Рекомендации по работе с литературой

Любая форма самостоятельной работы студента (подготовка к практическому занятию, написание доклада, презентации и т.п.) начинается с изучения соответствующей литературы, как в библиотеке, так и дома.

К дисциплине указана основная и дополнительная литература.

Основная литература - это учебники и учебные пособия.

Дополнительная литература - это монографии, сборники научных трудов, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии, интернет ресурсы.

Рекомендации студенту:

- выбранную литературу целесообразно внимательно просмотреть, чтобы узнать, какие главы следует читать внимательно, а какие - прочитать быстро;

- работая с литературой делать записи.

Выделяются следующие виды записей:

Конспект- краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью.

Цитата- точное воспроизведение текста. Заключается в кавычки. Точно указывается страница источника.

Тезисы- концентрированное изложение основных положений прочитанного материала.

Аннотация- очень краткое изложение содержания прочитанной работы.

Резюме- наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги. Записи в той или иной форме не только способствуют пониманию и усвоению изучаемого материала, но и помогают вырабатывать навыки ясного изложения в письменной форме тех или иных теоретических вопросов.

Результатом обзора литературы является библиографический список. Библиографический список - обязательный элемент любой научной работы. Список включает литературу, используемую при подготовке текста: цитируемую, упоминаемую, а также имеющую непосредственное отношение к исследуемой теме.

Требования по подготовке к аудиторным занятиям

Подготовка к аудиторным занятиям осуществляется с использованием методических рекомендаций к практическим занятиям, в которых представлены тема каждого занятия, перечень вопросов для обсуждения, задания, ситуации,вопросы для дискуссий, список вопросов для самоконтроля знаний студентов.

Требования по подготовке к тестированию

Тесты - система стандартизированных заданий, позволяющая в автоматизированном режиме вести процедуру измерения уровня знаний и умений, обучающегося.

Семестр

Рейтинг-контроль № 1

1. Ответьте письменно на следующие вопросы (по вариантам):

1.1. Перечислите основные этапы решения задач на ЭВМ

1.2. Перечислите основные характеристики алгоритмов и этапы их разработки.

1.3. Перечислите и охарактеризуйте методы формального описания алгоритмов.

1.4. Перечислите и охарактеризуйте основные парадигмы программирования.

1.5. Понятие языка программирования. Основные классификационные признаки и характеристики языков программирования

1.6. Почему C++ стал стандартом в области разработки программных продуктов?

1.7. Перечислите основные возможности интегрированной среды программирования MS Visual Studio C++.

1.8. Дайте характеристику основным компонентам среды программирования MS Visual Studio C++.

1.9. Перечислите элементы главного меню MS Visual Studio C++ и опишите их назначение .

1.10. Перечислите основные составляющие, входящие в структуру программы на языке C++.

1.11. Наличие какой функции является обязательным условием в любой программе на языке C++.

1.12. В чем состоит назначение препроцессора.

1.13. Что такое функция и каково ее назначение.

1.14. Какую роль в программе выполняют библиотечные функции.

2. Выполните практическое задание (по вариантам).

1.1. Составить блок-схему алгоритма для вычисления значений по следующим формулам при действительных значениях всех переменных (по вариантам):

а) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

б) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

в) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

г) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

д) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru .

2.2. Составить блок-схему алгоритма для вычисления (по вариантам):

а) периметра и площади прямоугольного треугольника по длинам двух катетов a и b;

б) периметра и площади треугольника по координатам трёх его вершин (Х1, У1), (Х22), (Х33);

в) длины окружности и площади круга с заданным радиусом R;

г) произведение цифр заданного четырёхзначного числа;

д) среднее арифметическое кубов и среднее геометрическое модулей двух чисел a и b.

Рейтинг-контроль № 2

1. Ответьте письменно на следующие вопросы (по вариантам):

1.1. Какие типы комментариев вы знаете, и чем они отличаются друг от друга.

1.2. Могут ли комментарии занимать несколько строк.

1.3. Какие наборы знаков образуют алфавит языка.

1.4. Какие правила необходимо выполнять при написании идентификаторов.

1.5. Дайте определение константы и переменной.

1.6. Перечислите основные типы данных.

1.7. В чем разница между целочисленными и вещественными переменными.

1.8. В чем особенности символьной переменной.

1.9. Почему необходимо объявлять переменные.

1.10. Какой операции соответствует символ %.

1.11. Понятие «выражение».

1.12. В чем разница между операциями инкремента и декремента.

1.13. Укажите на отличие префиксной и постфиксной форм записи операций.

1.14. Перечислите основные операции отношения.

1.15. Что является результатом любой операции отношения?

1.16. Приведите пример практической реализации операции условия.

1.17. Перечислите особенности операции присваивания в языке C++.

1.18. Перечислите операторы циклов, используемых в языке С++

1.19. В чем разница между оператор циклов do while и while?

1.20. Запишите общую структуру оператора цикла for.

1.21. Приведите пример использования оператора for для "убывающего" цикла.

1.22. Каким образом осуществить принудительный выход из цикла, организованного оператором for .

1.23. Запишите общую структуру оператора switch .

1.24. Запишите возможные структуры оператора условного перехода if. Приведите конкретные примеры таких структур.

2. Выполните практическое задание (по вариантам).

2.1. Составить программный код для вычисления значений по следующим формулам при действительных значениях всех переменных (по вариантам):

а) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

б) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

в) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

г) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

д) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru .

2.2. Составить программный код для вычисления (по вариантам):

а) периметра и площади прямоугольного треугольника по длинам двух катетов a и b;

б) периметра и площади треугольника по координатам трёх его вершин (Х1, У1), (Х22), (Х33);

в) длины окружности и площади круга с заданным радиусом R;

г) произведение цифр заданного четырёхзначного числа;

д) среднее арифметическое кубов и среднее геометрическое модулей двух чисел a и b.

Рейтинг-контроль № 3

1. Ответьте письменно на следующие вопросы (по вариантам):

1.1. Какой оператор используется дня получения адреса переменной.

1.2. Какой оператор позволяет получить значение, записанное по адресу, содержащемуся в указателе.

1.3. В чем разница между адресом, который хранится в указателе, и значением, записанным по этому адресу.

1.4. В чем различие между оператором разыменования и оператором получения адреса?.

1.5. Покажите разницу между ссылкой и указателем.

1.6. Как обратиться к первому и последнему элементу массива?

1.7. Сколько элементов содержится в массиве В[5][5][4].

2. Выполните практическое задание (по вариантам).

2.1. Составить программный код, который выводит на экран значение True, если следующие указанные высказывания являются истинными, и значения False – в противном случае (по варрантам):

а) сумма двух первых цифр заданного четырёхзначного числа равна сумме двух его последних цифр;

б) сумма цифр заданного трёхзначного числа N является четным числом;

в) точка с координатами (Х,У) принадлежит части плоскости, лежащей между прямыми Х=m и Х=n (m<n) ;

г) квадрат заданного трёхзначного числа равен кубу суммы цифр этого числа;

д) целое число N является чётным двухзначным числом.

2.2. Составить программный код, который решает следующие задачи (по вариантам):

а) найти Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

б) даны три числа a, b, c., определить, какое из них равно d )если ни одно из них не равно d, то найти Рекомендации по работе с литературой - student2.ru );

в) вычислить при вещественных числах p и q: Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ; Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;
Рекомендации по работе с литературой - student2.ru

Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

г) даны три точки Рекомендации по работе с литературой - student2.ru и Рекомендации по работе с литературой - student2.ru , определить, будут ли они расположены на одной прямой (если нет, то вычислить угол ABC);

д) решить уравнение Рекомендации по работе с литературой - student2.ru для произвольных чисел a и b;

е) найти значение выражения: Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

ж) определить, будут ли прямые Рекомендации по работе с литературой - student2.ru и Рекомендации по работе с литературой - student2.ru перпендикулярны (если нет, то найти угол между ними);

2.3. Составить программный код, который позволяет найти значение функции (по вариантам):

а) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

б) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

в) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

г) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru ;

д) Рекомендации по работе с литературой - student2.ru .

Семестр

Рейтинг-контроль № 1

1. Ответьте письменно на следующие вопросы (по вариантам):

1.1. Переименование типов (typedel).

1.2. Перечисления (enum).

1.3. Структуры (struct).

1.4. Объединения (union).

1.5. В чем разница между объявлением прототипа и определением функции.

1.6. Должны ли имена параметров, указанные в определении и вызове функции. соответствовать друг другу.

1.7. Как следует объявлять функцию, если она не возвращает значения.

1.8. Что такое локальная переменная.

1.9. Что такое область видимости.

1.10. Что такое перегрузка функции.

1.11. Что такое рекурсия.

1.12. Когда следует использовать глобальные переменные.

1.13. К какому классу памяти будет относиться переменная по умолчанию.

2. Выполните практическое задание (по вариантам).

2.1. Составить программный код, который решает следующие задачи (по вариантам):

а) Имеется серия измерений элементов треугольника. В серии произвольном порядке могут встречаться следующие группы элементов треугольника: 1-основание и высота,2- две стороны и угол [рад] между ними, 3-три стороны.

Запросить номер группы ,элементов, ввести соответствующие элементы и вычислить площадь треугольника. Вычисления прекратить, когда в качестве номера группы будет введен нуль.

б) Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% от нормы предыдущего дня. Определить, какой суммарный путь пробежит спортсмен за S дней.

в) Одноклеточная амеба каждые три часа делится на две клетки. Определить, сколько амеб будет через 3,6,9,12…,3n часов.

г) Около стены наклонно стоит палка длиной x[м]. Один ее конец находится на расстояние у[м] от стены. Определить угол а между палкой и полом для значений x=k[м] и у, изменяющегося от 2 до 3 м с шагом h[м].

д) У гусей и кроликов вместе 64 лапы. Сколько может быть кроликов и сколько гусей (указать все возможные сочетания)?

2.2. Составить программный код, который вычисляет значения следующих функций F(x) на отрезке [a,b] с шагом h представив результат в виде таблицы, первый столбец которой - значение аргумента, второй - соответствующие значения функций (по вариантам):

а).F(x)=x-sinx;

б) F(x)=2cosx-1;

в) F(x)=ctg x+1;

г) F(x)=tg x;

д) F(x)= sin x- cos x.

2.3. Составить программный код, который решает следующие задачи (по вариантам):

а) Треугольник задан координатами своих вершин. Вычислить его площадь.

б) Найти наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух натуральных чисел, если дана формула:

Рекомендации по работе с литературой - student2.ru

в) Дан массив D. Определить следующие суммы: D[1] +D[2] + D[3]; D[3] + D[4] + D[5]; D[4] + D[5] + D[6]. (Составить подпрограмму вычисления суммы трех последовательно расположенных элементов массива с номерами от k до m).

г) На плоскости заданы координатами n точек. Определить между какими из пар заданных точек самое большое расстояние (координаты точек занести в массив).

д) Заменить отрицательные элементы линейного массива их модулями, не используя стандартную функцию вычисления модуля. Определить число произведенных замен.

Рейтинг-контроль № 2

1. Ответьте письменно на следующие вопросы (по вариантам):

1.1. Что такое динамические данные.

1.2. Каким образом выделяется память под динамические данные.

1.3. Перечислите основные особенности динамической памяти.

1.4. Что возвращает оператор new после выделения участка динамической памяти.

1.5. Каково назначение оператора delete.

1.6. Перечислите основные операции с динамическими структурами данных.

1.7. В чем особенности однонаправленных и двунаправленных линейных списков.

1.8. Как осуществляется выборка элементов данных в стеке.

1.9. Опишите организацию движения данных в очереди.

1.10. Укажите преимущества динамической структуры данных в виде бинарного дерева по сравнению со списками.

2. Выполните практическое задание (по вариантам).

2.1. Используя рекурсивную подпрограмму, решить следующие задачи (по вариантам):

а) Найти сумму цифр заданного натурального числа.

б) Найти количество цифр в заданном натуральном числе.

в) Описать функцию С(m,n), где 0 ≤ m ≤ n, для вычисления биномиального коэффициента по следующей формуле: Рекомендации по работе с литературой - student2.ru

г) Описать рекурсивную функцию Root(a,b,ε), которая методом деления отрезка пополам находит с точностью ε корень уравнения f(x)=0 в интервале Рекомендации по работе с литературой - student2.ru . При этом считать, что ε Рекомендации по работе с литературой - student2.ru 0, Рекомендации по работе с литературой - student2.ru и f(x) – непрерывная и монотонная в интервале Рекомендации по работе с литературой - student2.ru .

д) Вычислить наибольший общий делитель двух натуральных чисел.

2.2. Составить программный код, который решает следующие задачи (по вариантам):

а) Дана действительная квадратная матрица порядка 2n. Получить новую матрицу, представляя ее блоки размером n x n по часовой стрелке, начав с блока в верхнем левом углу.

б) Магическим квадратом порядка n называется квадратная матрица размером n x n, составленная из чисел 1,2,…,n2 таким образом, что суммы двух чисел в каждом её столбце, каждой строке и каждой из двух больших диагоналей равны между собой. Построить такой квадрат. Например, магический квадрат третьего порядка имеет вид

6 1 8

7 5 3

2 9 4

в) Дана квадратная матрица порядка М. Повернуть ее в положительном направлении на 90, 180 и 270 градусов.

г) Получить квадратную матрицу порядка n:

0 0 0 … 0 0

0 1 0 … 0 0

0 0 2 … 0 0

. . .. . .

. . . . . .

. . . . . .

0 0 0 0 n-1

д) Дана действительная квадратная матрица порядка 2n. Получить новую матрицу, представляя ее блоки размером n x n крест на крест.

Рейтинг-контроль № 3

1. Ответьте письменно на следующие вопросы (по вариантам):

1.1. Как различаются файлы по способу доступа?

1.2. Перечислите основные классы для работы с файлами из стандартной библиотеки.

1.3. С помощью какого оператора осуществляется открытие потока и связывание его с файлом?

1.4. С помощью каких операторов осуществляется вывод данных из файла?

1.5. С помощью каких операторов осуществляется ввод данных в файл?

1.6. Что такое манипуляторы потоков?

1.7. Какую операцию выполняет манипулятор потока setw?

1.8. Какой манипулятор потока осуществляет форматирование действительных чисел?

1.9. Каково назначение флагов формата?

2. Выполните практическое задание (по вариантам).

2.1. Составить программный код, который решает следующие задачи (по вариантам):

а) Заполнить файл последовательного доступа f целыми числами, полученными с помощью генератора случайных чисел. Получить в файле g компоненты файла f, являющегося чётными.

б) Записать файл последовательного доступа N действительных чисел. Вычислить произведение компонента файла и вывести их на печать.

в) Заполнить файл последовательного доступа f целыми числами, полученными с помощью генератора случайных чисел. Получить в файле g все компоненты файла f, которые делятся на m и не делятся на n.

г) Записать файл последовательно доступа N целых чисел, полученных с помощью генератора случайных чисел. Определить количество пар противоположных чисел среди компонента этого файла.

д) Записать файл последовательно доступа N произвольных натуральных чисел. Переписать в другой файл последовательного доступа числа, кратные K. Вывести полученный файл на печать.

2.2. Составить программный код, который решает следующие задачи (по вариантам) (исходные текстовые файлы для следующих задач создаются с помощью любого текстового редактора):

а) Дан файл, содержащий текст, набранный строчными русскими буквами. Получить в другом файле тот же текст, записанный прописными буквами.

б) Дан файл, содержащий текст, включающий в себя русские и английские слова. Получить новый файл, заменив в исходном тексте все прописные буквы строчными, и наоборот.

в) Дан текстовой файл, Напечатать в алфавитном порядке все слова из этого файла, имеющие заданную длину n.

г) Дан файл, содержащий текст на русском языке. Определить количество слов в этом тексте, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву.

д) Дан файл, содержащий текст на русском языке и два слова. Определить, сколько раз эти два слова входят в текст и сколько раз они располагаются непосредственно друг за другом.

2.3. Составить программный код, который решает следующие задачи (по вариантам):

а) Вставьте в список L новый элемент F за каждым вхождением элемента E.

б) Вставьте в список L новый элемент F перед первым вхождением элемента Е, если Е входит в L.

в) Вставьте в непустой список L, элементы которого упорядочены по неубыванию, новый элемент Е, сохранив упорядоченность.

г) Удалить из списка L все элементы Е, если они есть в списке.

д) Удалить из списка L за каждым элементом Е один элемент, если такой есть и он отличен от Е.

Наши рекомендации