Лабораторных и студийных занятий

№ недели Название семинарских, практических, лабораторных и студийных занятий Объем в часах
Представление данных в памяти ЭВМ. Кодирование вещественных чисел
Моделирование работы узлов компьютера
Классификация архитектур ЭВМ
Поколения и основные характеристики микропроцессоров. Технологии производства
Конвейерная обработка команд
Изучение компонентов системного блока и материнской платы ПК
Исследование порядка запуска компьютера
Основные программные неисправности в работе компьютера и методы их устранения
Определение конфигурации и оценка производительности ПК. Аппаратные неисправности
Изучение принципов работы процессора на действующем ПК. Поддержка оборудования
Настройка компьютерной системы средствами программы SETUP
Оптимизация скорости и производительности диска. Утилиты для работы с жесткими дисками и разделами
Утилиты для работы с компакт дисками и создание загрузочных данных
Возможные настройки ОС для поддержки сетевых компьютеров для локальных и глобальных сетей
Защита данных от вирусов и методы работы антивирусных программ

РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНЫХ И СТУДИЙНЫХ РАБОТ

Лабораторная работа №1

Тема:Представление данных в памяти ЭВМ. Кодирование

Вещественных чисел

Цель работы: Изучить способы и методы кодирования и декодирования вещественных чисел.

Задание:

1. Осуществить перевод целых и вещественных чисел из одной системы счисления в другую.

2. Осуществить выполнение арифметических операций над вещественными числами, представленными в двоичном коде.

3. Осуществить выполнение арифметических операций над вещественными числами, представленными в формате с плавающей запятой.

Контрольные вопросы

1. В чем понятие экономичности системы счисления?

2. Для чего используют прямой и дополнительный код?

3. Чему равен вес разряда в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления, слева от точки, разделяющей целую и дробную часть?

4. Чему равен вес разряда в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления, справа от точки, разделяющей целую и дробную часть?

Форма и содержание отчета: текстовый документ.

Лабораторная работа №2

Тема: Моделирование работы узлов компьютера

Цель работы: Изучить узлы компьютера и смоделировать их работу в программной среде или приложении: регистры; дешифраторы; шифраторы; схемы сравнения кодов; электронные счетчики; сумматоры.

Задание: Составить и отладить программную модель работы узлов компьютера.

Контрольные вопросы

1. Компьютер и алгебра логики: как они связаны?

2. Охарактеризуйте параметры логических элементов.

3. Что представляет собой логическое устройство?

4. Перечислите логические узлы ЭВМ.

5. Охарактеризуйте назначение логических узлов.

Форма и содержание отчета: Книга в Excel с демонстрацией моделирования работы узлов компьютера.

Лабораторная работа №3

Тема: Классификация архитектур ЭВМ

Цель работы: Ознакомиться с различными классификациями архитектур ЭВМ, провести анализ критериев классификации.

Задание: Рассмотреть примеры некоторых архитектур и ознакомиться с классами архитектур.

Контрольные вопросы

1. Приведите характеристику каждого из четырех классов архитектуры согласно классификации по режиму выполнения.

2. Как классифицируются архитектуры ЭВМ с параллельной обработкой данных?

3. Что такое вычислительные системы и каковы их разновидности?

4. Какими причинами объясняется принципиальная невозможность создания ЭВМ, удовлетворяющей высоким требованиям различных задач по производительности и по объему памяти?

Форма и содержание отчета: презентация.

Лабораторная работа №4

Тема: Поколения и основные характеристики микропроцессоров. Технологии производства

Цель работы: Ознакомиться с поколениями и основными характеристиками микропроцессоров.

Задание: Изучить классификацию микропроцессоров, технологию производства и основные характеристики.

Контрольные вопросы

1. Какие виды технологии производства микропроцессоров вам известны?

2. Как конструктивно выполнены современные процессоры?

3. Перечислите и прокомментируйте основные параметры процессора. Форма и содержание отчета: презентация.

Лабораторная работа №5

Тема: Конвейерная обработка команд

Цель работы: Ознакомиться с современным состоянием разработки

конвейерной обработки команд, сделать соответствующие

выводы.

Задание: Изучить связь возможности конвейерной обработки с разделением процесса выполнения команд на последовательные этапы: выборки команды, дешифровки, выборки операндов, выполнения команды, запись результата в память.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные методы повышения производительности современных вычислительных систем.

2. Как влияет количество команд в последовательности на эффективность работы конвейера?

3. При каком соотношении длительностей микроопераций работа конвейера наиболее эффективна?

4. Как влияет на эффективность работы конвейера изменение длительности первой микрооперации?

5. Как влияет на эффективность работы конвейера изменение длительности последней микрооперации?

Форма и содержание отчета: презентация.

Лабораторная работа №6

Тема: Изучение компонентов системного блока и материнской платы ПКЦель работы: Приобретение практических навыков по сборке – разборке, конфигурированию персонального компьютера (ПК).

Задание:

1. Подготовить рабочее место (инструменты и техническую документацию).

2. Подготовить составные части системного блока. 3. Установить перемычки на материнской плате, микропроцессор, модуль оперативной памяти, видеоадаптер в системный блок, флоппи дисковод и винчестер.

4. Сделать выводы по выполненной работе.

Контрольные вопросы

1. Какие требования к одежде?

2. Какие инструменты нужны для сборки ПК ?

3. Как надо подсоединять шнур питания к материнской плате?

4. Как установить флоппи дисковод и винчестер?

5. Какие шлейфы применяются для сборки ПК? Форма и содержание отчета: Отчет должен содержать: название; цель работы; порядок выполнения работы с описанием действий; выводы.

Лабораторная работа №7

Тема: Исследование порядка запуска компьютера

Цель работы: Уяснить порядок начальной загрузки компьютера, знать ее

этапы, возможные неисправности и методы их диагностики.

Задание:

1. Изучить порядок запуска компьютера.

2. Отметить версию BIOS.

3. Указать протестированный объем памяти.

4. Изучив таблицу и установить: сколько жестких дисков имеет компьютерная система и каков их объем; имеются ли дисководы гибких дисков и каковы параметры используемых гибких дисков; сколько последовательных и параллельных портов имеется в наличии; к какому типу относятся микросхемы, размещенные в банках памяти?

5. Определить тип операционной системы, Заполнить таблицу отчета.

Контрольные вопросы

1. Каков порядок загрузки компьютера?

2. Как оповещает система о неисправности оборудования?

Лабораторная работа №8

Тема: Основные программные неисправности в работе компьютера и методы их устранения

Цель работы: Научиться выявлять сбои, определять их возможную причину, добавлять оборудование в систему, а также устанавливать драйверы и отменять их установку.

Задание:

1. Моделирование «зависания» компьютера.

2. Описать признаки «зависания» компьютера и действия по его устранению.

Контрольные вопросы

1. Чем могут порождаться программные неисправности, возникающие в ра боте компьютера?

2. Перечислите основные признаки «зависания» операционной системы Форма и содержание отчета: Формулировка варианта задания. Последова тельность действий выполнения задания. Результаты выполнения. Выводы.

Лабораторная работа №9

Тема: Определение конфигурации и оценка производительности ПК. Аппаратные неисправности

Цель работы: Изучение реализации технологии выявления признаков «зависания компьютера» и моделирование «зависания компьютера».

Задание:

Для выполнения лабораторной работы необходимо изучить основные признаки сбоев в работе ПК и примы работы с ПК при «зависании».

1. Определение модели процессора и объема оперативной памяти.

2. Моделирование ошибок при замене внутренних компонентов компьютера.

3. Самостоятельно сделайте вывод: какие внутренние компоненты компьютера являются критичными для его нормальной работы, а без каких устройств компьютер может продолжать работу.

Контрольные вопросы

1. Какие аппаратные ошибки бывают при подключении дополнительных накопительных дисков на компьютер.

2. Какие аппаратные ошибки бывает при соединении основных частей ПК.

3. При аппаратной ошибке внутренних частей системного блока, подаются звуковые сигналы. Ошибка каких частей выводит такие сигналы?

4. У ПК есть устройства ввода и вывода. Какие ошибки бывает у устройства ввода и вывода.

5. Какие ошибки бывает при подключении и при работе дополнительных устройств.

Форма и содержание отчета: Формулировка варианта задания. Последовательность действий выполнения задания. Результаты выполнения. Выводы.

Лабораторная работа №10

Тема: Изучение принципов работы процессора на действующем ПК. Поддержка оборудования

Цель работы: Научиться выявлять сбои, определять их возможную причину, добавлять оборудование в систему, а также устанавливать драйверы и отменять их установку.

Задание:

1. Проверьте работу оборудования, сделайте диагностику устройств.

2. Опишите порядок установки драйвера внутренных устройств ПК (сетевая карта, видео карта, и.т.д.).

3. Опишите порядок установки драйвера дополнительных устройств ПК (сканер, принтер, и.т.д.).

Контрольные вопросы

1. Как можно устранить неполадки конфигурации, связанные с драйверами?

2. Что требуется знать, чтобы обновить драйвер?

Форма и содержание отчета: Формулировка варианта задания. Последовательность действий выполнения задания. Результаты выполнения. Выводы.

Лабораторная работа №11

Тема: Настройка компьютерной системы средствами программы SETUPЦель работы: Уяснить основные типы параметров компьютера, настраиваемых программой SETUP, знать наиболее часто настраиваемые параметры и порядок их установки: загрузка операционной системы с различных носителей (дискета, жесткий диск, CD-ROM), выбор параметров защиты, проведение авто определения жестких дисков.

Задание:

1. Осуществите запуск программы SETUP.

2. Проверьте установку системных часов, системного календаря, количество и объем жестких дисков.

3. Проверьте: с какого диска начинается запуск компьютера, просмотрите и отметьте все возможные для данного компьютера варианты запуска.

Контрольные вопросы

1. Перечислите варианты загрузки компьютера.

2. Каковы факторы, определяющие эффективность ВС

Форма и содержание отчета: Формулировка варианта задания. Последовательность действий выполнения задания. Результаты выполнения. Выводы.

Лабораторная работа №12

Тема: Оптимизация скорости и производительности диска. Утилиты для работы с жесткими дисками и разделами

Цель работы: Ознакомиться с утилитами для работы с жесткими дисками и разделами.

Задание:

1. Разделы жесткого диска (HDD). Опишите порядок работы: как можно разбить HDD с помощью Partition Magic на разделы.

2. Объедините разделы жесткого диска.

3. Скопируйте данные диска на другой диск.

Контрольные вопросы

1. Какая программа работает с дисками и разделами? Укажите достоинства и недостатки этой утилиты.

2. Для чего они предназначены программы мультизагрузчики?

Форма и содержание отчета: Формулировка варианта задания. Последовательность действий выполнения задания. Результаты выполнения. Выводы.

Лабораторная работа №13

Тема: Утилиты для работы с компакт дисками и создание загрузочных данных

Цель работы: Научиться записывать данные на компакт диски, создавать образы, контролировать скорость вращения, тестировать, создавать виртуальные компакт диски

Задание:

1. Опишите порядок стирания с диска и создание диска (разного формата).

2. Опишите порядок создание образа диска.

3. Опишите порядок создание виртуального диска, создания и печати обложек для CD и DVD.

Контрольные вопросы

1. Каковы наиболее вероятные причины отказа при создании образа диска?

2. Как избежать неполадок в дальнейшей работе с дисками?

Форма и содержание отчета: Формулировка варианта задания. Последовательность действий выполнения задания. Результаты выполнения. Выводы.

Лабораторная работа №14

Тема: Возможные настройки ОС для поддержки сетевых компьютеров для локальных и глобальных сетей

Цель работы: Ознакомиться с компьютерными сетями, стеком протоколов TCP/IP и такими понятиями, как «IP-адрес», «общий ресурс», «разрешения» и «доменная политика»

Задание:

1. Создайте рабочую группу и имя компьютера в этой группе.

2. Определите общий доступ к данным.

3. Опишите порядок настройки локальной и глобальной сети.

Контрольные вопросы

1. Какие устройства нужны для создания локальной и глобальной сети.

2. Как можно настроит интернет-браузер

Форма и содержание отчета: Формулировка варианта задания. Последовательность действий выполнения задания. Результаты выполнения. Выводы.

Лабораторная работа №15

Тема: Защита данных от вирусов и методы работы антивирусных программ

Цель работы: Изучить работу антивирусных программ и способы защиты от вирусов

Задание:

1. Опишите порядок обновления антивирусных программ, установленных на

компьютере с выходом в Интернет и без Интернета.

2. Опишите порядок проверки накопителей информации с помощью антиви-

русных программ.

Контрольные вопросы

1. Как можно восстановить файлы поврежденные вирусами?

2. Как избежать заражения компьютера компьютерным вирусом? Форма и содержание отчета: Формулировка варианта задания. Последовательность действий выполнения задания. Результаты выполнения. Выводы.

7. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

§ задания для СРСП,

§ задания для СРС.

СРСП №1, №2.

Тема: Представление информации в компьютере, методы кодирования

информации(6 ч.) Цель: Проверка и коррекция знаний по способам и методам представления

информации в компьютере и кодирования информации. Форма проведения: Практическое занятие по решению задач.

СРСП №3.

Тема: Логические основы компьютера, элементы и узлы (3ч.)

Цель: Проверка и коррекция знаний по логическим основам компьютера, элементам и узлам. Форма проведения: Практическое занятие по решению задач.

СРСП №4, №5, №6.

Тема: Форматы команд. Способы адресации. Система операций(9 ч.)

Цель: Изучение форматов команд МП 8080. Сравнение способов адресации

команд и данных в МП 8080, формулирование выводов. Форма проведения: семинар

Задание.

Используя материалы лекций 4, 5, 6, 7 провести сравнение способов адресации команд и данных в МП 8080, сформулировать выводы.

Почему прямая адресация данных представляется наиболее удобной с точки зрения программиста МП-системы?

Почему применение команд с косвенной регистровой адресацией предпочтительно с точки зрения экономии объема памяти МП-системы?

СРСП №7.

Тема: Общие принципы организации памяти ЭВМ(3 ч.) Цель: Изучение многоуровневой организации памяти. Форма проведения: семинар

Задание.

Используя материалы лекции 8, 9 изучить вопросы функциональной и структурной организации памяти ЭВМ. Рассмотреть принципы построения и функционирования, а также характеристики различных типов запоминающих устройств ЭВМ.

СРСП №8.

Тема: Организация памяти(3 ч.)

Цель: Расчет емкости памяти, времени доступа к памяти при считывании.

Форма проведения: Практическое занятие по решению задач.

СРСП №9.

Тема: Интерфейсы(3 ч.)

Цель: Построение схем сигнальными уровнями для передачи данных по интерфейсу RS-232-C. Форма проведения: Практическое занятие по решению задач.

СРСП №10.

Тема: Классы архитектур микропроцессорных систем(3 ч.) Цель: Изучение классов архитектур микропроцессорных систем. Форма проведения: семинар

Задание.

Используя материалы лекций 12, 13, 14, 15 изучить классы архитектур микропроцессорных систем, существующую классификацию систем параллельной обработки данных, организацию параллелизма вычислений в современных процессорах.

Ознакомиться с видами технологий производства МП, поколениями МП и их основными характеристиками.

СРС №1

Тема: Представление информации в ЭВМ, методы кодирования(7 ч.) Цель: Изучение вопросов о представлении информации и методов кодирования текстовой, числовой, графической, звуковой информации.

Задание:

Используя рекомендованную литературу составить конспект и перечень вспомогательных вопросов для раскрытия темы.

СРС №2

Тема: Логические основы компьютера, элементы и узлы(7 ч.) Цель: Формирование представлений о логических основах компьютера, элементах и узлах.

Задание:

Используя рекомендованную литературу составить конспект и перечень вспомогательных вопросов для раскрытия темы.

СРС №3

Тема: Процессор, структура и функционирование(8 ч.)

Цель: ознакомление и усвоение знаний о структуре процессора и его характеристик, изучение принципа работы процессора и способов его ускорения.

Задание:

Используя рекомендованную литературу и Интернет-ресурсы составить конспект и построить генеалогическое дерево семейства процессоров Intel.

СРС №4

Тема: Концепция многоуровневой памяти(8 ч.)

Цель: Ознакомление с иерархической структурой памяти ЭВМ, изучение назначения различных видов памяти, их характеристик и принципов работы; формирование понимания взаимодействия внутренней памяти с другими устройствами, в частности с процессором.

Задание:

Используя рекомендованную литературу и Интернет-ресурсы составить глоссарий к теме.

8. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАННОСТИОБУЧАЮЩИХСЯ (УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ):

§ тестовые задания,

§ задания для текущего, рубежного и промежуточного контроля

1. Расцвет первого поколения ЭВМ приходился на____________годы

A) 1965-1966 B) 1958-1960 C) 1945-1951

D) 1951-1954 E) 1975-1980

2. Количество обрабатываемых бит данных за один такт показывает параметр
процессора

A) размер кэш-памяти

B) разрядность

C) рабочая тактовая частота

D) коэффициент умножения тактовой частоты

E) тактовая частота

3. Расцвет второго поколения ЭВМ приходился на_______________годы

A) 1951-1954 B) 1958-1960 C) 1971-1974

D) 1965-1966 E) 2000 -годы

4. Элементной базой процессора первого поколения ЭВМ являлись

A) ферритовые сердечники

B) транзисторы

C) электронно-лучевые трубки

D) электронные лампы

E) БИС

5. Байт содержит

A) 8 бит B) 4 бита C) 8 символов

¶D) 8 или 16 бит E) 1024 бит

6. Максимальное быстродействие процессора ЭВМ третьего поколения
оп/с

A) 109 B) 108 C) 106 D) 107 E) 103

7. Набор микросхем, предназначенных для временного хранения данных,
называется

A) ОЗУ B) чипсет C) ПЗУ

D) регистры E) BIOS

8. Кэш-память является памятью

A) постоянной

B) виртуальной

C) оперативной

D) сверхоперативной

E) внешней

9. 1 Тбайт равен

A) 1024 Мбайт B) 1000 Гбайт C) 1024 Гбайт

D) 1024 Кбайт E)1024 байт

10. Кэш-память первого уровня выполняется

A) в модулях оперативной памяти

B) в виде отдельного кристалла на материнской плате

C) в одном кристалле с процессором

D) на чипсете

E)на внешних носителях

11. В универсальных вычислительных системах используются процессоры
A) КISC B) RISC C) CISC

D) RISК E) COSC

12. Процессоры с сокращенной системой команд обозначаются

A) CISC B) RISК C) КISC

D) RISC E) COSC

13. Из перечисленного: 1) разрядность; 2) форморазмер; 3) количество кри­
сталлов; 4) рабочая тактовая частота; 5) размер кэш-памяти, – основными па­
раметрами процессора являются

A) 1, 4, 5 B) 1, 2, 3 C) 1, 3, 5 D) 3, 4, 5 E) 4,5

14. 1 Мбайт равен

A) 1024 Гбайт B) 1024 Кбайт C) 1000 Кбайт

D) 1024 байт E) 210 байт

15. Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией?

A) НЖМД

B) НГМД

C) CD-ROM

D) Микросхемы ОЗУ

E) внешней памяти

16. Многопроводная линия для информационного обмена данными между
устройствами компьютера называют

A) плоттером

B) ¶контроллером

C) магистралью

D) модемом

E) кабелем

17. Текст занимает 0,25 Кбайт памяти. Сколько символов содержит текст A) 256 B) 2048 C) 32 D) 2000 E) 20

18. Устройство управления является частью

A) ОЗУ B) ПЗУ C) процессора

D) АЛУ E) Магистрали

19. Компьютер обрабатывает информацию, формой представления которой
являются

A) электромагнитные колебания

B) числа

C) символы

D) числа и символы

E) рисунки

20. Принадлежность к тому или иному поколению определяется следующим
показателем:

A) техническими характеристиками

B) программным обеспечением

C) элементной базой

D) габаритными размерами

E) временем распространения

21. Прямой доступ к информации, хранящейся в оперативной памяти, имеет

A) дисковод для ГМД

B) процессор

C) монитор

D) винчестер

E) принтер

22. Выберите, какие три характеристики вычислительных машин считаются
самыми важными: 1) быстродействие; 2) емкость внутренней памяти; 3) по­
коление ЭВМ; 4) габариты (размеры); 5) год выпуска; 6) разрядность.

A) 1, 2, 3 B) 1, 2, 6 C) 2, 4, 5

D) 3, 5, 6 E) 5,6

23. Изображение представлено прямоугольной матрицей точек при способе
отображения графической информации

A) комбинированном

B) векторном

C) растровом

D) матричном

E) фрактальном

24. Графический режим осуществляет

A) видеоадаптер

B) процессор

C) видеопамять

¶D) BIOS

E) Монитор

25. Из перечисленных пунктов: 1) выборка; 2) занесение результата; 3) вы­
полнение; 4) перенос данных – процесс выполнения команды состоит из

A) 1, 2, 3 B) 2, 3 C) 1, 3 D) 1, 4 E) 2,4

26. После считывания команды из памяти содержимое счетчика команд

A) увеличивается на 1

B) уменьшается на 1

C) увеличивается на 2

D) не изменяется

E) уменьшается на 2

27. Количество обращений к памяти в каждом машинном цикле

A) два

B) зависит от вида команды

C) одно

D) ноль

E) зависит от количества процессоров

28. Элемент программы, приводящий к выполнению определенных действий,
называется

A) макрокомандой

B) командой

C) микрокомандой

D) транзакцией

E) инструкцией

29. Преобразование информации, выполняемое машиной под воздействием
одной команды, называется

A) транзакцией

B) микропрограммой

C) микрооперацией

D) операцией

E) инструкцией

30. Из перечисленных частей: 1) операционная; 2) регистровая; 3) адресная;
4) сегментная – команда состоит из

A) 1, 2, 3, 4 B) 1, 2, 4 C) 1, 3 D) 2, 3 E) 2, 4

31. Если ЭВМ выполняет M различных операций, то число разрядов в коде
операций должно быть не меньше

A) lg M B) log2 M C) 2M D) 2 M E) M

32. Из перечисленных функций: 1) дешифрация команд; 2) выполнение логи­
ческих операций; 3) формирование адресов памяти – устройство управления
реализует

A) 1, 2, 3 B) 1, 3 C) только 1 D) только 3 E) 2

33. Из перечисленных пунктов: 1) сумматор; 2) регистр команд; 3) указатель
команд; 4) управляющие регистры – устройство управления содержит

A) 2, 3 B) 1, 4 C) 2, 3, 4 D) только 2 E) 1

¶34. Выполнение основных операций по обработке информации в процессоре
обеспечивает

A) регистры

B) память

C) устройство управления

D) АЛУ

E) операционная система

35. Из перечисленных функций: 1) дешифрация команд; 2) выполнение логи­
ческих операций; 3) формирование адресов памяти – АЛУ реализует

A) 1, 2, 3 B) только 1 C) только 2

D) 1, 2 E) 1, 3

36. Основу АЛУ составляет

A) дешифратор

B) сумматор

C) ПЛМ

D) устройство управления

E) указатель команд

37. Под архитектурой процессора понимается

A) структура

B) внутренняя реализация программной модели

C) аппаратная модель

D) программная модель

E) микропрограммная модель

38. Под микроархитектурой процессора понимается

A) аппаратная модель

B) программная модель

C) внутренняя реализация программной модели

D) микропрограммная модель

E) структура

39. Из перечисленных пунктов: 1) АЛУ; 2) устройство управления; 3) ОЗУ; 4)
регистры – в состав микропроцессора входят

A) 1, 2 B) 1, 2, 4 C) только 4 D) 1, 3 E) 2, 3

40. История 32-разрядных процессоров началась с процессора

A) Pentium B) 80386 C) 80486

D) 80286 E) Pentium IV

41. Разбивка выполнения каждой инструкции в процессоре на несколько эта­
пов называется

A) конвейеризацей

B) суперскалярностью

C) продвижением данных

D) распараллеливанием

E) разбивкой

42. Процессор, который имеет более одного конвейера, называется
A) суперскалярным

B) ¶мультиконвейерным

C) скалярным

D) параллельным

E) конвейерным

43. Двухпотоковым процессором является

A) Pentium B) 80386 C) Pentium Pro

D) 80486 E) 80286

44. Обойти архитектурные ограничения на возможность параллельного ис­
полнения инструкций позволяет

A) исполнение по предположению

B) предсказание переходов

C) продвижение данных

D) переименование регистров

E) исполнение с изменением последовательности инструкций

45. Моменты возникновения событий, требующих прерывания программ

A) предварительно задаются

B) определены тактовой частотой

C) заранее неизвестны

D) вычисляются процессором

E) подсчитываются в АЛУ

46. Прерывания необходимы при обмене данными с

A) медленнодействующими ПУ

B) оперативной памятью

C) большим числом асинхронно работающих ПУ

D) процессором

E) ВЗУ

47. Совокупность аппаратных и программных средств для реализации пре­
рываний называется

A) прямым доступом к памяти

B) обработчиком прерываний

C) контроллером прерываний

D) системой прерываний

E) таблицей прерываний

48. Из перечисленных пунктов: 1) время реакции; 2) затраты времени на пе­
реключение программ; 3) глубина прерывания; 4) разрядность вектора пре­
рывания – характеристиками системы прерывания являются

A) 1, 2, 3 B) 1, 2, 4 C) 1, 2, 3, 4 D) 3, 4 E) только 4

49. Промежуток времени между появлением запроса прерывания и началом
выполнения прерывающей программы называется

A) быстродействием системы прерываний

B) периодом обработки

C) временем ответа

D) временем реакции

E) ступенью прерывания

¶50. Максимальное число программ, которые могут прерывать друг друга, на­
зывается

A) разрядностью контроллера прерываний

B) допустимой длиной очереди запросов

C) уровнем системы прерываний

D) глубиной прерывания

E) ступенью прерывания

51. Ситуация, когда запрос на прерывание окажется необслуженным к мо­
менту прихода нового запроса от того же источника, называется

A) замещением запроса

B) сбоем системы обслуживания

C) переполнением очереди

D) насыщением системы прерываний

E) необслуженным запросом

52. При насыщении системы прерываний предыдущий запрос от данного ис­
точника будет

A) обработан в первую очередь

B) утрачен

C) поставлен в очередь

D) объединен с предыдущим

E) выполнен при первой возможности

53. Совокупность запросов, инициирующих одну и ту же прерывающую про­
грамму, образует

A) класс или уровень прерывания

B) тип прерывания

C) группу обработки

D) пакет запросов

E) таблицу прерывания

54. Из перечисленных пунктов: 1) уменьшение объема аппаратуры; 2) увели­
чение объема аппаратуры; 3) ускорение работы системы прерывания; 4) за­
медление работы системы прерывания – для объединения запросов в классы
прерываний характерно

A) 2, 4 B) 1, 3 C) 2, 3 D) 1, 4 E) только 3

55. Вся необходимая информация для перехода к прерывающей программе
содержится в

A) контроллере прерывания

B) контроллере ПУ

C) BIOS

D) векторе прерывания

E) таблице прерываний

56. Запрос, имеющий абсолютный приоритет

A) является первым кандидатом на обслуживание

B) прерывает выполняемую программу

C) обнуляет очередь

¶D) становится в общую очередь

E) выполняется при первой возможности

57. Минимальный уровень приоритета запросов, которым разрешается пре­
рывать программу, называется

A) уровнем насыщения

B) порогом прерывания

C) абсолютным приоритетом

D) относительным приоритетом

E) ступенью прерываний

58. Количество типов прерываний в процессорах х86 A) 256 B) 128 C) 16 D) 8 E) 2

59. Аппаратное прерывание – это прерывание

A) от периферийных устройств

B) немаскируемое

C) от схем питания и контроля правильности передачи данных

D) от процессора

E) маскируемое

60. Количество линий прерываний от ПУ в машинах типа IBM PC/AT
A) 256 B) 8 C) 16 D) 15 E) 2

61. Из перечисленных пунктов: 1) ПУ; 2) команды программных прерыва­
ний; 3) процессор – источниками прерываний могут быть

A) только 1 B) 1, 2, 3 C) только 1

D) только 2 E) только 3

62. Наивысший уровень приоритета в машинах типа IBM PC/AT имеет

A) контроллер жесткого диска

B) таймер

C) клавиатура

D) сопроцессор

E) CD-ROM

63. Ситуация, когда два контроллера посылают запросы прерываний на одну
линию, называется

A) конфликтом прерываний

B) конкуренцией контроллеров

C) очередностью запросов

D) коллизией

E) ошибкой

64. Из перечисленных входов прерываний процессора х86: 1) INT; 2) NMI –
сигналы аппаратных прерываний подаются

A) на 1 и 2 B) только на 1 C) только на 2

D) ни на 1, ни на 2 E) нет разницы

65. Из перечисленных пунктов: 1) формирование вектора прерывания; 2) оп­
ределение запроса с максимальным приоритетом; 3) восприятие сигналов от
ПУ; 4) генерирование сигнала прерывания – функциями контроллера преры­
вания являются

¶A) 1, 3 B) 2, 3, 4 C) 1, 2, 3, 4 D) 2, 4 E) только 1

66. Из перечисленных пунктов: 1) восстановление состояния прерванной
программы; 2) возврат к прерванной программе; 3) запоминание состояния
прерываемой программы; 4) осуществление перехода к прерывающей про­
грамме – обработка прерывания осуществляется в последовательности

A) 3, 1, 4, 2 B) 3, 4, 1, 2 C) 4, 3, 2, 1

D) 1, 4, 3, 2 E) 1, 2, 3, 4

67. Из перечисленных запросов прерываний: 1) от таймера; 2) генерируемых
командой INT; 3) от схем питания; 4) от схем контроля правильности переда­
чи данных – к немаскируемым относятся

A) 3, 4 B) 1, 2, 3, 4 C) 1, 3, 4

D) только 2 E) только 1

68. Немаскируемое прерывание относительно маскируемого выполняется

A) в зависимости от типа

B) медленнее

C) одинаково

D) быстрее

E) зависит от схем питания

69. Прерывание из-за ошибки деления на ноль генерируется

A) схемами контроля правильности передачи данных

B) контроллером

C) программой

D) процессором

E) таймером

70. Из перечисленных пунктов: 1) подтверждение прерывания не выдается;
2) прерывания нельзя запретить; 3) процедура обработки не вызывается; 4)
тип прерывания предопределен – особенностями внутренних прерываний яв­
ляются

A) 1, 2, 4 B) 2, 4 C) 1, 3

D) 1, 3, 4 E) только 4

71. Из перечисленных источников прерываний: 1) ошибка деления; 2) одно-
шаговый режим; 3) схемы питания; 4) команда INT – внутренние прерывания
генерируют

A) 1, 2, 4 B) 3, 4 C) 1, 2, 3, 4

D) 1, 2, 3 E) только 1

72. Из перечисленных видов прерываний: 1) пошаговой работы; 2) при пере­
полнении; 3) из-за ошибки деления; 4) маскируемое INT; 5) инициируемое
командой INT; 6) немаскируемое NMI – приоритеты в порядке убывания
располагаются

A) 5, 3, 2, 1, 6, 4

B) 3, 5, 2, 6, 4, 1

C) 6, 3, 2, 1, 5, 4

D) 3, 2, 1, 6, 4, 5

E) 1, 2, 3, 4, 5, 6

73. ¶Таблица векторов прерываний может содержать ___ элементов A) 256 B) 255 C) 126 D) 1024 E) 8

74. Каждый элемент таблицы векторов прерываний содержит

A) код

B) адрес обрабатывающей процедуры и код типа прерывания

C) содержимое регистров IP и CS

D) адрес обрабатывающей процедуры

E) тип прерывания

75. Каждый элемент таблицы векторов прерываний имеет длину (байт) A) 8 B) 1 C) 4 D) 2 E) 6

76. Информация передается по шине в виде

A) групп битов

B) любом

C) отдельных битов

D) групп байтов

E) отдельных байтов

77. В параллельной шине используется

A) любая комбинация

B) отдельная линия для каждой группы битов

C) одна линия для всех битов слова

D) отдельная линия для каждого бита слова

E) отдельная линия для каждой группы байтов

78. Специально выделенный узел для управления передачей информации по
шине называется

A) устройством управления шиной

B) арбитром шины

C) шиной управления

D) акселератором

E) посредником шины

79. Ширина шины характеризует

A) число линий данных

B) количество устройств, подключенных к шине

C) геометрический размер

D) скорость передачи данных

E) частоту

80. Из перечисленных характеристик шины: 1) разрядность, 2) длина, 3) час­
тота – на производительность влияют (ет)

A) только 1 B) 1, 2, 3 C) 2, 3 D)1, 3 E) 2

81. Производительность шины измеряется в

A) Мбайтах B) МГц C) Мбайт/сек

D) битах E) байтах

82. Исходным пунктом линий данных является
A) процессор

B) ¶оперативная память

C) устройство вывода

D) устройство ввода

E) устройства внешней памяти

83. Количество внешних линий данных процессора Intel 8088

A) 16 B) 32 C) 8 D) 20 E) 64

84. Количество внешних линий данных процессора Pentium

A) 20 B) 16 C) 32 D) 64 E) 8

85. Максимальный объем памяти, адресуемый n-разрядной адресной шиной,
равен

A) 2n-1 B) 2n-1 C) 2n D) 2∙n E) n2

86. Количество адресных линий процессора Intel 8088

A) 32 B) 20 C)16 D) 24 E) 64

87. Количество адресных линий процессора Pentium

A) 32 B) 20 C) 64 D) 24 E) 8

88. Обеспечение пересылки данных только одним устройством в любой мо­
мент времени осуществляет

A) процессор

B) шина управления

C) мультиплексор

D) шина адреса

E) сумматор

89. Устройство, для которого предназначаются данные на шине,
определяется

A) самими данными

B) адресными сигналами

C) сочетанием управляющих и адресных сигналов

D) управляющими сигналами

E) специальным сигналом

90. Процессор выполняет цикл шины

A) через фиксированные промежутки времени

B) всегда

C) по запросам внешних устройств

D) при необходимости записи или считывания информации

E) случайным образом

91. Из перечисленных устройств: 1) процессор, 2) сопроцессор, 3) процессор
ввода-вывода – инициировать цикл шины могут (может)

A) 1, 2 B) только 1 C) 1, 2, 3

D) только 2 E) только 3

92. Из перечисленных событий: 1) выдача адреса, 2) подтверждение считы­
вания, 3) формирование сигнала записи или считывания, 4) выдача данных,
5) подтверждение записи, 6) ожидание запроса – в цикл шины входят

¶A) 1, 3, 4 B) 1, 2, 3, 4, 5 C) 1, 4, 6

D) 3, 5 E) 2, 3, 4

93. Из перечисленных пунктов: 1) низкая стоимость; 2) большая пропускная
способность; 3) универсальность – достоинствами единственной центральной
шины являются

A) 2, 3 B) 1, 3 C) 1, 2

D) 1, 2, 3 E) только 2

94. Главным недостатком единственной центральной шины является

A) сложность подключения новых устройств

B) необходимость управляющего устройства

C) ограниченная пропускная способность

D) высокая стоимость

E) экономичность

95. Из перечисленных пунктов: 1) длина шины; 2) разрядность шины; 3) на­
грузка на шину – максимальная скорость шины лимитируется

A) 1, 3 B) 1, 2, 3 C) только 2

D) 1, 2 E) только 1

96. Совокупность всех шин называется

A) магистралью

B) системной шиной

C) каналом

D) интерфейсом

E) блоком

97. Принцип организации ЭВМ, позволяющий без конструктивных измене­
ний материнской платы подключать дополнительные устройства

A) с каналами ввода-вывода

B) модульный

C) магистрально-модульный

D) интерфейсный

E) блочный

98. Из перечисленных пунктов: 1) процессор-периферия; 2) процессор-
память; 3) память-периферия; 4) ввода-вывода – шины бывают

A) 2, 4 B) только 4 C) 2, 3

D) 1, 3 E) 3, 4

99. Наибольшую протяженность имеют шины

A) ввода-вывода

B) процессор-память

C) данных

D) адреса

E) команд

100. Наиболее скоростными являются шины

A) данных

B) ввода-вывода

C) управления

¶D) процессор-память

E) команд

101. Шина, электрически выходящая на контакты микропроцессора, называ­
ется

A) управления

B) ввода-вывода

C) системной

D) локальной

E) синхронной

102. Из перечисленных пунктов: 1) ограничение на количество подключен­
ных устройств; 2) ограничение по разрядности; 3) фиксированная частота
синхронизации; 4) ограничение по длине – недостатками синхронных шин
являются

A) 3, 4 B) 1, 2 C) 1, 4 D) 2, 3 E) 2, 4

103. Наличие 16 бит данных и 24 адресных линий характерно для шины
A) MCA B) VL-bus C) IBM PC/XT

D) ISA E) AGP

104. Размещение в периферийном оборудовании интеллектуального кон­
троллера характерно для шины

A) MCA B) VL-bus C) ISA

D) SCSI E) AGP

Наши рекомендации