая проблема – ответственность Интернет-провайдеров за незаконные действия пользователей. Именно в отношении нее сейчас наиболее активно развивается судебная практика в России, когда Интернет-порталы обвиняются правообладателями музыки и видео в нарушения авторских и смежных прав в ситуациях, когда ролики выкладывались самими пользователями порталов.
К ключевым законам, регулирующим сферу Интернета, стоит отнести ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где даются определения понятий информационной сферы, ФЗ «О персональных данных», который защищает права граждан при использовании информации о частной жизни, что актуально при регистрации во всевозможных Интернет-сервисах и социальных сетях.
Устаревший и практически не работающий ФЗ «Об электронной цифровой подписи» устанавливает существенные административные барьеры при использовании электронной подписи, что в условиях фактического отсутствия регулирования электронного документооборота в целом может негативно влиять на квалификацию юридической силы заключенных в Сети сделок.
Для распространения материалов в Интернете большое значение имеет принятый еще в 1991 году Закон РФ «О средствах массовой информации», который создает возможности для квалификации периодического распространения информации в Интернете в качестве деятельности СМИ. В случае оказания услуг в Интернете связи применяется ФЗ «О связи». В ФЗ «О рекламе» включена статья о рекламе в сетях электросвязи, которая частично запрещает спам в России.
Для электронной коммерции весомым можно назвать Закон РФ «О защите прав потребителей» с единственной, но важной, статьей о дистанционном способе продажи товаров.
Отдельно в российском Интернете развивается проблематика доменных имен, по которой с 1999 года насчитывается самое большое количество судебных споров (несколько сотен). Здесь, в отличие от других сфер, активно развивается саморегулирование: организована система регистрации в доменной зоне .RU и в новой зоне .РФ.
В настоящее время в России наблюдается активное развитие коммерческой деятельности предпринимательских структур на базе новейших информационных технологий и сети Интернет. Этот процесс ставит формирование нормативно-правового обеспечения системы электронной коммерции в ряд приоритетных задач.
До последнего времени такой вид предпринимательской деятельности как электронная коммерция практически не регулировался специальным законодательством и другими нормативно-правовыми актами. На практике применялись общие традиционные положения законодательства, такие как Конституция РФ; Гражданский, Уголовный, Налоговый, Таможенный кодексы РФ; Арбитражный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ; Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»;Закон РФ «О защите прав потребителей».Однако для эффективного функционирования электронной коммерции потребовалось дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей ее деятельность [2, c. 90].
Так, в России к концу 2006 года сформировалась правовая, технологическая и финансовая инфраструктура для эффективного ведения электронного бизнеса. Российские организации, занимающиеся правовым обеспечением и организационными вопросами в сфере электронного бизнеса, разработали и приняли ряд законов и правовых норм, которые позволяют нормально функционировать электронной коммерции. Но, несмотря на это, остаются нерешенными вопросы, касающиеся заключения сделок в сети, исполнения денежных обязательств, соблюдения прав покупателей и продавцов, способов разрешения конфликтов [5, c. 216].
Сегодня всю совокупность нормативно-правового обеспечения электронной коммерции можно дифференцировать на четыре группы.
К первой группе следует отнести законы и правовые нормы, регламентирующие ведение электронной коммерции, электронного документооборота и применение электронной цифровой подписи. Среди них:
· «Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации», которые содержат общие положения по ведению электронной коммерции;
· Федеральный Закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», где определены понятия электронного сообщения, документированной информации, утверждается равнозначность электронного сообщения, подписанного электронной цифровой подписью и собственноручной подписью;
· Положение ЦБ РФ от 12.03.1998 г. № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России». В пункте 1.1. Положения № 20-П дается определение электронной цифровой подписи;
· Закон РФ № 2180-IIIГД «Об электронной цифровой подписи». Основной задачей, которого является обеспечение системы идентификации участников рынка информационных технологий, в том числе и участников электронной торговли;
К законам и правовым актам данной группы также относятся Гражданский кодекс РФ (часть 1, статьи 160, 434), Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. №95-ФЗ (статья 75, пункт 3), Федеральные Законы РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ от 8.12.2003 г. и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ [3, c. 284‑285].
Вторую группу нормативно-правового обеспечения электронной коммерции составляют законы и нормативные акты, регламентирующие безопасность электронного бизнеса, предпринимательскую деятельность, лицензирование, финансирование и инвестиции.
1) Правовую основу безопасности электронного бизнеса образуют следующие законы и правовые акты:
· Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1;
· Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г. № 5351-1;
· Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» № 3532-1;
· Федеральный Закон «О коммерческой тайне» № 19-ФЗ;
· Федеральный Закон «О персональных данных» № 152-ФЗ;
· Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ;
· Доктрина информационной безопасности РФ от 09.09.2000 г. № Пр‑1895;
· Уголовный кодекс РФ (глава «Преступления в сфере компьютерной информации»);
· Гражданский кодекс РФ часть 1, статьи 128,139 [3, c. 289‑290].
Каждый из перечисленных документов направлен на определённый объект регулирования. Рассмотрим некоторые из них.
1. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 регламентирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями и продавцами при продаже товаров и предоставлении услуг. В 2004 году Закон был дополнен статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров», в которой были установлены дополнительные гарантии для потребителей при осуществлении продаж;
2. В Федеральном Законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ рассмотрены принципы правового регулирования отношений в сфере информации и информационных технологий, вопросы государственного регулирования информационных систем и сетей, изложены основные положения, связанные с безопасностью и защитой информации;
3. Определение таких понятий как программы и базы данных дано в Законе «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» № 3532-1;
4. Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г. № 5351-1 регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания;
5. В Федеральном Законе «О коммерческой тайне» № 19-ФЗ в статье 3 представлены основные понятия, относящиеся к коммерческой тайне, в статье 7 определены права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.
2) Сферу предпринимательской деятельности регламентируют законы и нормативные акты общего свойства, включающие регламентацию форм электронной сделки, способа размещения публичной оферты, определение договора купли-продажи, условия договора о продаже, а также нормативные акты, связанные с оформлением и ликвидацией торгового предприятия, в том числе и сертификация товаров или услуг.
Эта группа документов представлена Гражданским кодексом РФ (часть 1, статьи 153-181, 432-491, 500-524); Законами РФ: «О малом предпринимательстве», «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» № 88-ФЗ от 14.06.95 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129‑ФЗ, «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» № 3520-1 от 23.02.1992 г. [3, c. 303‑304].
3) В сфере конкуренции, монополии, инвестиций и лицензирования основными законами являются Законы «О естественных монополиях» № 147‑ФЗ, «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128‑ФЗ, «О техническом регулировании» № 1874‑ФЗ, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений»; Федеральный Закон «О защите конкуренции» № 135‑ФЗ от 6.07.2006 г.; Конституция РФ [3, c. 299‑-300].
Третья группа образуется из законов и правовых актов, связанных с правовым обеспечением деятельности электронных платежных систем, банковской деятельности и бухгалтерского учета. К ним относятся:
· Федеральный закон от 02.12.1990 № 395 «О банках и банковской деятельности»;
· Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке РФ (Банке России)»;
· Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с использованием платежных карт»;
· Указание ЦБ РФ от 01.03.2004 «О порядке информирования кредитными организациями ЦБ РФ об использовании в своей деятельности Интернет-технологий»;
· Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-ФЗ «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»;
· Письмо ФНС от 20.09.2006 № 06-9-10/332 «О применении торговых и других автоматов по приему денежных средств»;
· Письмо ЦБ РФ от 5.04.2007 № 44-т «О проверке осуществления кредитными организациями идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг);
· Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 2.11.1996 № 129‑ФЗ [3, c. 315‑316].
Рассмотрим основные положения приведённых выше документов:
1. В Федеральном Законе № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года, в статье 3 перечислены цели деятельности Центрального Банка РФ, в статье 4 рассмотрены его функции.
2. Понятие кредитных организаций, банка и банковской деятельности дано в Федеральном Законе № 395 «О банках и банковской деятельности».
3. В Письме ЦБ РФ от 5 апреля 2007 г. № 44-т описана технология проверки кредитной организации, использующей технологии дистанционного банковского обслуживания.
4. Понятие бухгалтерского учета, его объекты и основные задачи определены в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» от 2.11.1996 № 129‑ФЗ.
Четвертую группу нормативно-правового обеспечения электронной коммерции составляют законы и правовые акты, связанные с регулированием строительства, эксплуатации беспроводных линий связи, а также ведением конкретных видов бизнес-процессов.
Налоговая деятельность, выполняемая электронными средствами, регламентируется Налоговым Кодексом РФ, деятельность в сфере телекоммуникаций - Федеральным Законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", рекламная деятельность - Федеральным Законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Основным законом, связанным с обеспечением беспроводной связи является Закон «О связи» № 15-ФЗ от 16.02.1995 года, его новая версия подписана 7 июля 2003 года. В Законе учтены все стороны современного развития рынка телекоммуникаций.
Отдельно следует отметить нормативно-правовые документы, определяющие последующее развитие электронной коммерции в России. Ими являются Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная России» (2002-2010 годы), Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг до 2010 года, Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти до 2010 года [4, c. 97].
Таким образом, в России система правового регулирования электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международных и национальных уровнях. При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующие цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их развития на базе существующих средств коммуникаций. К разработке вопросов совершенствования гражданско-правового законодательства целесообразно привлекать компании, занятые бизнесом в сети Интернет, и организации, которые обеспечивают работу самой сети в целом [6, c. 185].
По нашему мнению, одним из реальных шагов на пути совершенствования правового обеспечения бизнеса и укрепления нормативно-правовой базы электронной коммерции является принятие Федерального Закона «Об электронной торговле». Проект закона находится на стадии очередного чтения в Государственной Думе РФ.
Федеральный закон "Об электронной торговле"