Пояснения для баз практики

Производственная

(тип, вид практики)

для направления подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика», профиль – прикладная математика и информатика

курс _4_____

форма обучения очная

Составитель(и): профессор кафедры информатики Марапулец Юрий Валентинович,

доктор физико-математических наук, доцент;

доцент кафедры математики и физики Водинчар Глеб Михайлович, кандидат физико-математических наук, доцент.

Петропавловск-Камчатский

2016

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

№ редакции документа Описание изменений Автор Дата
ввода в действие пересмотра
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выписка из федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...... 4

2. Цель и задачи практики..................................................................... 4

3. Место практики в структуре основной образовательной программы.................................................................................................... 4

4. Форма, место и период проведения практики...................... 5

5. Перечень формируемых практикой знаний, умений и навыков студентов и перечень компетенций............................................... 6

6. Структура и содержание практики............................................. 6

7. Формы контроля и оценка результатов практики.............. 8

8. Организация самостоятельной работы студентов на практике............................................................................................................................. 9

9. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение практики.............................................. 9

Приложения................................................................................................ 11

1. Выписка из федерального государственного образователь­ного стандарта высшего профессионального образования

Учебным планом по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» в рамках общего профиля «Прикладная математика и информатика» предусмотрено проведение одной производственной практики продолжительностью 4 недели с общим объемом 4 зачетных единицы на 4 курсе (после экзаменов в 7 семестре). Из этих 4 недель 2 проводятся под методическим руководством кафедры математики и физики и 2 — под руководством кафедры информатики.

В результате прохождения производственной практики студент должен подготовить практический материал для выполнения выпускной квалификационной работы, овладеть практическими навыками в области организации и управления при проведении исследований.

2. Цель и задачи практики

Цель производственной практики – сформировать профессиональные навыки, ознакомиться с основными особенностями исследования математических моделей с использованием вычислительной техники. Данные навыки необходимы для успешного написания выпускной квалификационной работы и последующей профессиональной деятельности связанной с использованием вычислительной техники и математических методов в научно-исследовательской, производственной, управленческой деятельности.

Задачи производственной практики: выработка практических умений анализировать математические модели реальных природных и/или социальных систем; закрепление теоретических знаний по прикладной математике; формирование навыков использования пакетов прикладных программ для исследования математических моделей; закрепление навыков в области информатики и программирования на реальных задачах.

3. Место практики в структуре основной образовательной прог­рам­мы

Производственная практика базируется на предварительном освоении содержания основных профессиональных дисциплин.

В результате практики студент должен набрать необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Желательным результатом является получение предложения о трудоустройстве после окончания университета на предприятии — базе практики.

Практика проводится на кафедрах и в лабораториях научно-исследовательских институтов университета, в академических институтах Камчатского края после успешного усвоения студентами дисциплин 7 семестра обучения.

В ходе прохождения практики студентом должны быть закреплены теоретические знания в области математического моделирования и численных методов, проектирования профессионально-ориентрованных информационных систем, а также получены навыки эксплуатации и разработки (в части отдельных стадий или всего цикла) элементов ИС.

4. Форма, место и период проведения практики

Высшее учебное заведение должно иметь базы для организации практики. Практика проводится либо в ВУЗе либо в других организациях, способных обеспечить ее реализацию.

Практика проводится в форме индивидуальной практики и может проводиться:

1. на предприятиях, занимающихся проектированием программного обеспечения, вычислительных машин, систем, комплексов и сетей с применением новых информационных технологий и средств математического обеспечения;

2. на предприятиях, проектно-конструкторских и научно-исследовательских учреждениях занимающихся производством средств вычислительной техники, программного обеспечения, разработкой информационных систем и технологий;

3. на предприятиях, проектно-конструкторских и научно-исследовательских учреждениях использующих средства вычислительной техники, программное обеспечение, информационные системы и технологии;

4. в подразделениях университета.

Практика проходит течение 4 недель с общим объемом 4 зачетных единицы на 4 курсе (после экзаменов в 7 семестре). Из этих 4 недель первые 2 проводятся под методическим руководством кафедры математики и физики и посвящены формированию навыков по анализу математических моделей, использования пакетов прикладных программ для исследования математических моделей. Вторые 2 недели проводятся под методическим руководством кафедры Информатики и посвящены формированию навыков по разработке и проектированию программного кода, реализующего прикладные программы для решения задач исследования математических моделей.

5. Перечень формируемых практикой знаний, умений и навыков студентов и перечень компетенций

В ходе прохождения производственной практики у студента формируются следующие навыки и умения: навыки использования пакетов прикладных программ и программирования; умение реализовывать формальные математические модели в синтаксисе пакетов прикладных программ; умение интерпретировать результаты анализа математической модели в терминах предметной области.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики:

1. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

2. способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями (ОК-14);

3. способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15);

4. способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат (ПК-3);

5. способность в составе научно-исследовательского и производственного коллектива решать задачи производственной деятельности (ПК-4);

6. способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников (ПК-6);

7. способность формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, профессиональных и этических позиций (ПК-8);

8. способность решать задачи производственной и технологической деятельности на профессиональном уровне, включая разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования (ПК-9);

9. способность применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии (ПК-10).

6. Структура и содержание практики

Базовая часть программы (инвариант)

Оформление на прохождение практики на базе, прохождение инструктажа по пожарной безопасности, защите труда и других видов инструктажа (в зависимости от специфики учреждения). Общее ознакомление с базой практики. Научно-исследовательские подразделения базы практики. Содержание работы подразделения, в котором проходится практика.

Математические методы и информационные технологии, используемы в подразделении. Классы математических моделей. Системное и прикладное программное обеспечение, используемое в подразделении.

Участие в работах подразделения, содержание которых соответствует сфере деятельности математика-программиста, специалиста по математическому моделированию, например: обоснование, разработка и исследование математических и компьютерных моделей процессов и систем; интерпретация результатов моделирования; анализ экспериментальных данных; разработка программного обеспечения.

Сбор материала для написания выпускной квалификационной работы.

Подготовка отчетной документации.

Научно-исследовательская часть программы

Данная составляющая практики реализуется в том случае, если в качестве базы практики выступает организация или подразделение ведущее научно-исследовательскую деятельность: научно-исследовательские институты и/или лаборатории, научно производственные организации и т. п.

В этом случае деятельность студента-практиканта должна включать:

1. изучение специальной литературы и другой научно-технической информации о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

2. участие в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

3. осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме НИР;

4. участие в составлении отчетов по теме НИР или ее разделу.

Тематическое планирование

№ п./п. Содержание работ Сроки Промежуточная отчетность
1. Изучение математических методов, используемых на базе практики 1 неделя Представление методисту кафедры математики и физики проекта соответствующего раздела отчета по практике
2. Участие в научной и производственной деятельности базы практики, связанной с использованием математических методов 2 неделя Представление методисту кафедры математики и физики проекта соответствующего раздела отчета по практике
4. Изучение компьютерных методов, используемых на базе практики 3 неделя Представление методисту кафедры информатики проекта соответствующего раздела отчета по практике
5. Участие в научной и производственной деятельности базы практики, связанной с использованием математических методов 4 неделя Представление методисту кафедры информатики проекта соответствующего раздела отчета по практике

7. Формы контроля и оценка результатов практики

Работа студентов контролируется и оценивается на основе анализа их деятельности в соответствии с должностными обязаннос­тями и отчетной документации.

Оценка деятельности проводится администрацией базы практики и ме­тодистом выпускающей кафедры. Оценка базы практики оформ­ляется в виде характеристики студента-практиканта на бланке предп­риятия (учреждения). В этой характеристике указываются выпол­няв­шиеся студентом должностные обязанности, выполненный им объем работ, отношение к работе, соблюдение трудовой дисциплины. Харак­теристика подписывается руководителем предприятия (учреж­де­ния) и заверяется печатью.

Оценка, выставляемая методистом выпускающей кафедры, оформляется в виде заключения, с указанием видов выполненных работ и соответствия их квалификационным требованиям, указанным в ГОС ВПО.

Руководитель практики выставляет итоговую оценку на основе анализа отчетной документации и оценок, выставленных на базе практики и преподавателем, обеспечивающим методическое сопровож­дение практики.

По итогам практики студенту выставляется дифференцированная оценка по следующим критериям:

«Отлично» ставится, если студент полностью выполнил все задания, успешно прошел все формы текущей аттестации, сдал грамотную и качественно выполненную отчетную документацию по научно-исследовательской части практики;

«Хорошо» ставится, если студент в основном выполнил задания, прошел все формы текущей аттестации, сдал выполненную отчетную документацию, содержащую отдельные недочеты, мелкие ошибки;

«Удовлетворительно» ставится, если студент выполнил большую часть заданий, прошел все формы текущей аттестации, сдал выполненную отчетную документацию, содержащую существенные ошибки;

«Неудовлетворительно» ставится, если студент не выполнил большую часть заданий или не прошел, все формы текущей аттестации или не сдал отчетную документацию.

Итоги практики обсуждаются на заседании выпускающей кафедры.

8. Организация самостоятельной работы студентов на практике

Основными видами самостоятельной работы являются анализ технических заданий, изучение математических методов и вычислительных технологий, подготовка отчетной документации по практики.

9. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение практики

Антонов А.В. Системный анализ. - М.: Высшая школа, 2004.

Марк Спортак, Френк Паппас и др. Компьютерные сети и сетевые техноло­гии. - ТИД «ДС», 2002.

Олифер В. Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009.

Пытьев Ю. П. Методы математического моделирования измерительно-вычислительных систем. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004.

Пятибратов и др. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. —ФИС, 1998.

Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. — М.: Физматлит, 2001.

Стивен Браун. Виртуальные частные сети. — М.: Лори, 2001.

Столлингс В. Современные компьютерные сети, 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003.

Таненбаум Э. Компьютерные сети, 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002.

Уолрэнд Дж. Телекоммуникационные и компьютерные сети. Вводный курс. — М.: Постмаркет, 2001.

Чуличков А. И. Математические модели нелинейной динамики. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000.

Электронные библиотеки www.ibooks.ru, www.elibrary.ru, математические сайты www.exponenta.ru, www.eqworld.ipmnet.ru, www.mathnet.ru.

Оборудование, необходимое для проведения практики – персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть и имеющие выход в Интернет.

Программное обеспечение – операционные системы семейств Linux или Windows, системы компьютерной алгебры MAPLE и MAXIMA, математический пакет SciLAB, пакет подготовки математических публикаций LaTEX, пакеты программ для разработки программного кода MS Vusual Studio, Qt.

Приложения

Приложение А

Пояснения для баз практики

Для успешного прохождения студентом Университета практики руководителем предприятия назначается куратор (руководитель практики от предприятия) - опытный сотрудник, определяющий состав решаемых студентом-практикантом задач.

В обязательном порядке студент знакомится с внутренним распорядком предприятия и проходит инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Студент должен находиться в месте прохождения практики полный рабочий день.

В случае возникновения каких-либо нештатных ситуаций руководитель предприятия, либо уполномоченное лицо ставит в известность о произошедшем руководителя практики или сотрудников отдела практики Университета.

Приложение Б

Наши рекомендации