Общая характеристика учебного предмета. Информатика и информационные технологии изучаются в 11 классе на базовом уровне
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информатика и информационные технологии изучаются в 11 классе на базовом уровне. В 11 классе идёт как углубленное изучение тем школьного курса информатики ранее изученных в 7-9 классе, так и изучение новых тем. Планирование учебного материала в 11 классе составлено на основе «Примерной программы по информатике и информационным технологиям».
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта базового уровня общего образования.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
1) освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
2) овладение умениямиприменять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
3) развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
4) воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
5) приобретение опытаиспользования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе», должен стать «вещью для нас». Для этого, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности, информационного в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания является моделью (соответственно - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны – тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован, прежде всего, на учащихся-гуманитариев. При этом сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представление данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
· обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
· систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
· заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
· сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания, это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
§ автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
§ АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
§ АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
§ АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения, в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе - всегда существует «носитель» этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые являются неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу «открытой автоматизированной системы», т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам, как информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны, это даёт возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения.
Класс
Тема 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 11 часов
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционная система. Защита от несанкционированного доступа к информации. Физическая защита данных на дисках. Вредоносные антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.
Тема 2. Моделирование и формализация- 8 часов
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. Исследование моделей.
Тема 3. База данных. Системы управления базами данных- 8 часов
Табличные базы данных. Система управления базами данных. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. Поиск записей в табличной БД с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной БД. Иерархические БД. Сетевые базы данных.
Тема 4. Информационное общество- 3 часа
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Тема 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ-4 часа
Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение». Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование». Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера». Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
Уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Распределение часов:
Количество часов всего: 34 ч.; в неделю – 1 ч.
Количество практических работ:
Количество контрольных работ:
Планирование составлено на основе:
Учебно-методический комплект для учителя:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
Учебно-методический комплект для учащихся:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office и т.д.
Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата/
Класс
№ урока | № темы | Наименование раздела | Кол-во часов | Дата | ЗУН | Домашнее задание |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | Читать § 1.1. стр.10; стр.15 учебника | |||||
1.1 | Техника безопасности в кабинете информатики. История развития вычислительной техники. | Знать и соблюдать правила ТБ на уроках информатики | Читать § 1.2 С.19 | |||
1.2 | Архитектура персонального компьютера. Практическая работа № 1 по теме: “Сведения об архитектуре компьютера”. | Знать назначение основных блоков и устройств ПК | Читать § 1.3.1-1.3.2, С.25-30 | |||
1.3 | Операционная система. Практическая работа № 2 по теме: “Сведения о логических разделах дисков”. | Уметь описать процесс установки и загрузки операционной системы; производить перезагрузку компьютера. Знать в чем заключается основное различие между операционной системой и прикладными программами. | Читать § 1.4 С.43-48 | |||
1.4 | Защита от несанкционированного доступа к информации. | Учащийся должны знать какие типы компьютерных вирусов и антивирусных программ существуют, чем они отличаются друг от друга; какова должна быть профилактика заражения | Читать § 1.4, С.48-49 | |||
1.5 | Практическая работа № 3 по теме: “Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи”. | Читать § 1.5, 1.6.1 С. 49-53 | ||||
1.6 | Физическая защита данных на дисках. Вредоносные антивирусные программы. | Читать § 1.6.2., С. 53-61. | ||||
1.7 | Компьютерные вирусы и защита от них. Практическая работа № 4 по теме: “Защита от компьютерных вирусов”. | Читать § 1.6.3 С. 63-70 | ||||
1.8 | Сетевые черви и защита от них. Практическая работа № 5 по теме: “Защита от сетевых червей”. | Читать § 1.6.4, С. 71-74 | ||||
1.9 | Троянские программы и защита от них. Практическая работа № 6 по теме: “Защита от троянских программ”. | Читать § 1.6.5, С. 75-78 | ||||
1.10 | Хакерские утилиты и защита от них. Практическая работа № 7 по теме: “Защита от хакерских атак”. | Повт. гл.1, Творческое задание | ||||
1.11 | Контрольная работа № 1 по теме: “Компьютер как средство автоматизации информационных процессов”. | |||||
Моделирование и формализация. | ||||||
2.1 | Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. | Знать что такое модели. Чем отличаются модели в различных системах. Уметь различать типы моделей; давать характеристику моделям. | Читать § 2.1-2.2 С. 80-84 | |||
2.2 | Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. | Читать § 2.3-2.5 С. 84-88 | ||||
2.3 | Исследование физических моделей. | Читать § 2.6.1 С. 89-90 | ||||
2.4 | Исследование астрономических моделей. | Читать § 2.6.2, С. 91,92 | ||||
2.5 | Исследование алгебраических моделей. | Читать § 2.6.3 С. 92-93 | ||||
2.6 | Исследование геометрических моделей. | Читать § 2.6.4. С. 94-95 | ||||
2.7 | Исследование химических и биологических моделей. | Читать § 2.6.6, 2.6.7, С. 97-99 | ||||
2.8 | Контрольная работа № 2 по теме: “Моделирование и формализация”. | |||||
База данных. Системы управления базами данных. | Знать: определение реляционной модели данных. понятия «поле», «запись», «файл»; сущность понятия «структура данных». Иметь представление об иерархической и сетевой модели данных Уметь: описывать и просматривать структуру БД; выполнять основные операции по поддержке БД (зап-ть, ред-ать,уд-ть); задавать прост. усл. поиска; сортировать данные и исп-ть основные формы групп обработки полей; решать простейшие информационные задачи с Access | |||||
3.1. | Табличные базы данных. Система управления базами данных. | Читать § 3.1, 3.2, С. 103-104 | ||||
3.2 | Практическая работа № 8 по теме: “Создание табличной базы данных”. | Читать С. 106-108 | ||||
3.3 | Использование формы в табличной базе данных. Практическая работа № 9 по теме: “Создание формы в табличной базе данных”. | Читать § 3.2.2, С. 109-112 | ||||
3.4 | Использование фильтров и запросов в табличной базе данных. Практическая работа № 10 по теме: “Поиск записей в табличной базе данных”. | Читать § 3.2.3, С. 113-117 | ||||
3.5 | Сортировка записей в табличной базе данных. Практическая работа №11 по теме: “Сортировка записей в БД”. | Читать § 3.2.4, С. 117-120 | ||||
3.6 | Иерархические базы данных. Практическая работа №12 по теме: “Создание отчётов в базе данных”. | Читать § 3.3, С.120-124 | ||||
3.7 | Сетевые базы данных. Практическая работа №13 по теме: “Создание генеалогического древа семьи”. | Читать § 3.4, С.124-126 | ||||
3.8 | Контрольная работа №3 по теме: “База данных”. | |||||
Информационное общество | Научиться работать в сети Интернет. Корректно пользоваться ресурсами. Соблюдать этику и культуру пользования информационным пространством. | |||||
4.1 | Право в Интернете. | Читать § 4.1 | ||||
4.2 | Этика в Интернете. | Читать § 4.2 | ||||
4.3 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | Читать § 4.3 | ||||
Повторение. Подготовка к ЕГЭ | ||||||
5.1 | Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение. | |||||
5.2 | Алгоритмизация и программирование. | |||||
5.3 | Основы логики. Логические основы компьютера. | |||||
5.4 | Информационные технологии. Коммуникационные технологии. |