Анализ текста научного стиля

Примерная схема анализа

Тема:…

Идея: описать как, каким образом…

Читательский адрес: от специалистов до широкого круга читателей (кому предназначен)

Вид: прозаический.

Жанр: научно-справочная статья

Стиль: научный (научно-популярный подстиль).

Лексические особенности научного текста.

В анализируемом тексте можно выделить следующие лексические средства научного стиля:

-использование общенаучных и специальных терминов.

Н-р: общенаучные термины – процесс, система, информация,

-специальные термины – звукотехнические приборы, магнитофон, радиофон.

-преобладание абстрактных слов и выражений над конкретной лексикой.

-эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика практически не употребляется.

-особое использование фразеологизмов

Н-р: передача информации, с точки зрения.

-основу составляет общеупотребительная лексика.

Н-р: использование, средства, особенность, возможность, деятельность, распространение

2) Морфологические особенности научного текста.

Текст имеет следующие морфологические особенности научного стиля:

-преобладание имен существительных по сравнению с другими частями речи.

Н-р:Практика обучения показывает, что звукотехническое оборудование позволяет, во-первых, расширить возможности преподавателей при передаче информации, во-вторых, повысить эффективность управления деятельностью учеников в ходе урока, в-третьих, активизировать упражнение учащихся в некоторых видах устной деятельности (50%). Использование фонограмм, наговоренных дикторами-иностранцами, дает преподавателю практическую возможность ввести в урок оригинальную иностранную речь.(47%)

-характерно использование в качестве связочных глаголов с ослабленным значением.

-использование цепочек имен существительных в форме родительного падежа.

Н-р: Широкое использование технических средств обучения - одна из существенных особенностей современного учебного процесса.

Практика обучения показывает, что звукотехническое оборудование позволяет, во-первых, расширить возможности преподавателей при передаче информации, во-вторых, повысить эффективность управления деятельностью учеников в ходе урока, в-третьих, активизировать упражнение учащихся в некоторых видах устной деятельности.

-использование имен существительных, образованных от глаголов и прилагательных на –ние, -ость, -ство, -ка, -ция.

Н-р: распространение, владение, практика, возможность, преимущество, упражнение.

-использование отыменных прилагательных на -ический, -альный.

Н-р: технический, систематическое, звукотехнический, методический, практический, оригинальный, уникальная.

использование составных предлогов и союзов.

Н-р: как, так и.

Синтаксические особенности научного текста.

Текст имеет следующие синтаксические особенности научного стиля:

-использование многочленных словосочетаний.

Н-р:технических средств обучения, с естественным звучанием иностранной речи.

-использование разнообразных распространенных предложений, осложненных причастными оборотами, вводными словами и предложениями.

Н-р: Именно при обучении устной речи учащихся как отдельные звукотехнические приборы, так и системы таких приборов дают наибольший эффект.Таким образом, применение магнитофона позволяет преподавать обучаемым информацию, которую невозможно передать, не применяя технические средства.

-отсутствие формы первого лица.

Речевые ошибки.

Практическое владение иностранным языком немыслимо без овладения устной речью хотя бы на элементарном уровне (необоснованная тавтология).

Правильный вариант. Практическое владение иностранным языком немыслимо без изучения основ устной речи.

В отличие от радиофона магнитофон позволяем прослушивать фонограммы, изготовленные преподавателем, отвечающие конкретным особенностям урока и учебной группы (неудачное расположение причастных оборотов).

Правильный вариант.

В отличие от радиофона магнитофон позволяем прослушивать изготовленные преподавателем фонограммы, отвечающие конкретным особенностям урока и учебной группы.

Как используются эти обе технические возможности магнитофона при обучении иностранного языка?(ошибка в управлении).

Правильный вариант.

Как используются эти обе технические возможности магнитофона при обучении иностранному языку?

Текст 2

Регионализацию международных отношений необходимо рассматривать в контексте глобализации. В подходах к анализу этих двух процессов нет единства. Одни считают регионализацию составной частью глобализации, другие – как альтернативу.

Глобализация – объективный процесс в современных международных отношениях, высший этап интернационализации, основанный на развитии информационно-коммуникационных технологий.

Взгляды на истоки возникновения глобализации являются дискуссионными. Истоки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма…

Глобализация трансформирует представление о государственном суверенитете. Запад во главе с США выступает за глобализацию в области политики, экономики, финансов, информации и культуры, сопровождающуюся ограничение национальных суверенитетов. Одновременно американская администрация консервативных демократов отказывается ограничить суверенитет Соединенных Штатов по важнейшим мировым проблемам международного сообщества (стратегическая стабильность, противоракетная оборона, дальнейшая либерализация торговли, глобальная экология и др.).

Неолиберальная глобализация – интернационализация экономической, политической и культурной жизни человечества, сопровождаемая игнорированием многих цивилизационных императивов. Это учение западных фундаменталистов о всесильном рынке и мировой справедливости. Вера в неолиберализм оказалась опасной иллюзией, представляющей угрозу для национальной безопасности…

Задания к тексту:

1.Определите стиль и жанр текста.

2.Произведите анализ научного текст, используя схему анализа текста.

3.Объясните, почему выделенные слова являются лишними в следующих контекстах.
1. Знаменитый режиссёр поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени. 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные грации и, конечно, переживали и волновались, ведь уже через день – их первое боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно и весь урожай будет погублен зря. 8. Демобилизовавшись из армии, Сергей Лунев решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения автобусов и будущих перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость, директор СПАТП-4.

4.Исправьте ошибки
1.Автор сказал рецензенту, что вы не можете не замечать того нового, что имеется в работе.
2.То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс.
3.Профессор показал мне курсовой проект и сказал, что он устарел.
4.Следует отметить следующие особенности.
5.Устав после лекций, мне уже не работалось.
6.Можно согласиться с теми главами этого реферата, где не содержится никаких внутренних противоречий.
7.Они уже сейчас готовые к экзамену.
8.Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании.
9.В январе месяце начинается выдача удостоверений нового образца.
10.Я попросил подругу принести свои записи лекций.
11. Правильно определив цели и задачи исследования, эксперимент показал следующее...
12.В курсовых работах допускаются орфографические ошибки.

5.Прочитайте отрывки из статьи Д. С. Лихачева. Можно ли на основании этого текста сделать вывод об особенности научного стиля речи?
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ СО СЛОВАМИ
1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.
2. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.
3. Главное достоинство научного языка — ясность.
4. Другое достоинство научного языка — легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.
5. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.

Контрольные вопросы:

1.Каковы конструкции для выражения источника, способа получения, наличия информации?

2.Каков способ изложения материала научной литературы, по определению профессора А.Л.Пумпянского?

3.Что необходимо для того, чтобы рассуждение было убедительным?

4.Каково мнение профессора А.В.Федорова по поводу уточнения, данного профессором А.Л.Пумпянским?

5.С какой целью в научном изложении могут присутствовать элементы эмоциональные, экспрессивные, элементы художественного стиля?

6.Назовите основные стилевые черты научного стиля?

7.За счет каких средств создаетсяотвлеченно-обобщенностьнаучного стиля?

8.Что такое подчеркнутая логичность?

Наши рекомендации