Общая характеристика учебного предмета. Информатика и информационные технологии изучаются в 11 классе на базовом уровне

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информатика и информационные технологии изучаются в 11 классе на базовом уровне. В 11 классе идёт как углубленное изучение тем школьного курса информатики ранее изученных в 7-9 классе, так и изучение новых тем. Планирование учебного материала в 11 классе составлено на основе «Примерной программы по информатике и информационным технологиям».

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта базового уровня общего образования.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

1) освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

2) овладение умениямиприменять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

3) развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

4) воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

5) приобретение опытаиспользования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе», должен стать «вещью для нас». Для этого, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности, информационного в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания является моделью (соответственно - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны – тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован, прежде всего, на учащихся-гуманитариев. При этом сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представление данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

· обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

· систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

· заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

· сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания, это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

§ автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

§ АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

§ АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

§ АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения, в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе - всегда существует «носитель» этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой ин­формационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и ис­следования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые являются неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу «открытой автоматизированной системы», т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам, как информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны, это даёт возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения.

Класс

Тема 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 11 часов

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционная система. Защита от несанкционированного доступа к информации. Физическая защита данных на дисках. Вредоносные антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Тема 2. Моделирование и формализация- 8 часов

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. Исследование моделей.

Тема 3. База данных. Системы управления базами данных- 8 часов

Табличные базы данных. Система управления базами данных. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. Поиск записей в табличной БД с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной БД. Иерархические БД. Сетевые базы данных.

Тема 4. Информационное общество- 3 часа

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Тема 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ-4 часа

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение». Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование». Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера». Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

Уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Распределение часов:

Количество часов всего: 34 ч.; в неделю – 1 ч.

Количество практических работ:

Количество контрольных работ:

Планирование составлено на основе:

Учебно-методический комплект для учителя:

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.

Учебно-методический комплект для учащихся:

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office и т.д.

Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата/

Класс

№ урока № темы Наименование раздела Кол-во часов Дата ЗУН Домашнее задание
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. Читать § 1.1. стр.10; стр.15 учебника
1.1 Техника безопасности в кабинете информатики. История развития вычислительной техники.   Знать и соблюдать правила ТБ на уроках информатики Читать § 1.2 С.19
1.2 Архитектура персонального компьютера. Практическая работа № 1 по теме: “Сведения об архитектуре компьютера”.   Знать назначение основных блоков и устройств ПК Читать § 1.3.1-1.3.2, С.25-30
1.3 Операционная система. Практическая работа № 2 по теме: “Сведения о логических разделах дисков”.   Уметь описать процесс установки и загрузки операционной системы; производить перезагрузку компьютера. Знать в чем заключается основное различие между операционной системой и прикладными программами. Читать § 1.4 С.43-48
1.4 Защита от несанкционированного доступа к информации.   Учащийся должны знать какие типы компьютерных вирусов и антивирусных программ существуют, чем они отличаются друг от друга; какова должна быть профилактика заражения Читать § 1.4, С.48-49
1.5 Практическая работа № 3 по теме: “Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи”.   Читать § 1.5, 1.6.1 С. 49-53
1.6 Физическая защита данных на дисках. Вредоносные антивирусные программы.   Читать § 1.6.2., С. 53-61.
1.7 Компьютерные вирусы и защита от них. Практическая работа № 4 по теме: “Защита от компьютерных вирусов”.   Читать § 1.6.3 С. 63-70
1.8 Сетевые черви и защита от них. Практическая работа № 5 по теме: “Защита от сетевых червей”.   Читать § 1.6.4, С. 71-74
1.9 Троянские программы и защита от них. Практическая работа № 6 по теме: “Защита от троянских программ”.   Читать § 1.6.5, С. 75-78
1.10 Хакерские утилиты и защита от них. Практическая работа № 7 по теме: “Защита от хакерских атак”.   Повт. гл.1, Творческое задание
1.11 Контрольная работа № 1 по теме: “Компьютер как средство автоматизации информационных процессов”.      
Моделирование и формализация.  
2.1 Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Знать что такое модели. Чем отличаются модели в различных системах. Уметь различать типы моделей; давать характеристику моделям. Читать § 2.1-2.2 С. 80-84
2.2 Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. Читать § 2.3-2.5 С. 84-88
2.3 Исследование физических моделей. Читать § 2.6.1 С. 89-90
2.4 Исследование астрономических моделей. Читать § 2.6.2, С. 91,92
2.5 Исследование алгебраических моделей. Читать § 2.6.3 С. 92-93
2.6 Исследование геометрических моделей. Читать § 2.6.4. С. 94-95
2.7 Исследование химических и биологических моделей. Читать § 2.6.6, 2.6.7, С. 97-99
2.8 Контрольная работа № 2 по теме: “Моделирование и формализация”.
База данных. Системы управления базами данных. Знать: определение реляционной модели данных. понятия «поле», «запись», «файл»; сущность понятия «структура данных». Иметь представление об иерархической и сетевой модели данных Уметь: описывать и просматривать структуру БД; выполнять основные операции по поддержке БД (зап-ть, ред-ать,уд-ть); задавать прост. усл. поиска; сортировать данные и исп-ть основные формы групп обработки полей; решать простейшие информационные задачи с Access
3.1. Табличные базы данных. Система управления базами данных. Читать § 3.1, 3.2, С. 103-104
3.2 Практическая работа № 8 по теме: “Создание табличной базы данных”. Читать С. 106-108
3.3 Использование формы в табличной базе данных. Практическая работа № 9 по теме: “Создание формы в табличной базе данных”. Читать § 3.2.2, С. 109-112
3.4 Использование фильтров и запросов в табличной базе данных. Практическая работа № 10 по теме: “Поиск записей в табличной базе данных”. Читать § 3.2.3, С. 113-117
3.5 Сортировка записей в табличной базе данных. Практическая работа №11 по теме: “Сортировка записей в БД”. Читать § 3.2.4, С. 117-120
3.6 Иерархические базы данных. Практическая работа №12 по теме: “Создание отчётов в базе данных”. Читать § 3.3, С.120-124
3.7 Сетевые базы данных. Практическая работа №13 по теме: “Создание генеалогического древа семьи”. Читать § 3.4, С.124-126
3.8 Контрольная работа №3 по теме: “База данных”.
Информационное общество Научиться работать в сети Интернет. Корректно пользоваться ресурсами. Соблюдать этику и культуру пользования информационным пространством.
4.1 Право в Интернете. Читать § 4.1
4.2 Этика в Интернете. Читать § 4.2
4.3 Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Читать § 4.3
  Повторение. Подготовка к ЕГЭ
5.1 Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение.
5.2 Алгоритмизация и программирование.
5.3 Основы логики. Логические основы компьютера.
5.4 Информационные технологии. Коммуникационные технологии.

Наши рекомендации