Пушкин и морфология русского языка. пушкинские глаголы.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. СУДОКУ
Судоку составлено по обычным правилам – в каждой строке, в каждом столбце и в каждом из 9 квадратов (3х3), буквы не повторяются.
Решив судоку, вы прочтете в одной из строк фразу из стихотворного произведения А.С. Пушкина.
Укажите эту фразу.
За выполнение задания – 3 балла.
П | А | |||||||
К | Я | В | У | М | И | |||
И | М | П | Ш | У | ||||
В | П | М | А | |||||
А | И | У | ||||||
П | К | А | Я | В | ||||
А | П | И | У | В | Я | М | ||
И | В | Я |
2. Я – ПЕРЕВОДЧИК
Два отрывка из романа «Евгений Онегин» с помощью Гугл-переводчика были переведены на французский язык, затем французский текст – обратно на русский. Вам необходимо определить исходные отрывки.
1) Но неохотой толпа
Ропот пробежал по комнате ...
Для хозяйки леди приближается,
За ней важный генерал.
Было тихо, не холодно, не разговорчив,
наглый взгляд без претензий, без успеха.
2) Глаза его читали,
Но мои мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Они столпились в душу глубоко. ...
За выполнение задания–3 балла.
3. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «БЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОШИБКИ Я РУССКОЙ РЕЧИ НЕ ТЕРПЛЮ»
Выразите свою точку зрения о смысле данного отрывка из пушкинского романа в стихах, напишите сочинение-рассуждение на заданную тему.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
За выполнение задания - 6 баллов.
ЯЗЫК ПУШКИНА В НАШЕ ВРЕМЯ.
Поводом для этого задания послужила заметка учительницы начальных классов, обнаружившей, что ее ученики не понимают многих слов из пушкинских стихов. Она сообщает: «Первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к стихотворению Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе теплом, в кушачке.
У детей кибитка была изображена в виде летательного объекта. Почему? Ну, как же, русским ведь языком сказано – «Летит». Значит, летит…и т.п. ».
4.1 Выпишите из гл. 8 «Евгения Онегина» слова, смысл которых вашим одноклассникам было трудно определить, т.к. понимание этих слов ошибочно или неточно. Выясните, как ваши знакомые понимают данные слова.
4.2 Обобщите причины затруднения в толковании этих слов в эссе «Пушкинские агнонимы».
За каждое слово – 2 балла. Эссе – 5 баллов.
5. КРИПТОГРАММА «ПУШКИН В ЗЕРКАЛЕ РУССКОГО АЛФАВИТА»
Расшифруйте криптограмму, укажите произведение А.С. Пушкина.
Все буквы следующего стихотворного текста последовательно заменены цифрами. Одной и той же букве соответствует одна и та же цифра. Е и Ё – разные буквы.
1) «1, 2-3-4-5-4-6-4, 7-4-8 4-9-10-11, -
2) 7-4-12-6-13-12 11-1-5-14 10-7-15, - 16-9-4 17-18-1-19-10-20-14?
3) 21-4-3-14 21-4-22-12-13-19-10! 16-9-4 21-5-13-18-1-19-10-20-14?»
4) -11-1-5-14! - 4-9-6-10-9-17-9-6-15-10-9 7-15-3-5-10-11, -
5) 5-1-2-4-16-9-10-7-17-23 24-1-18-4-24-10-11,
6) 21-4-7-24-13-20-14? 2-1 7-4-25 15-17-12-15-26-15
7) 4-22-10-28-1-12-17-22 7-24-10, 18-1-18 3-5-15-26-15,
8) 6-4-12-25 21-10-5-6-15-25 7-4-25
9) 9-27 13-17-21-4-12-24-13-9-14, 18-1-18 17-6-4-25.
10) 21-4-3-1-5-13 19 9-27 7-24-10 3-10-6-13-11-15,
11) 20-1-7-1-28-1-24-17-18-15 11-1-5-13-11-15. -
12) 18-5-1-8-24-10 11-1-5-14 22-27-12 13-2-15-7-12-29-24.
13) «16-9-4 9-27? - 17-9-1-5-11-15 7-4-12-6-13-12 4-24, -
14) 13-12-13 22-10-17 6 9-10-22-23 6-6-10-5-24-15-12-17-23?»
Выполнение задания - 10 баллов.
6. УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ «ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУШКИНСКОЕ СЛОВО»
Прочитайте и обдумайте положение конкурса «Это удивительное русское слово» на сайте http//викилексия.рф в разделе «Учителю и ученику». Термин «русское слово» в названии для олимпиады «Русский язык и Пушкин» сужается до «пушкинского слова». Остальные правила конкурса сохраняются. Выбор номинации свободный.
За сочинение – 15 баллов, за выставление на сайте – 5 баллов.
ПУШКИНСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА (продолжение задания 2)
Сопоставьте два стихотворения А.С. Пушкина: « На холмах Грузии...» и «Я помню чудное мгновенье...» в аспекте их компьютерной переводимости/непереводимости на другие языки. Для этого сделайте прямой и обратный перевод этих стихотворений, используя Гугл-переводчик или Яндекс-переводчик.
Переведите на 10 языков: английский, немецкий, французский, испанский, финский, китайский, казахский, арабский, польский, украинский.
Что показывает анализ? Какое из данных стихотворений труднее для компьютерного переводчика?
Приведите аргументы из полученного материала – 15 баллов.
Какой язык менее всего искажает смысл пушкинских стихотворений, какой – более всего?
Приведите аргументы - 15 баллов.
ПУШКИН И МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. ПУШКИНСКИЕ ГЛАГОЛЫ.
«Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня».
В тексте есть глагольные словоформы: пишу, могу, сказать, знаю, наказать, храня, оставите.
Напишите эти глаголы в следующих семи грамматических формах:
1) начальная форма;
2-5) четыре полные формы причастия:
· действительного залога настоящего времени;
· действительного залога прошедшего времени;
· страдательного залога настоящего времени;
· страдательного залога пошедшего времени;
6-7) две формы 2-го лица множественного числа:
· настоящего времени;
· будущего времени.
Заполните соответствующую таблицу (по 1 баллу за каждый правильный ответ):
пишу | могу | сказать | наказать | храня | оставите | |
Начальная форма | ||||||
Действ.залог наст.вр. | ||||||
Действ.залог пр.вр. | ||||||
Страд.залог наст.вр. | ||||||
Страд.залог пр. вр. | ||||||
2 л. наст.вр. | ||||||
2 л. будущего вр. |
Задания продублированы на сайте http//викилексия.рф в разделе «Учителю и ученику».