Подходы современной дидактики
К наиболее значимым подходам современной дидактики относятся:
§ Личностный подход, который предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешности обучения не только ЗУНы, функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, но и формирование личностных качеств.
§ Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества (Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина).
§ Коллективистский подход означает нацеленность педагогического процесса на формирование общественно ценных отношений, ибо внешние отношения формируют внутреннее отношение человека к общественным ценностям, людям, делу, себе самому.
§ Целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса связан с единым комплексным планированием и осуществлением в каждом из основных направлений учебной и внеучебной деятельности учащихся целого веера образовательных и развивающих задач, преодолением мероприятийного характера деятельности, заформализованности общения.
§ Оптимизационный подход предполагает достижение максимально возможных для конкретных условий результатов на базе экономных затрат времени и сил обучаемых и педагогов.
§ Технологический подход позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов.
§ Творческий, инновационный подходы требуют постоянной диагностики, исследования достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных содержания, методов, форм деятельности, сотрудничества в обнаружении истины, педагогического экспериментирования.
Резюме
Дидактикой называют область педагогики, изучающую процесс обучения. Знание дидактических закономерностей позволяет педагогу спроектировать результативный урок, организовать активную познавательную деятельность учеников.
Появившаяся примерно в семнадцатом веке достаточно универсальная система обучения благодаря Я.А. Коменскому три с половиной столетия успешно решала задачи массовой подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду. Однако вызовы информационного общества требуют не только новых систем и моделей обучения и образования, но принципиально новых подходов, что закономерно влечет за собой пересмотр сложившегося дидактического знания, разработку новых педагогических теорий, требует рассмотрения вопросов об информационном обществе и требованиях к образованию, изменении дидактического знания и перспективах его развития, об основных понятиях дидактики и дидактических концепциях.
На пути движения цивилизации к информационному обществу» все более совершенствовались средства накопления, передачи, хранения информации, и эта специфика отразилась на всех сторонах обучения. Появились новые понятия и термины, которыми оперирует социальная и образовательная практика, новые информационные средства, широко и прочно укоренившиеся в профессиональной, образовательной и житейской действительности на уровне практически каждого человека.
В последние годы методы и содержание обучения во многом изменились в соответствии с требованиями, которые диктует информационное общество к людям, в нем живущим. Образование развивается в условиях информационной среды. Назрела необходимость развивать компетенции учащихся в противовес «обучению на всю жизнь», учить их искать и отбирать информацию, анализировать ее, проверять, критически оценивать, производить свою собственную. Изменились и роли педагога и ученика: последний перестает быть монопольным обладателем знания, а первый - смиренным подражателем и потребителем дозированной информации.
Новая дидактика, учитывающая все эти перемены, должна способствовать адекватному развитию образовательной практики в русле инновационных социальных перемен и сделать образование личностно значимым, помогающим ученику самоопределяться в жизни, решать возникающие проблемы, не теряться в потоках информации.
В современном компетентностном подходе меняется цель обучения: от формирования научных знаний к формированию компетентной личности, то есть формированию умений самостоятельно приобретать знания, ориентироваться в информационном пространстве, находить и преобразовывать нужную информацию, самому ее производить.
Именно с развитием компетенций связывается дидактами возможность сделать ребенка способным решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях и создать условия для развития в разных сферах в течение всей жизни.
Вопросы и задания для самопроверки
1.Что свидетельствует о том, что педагогика времен Коменского устаревает?
2.Назовите основные черты индустриальной системы образования.
3. Обозначьте черты информационной культуры.
4. С чем было связано возникновение информационных революций?
5.Назовите сущностные черты информационного общества и охарактеризуйте человека этого общества. Какие черты личности сегодня востребованы?
6.Каковы отличительные признаки современного образовательного процесса?
7.Как можно охарактеризовать миссию современного образования в социокультурном пространстве современного общества?
8.Назовите и раскройте содержание умений информационной культуры.
9.Что означает «Образование в течение всей жизни»?
10.В чем суть компетентностного подхода в образовании? Назовите основные компетенции выпускников ОУ.
11.Приведите примеры инновационных идей в педагогической практике.
12. Какие авторские школы вы знаете?
13.Что изучает дидактика? В чем ее отличие от теории обучения? В чем особенности дидактики как науки?
14.Обозначьте исторические вехи развития дидактики.
14. В чем отличие дидактики информационного общества от классической дидактики? Что отличает современную дидактическую концепцию от предшествующих?
15.Какие задачи решает дидактика?
16. Назовите основные дидактические концепции. В чем их суть?
17. Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую, современную дидактическую концепции: а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей, б) обучение понимается как управление учением с опорой на активность ученика, в) обучение состоит в передаче готовых знаний учащимся, г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения, д) процесс обучения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности, е) структуру процесса обучения образуют сообщение, понимание, обобщение и применение знаний.
18.Охарактеризуйте подходы современной дидактики.