Социально-информационные проблемы
Для современного человека абсолютно естественны динамичные изменения в социуме. Человек научился адаптироваться к стремительному появлению инноваций. И сегодня, когда основным фактором, преобразующим нашу жизнь вокруг стала информация, человек привыкает и к постоянному ее росту. Так, современный социум все более наделяется чертами информационного общества. Такая модель общественного развития диктует определенные требования для каждого человека, который хочет идти в ногу со временем: к его личностным и профессиональным качествам, творческим возможностям, его занятиям и умениям оперировать ими, постоянно их обновлять, появляется острая необходимость создавать и производить нечто новое.
Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека. Рассмотрим основные социальные проблемы и варианты их решения в условиях информатизации общества:
- проблема языковой коммуникации.
Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.
Очевидно, что должны быть разработаны средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене.
- информационная безопасность личности.
Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.
Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.
Следует понимать не только защиту информации, но и защиту человека от определенной информации, и доступ к необходимой информации.
Информационно-психологическая безопасность личности — это состояние защищенности личности и возможностей ее развития, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой. Она зависит как от личностных качеств индивида, так и от моральных, социальных и правовых условий в обществе. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
В качестве воздействия на личность могут выступать [6]:
- целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей;
- распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;
- использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.
Проблемы информатизации в целом требуют существенно более значительного внимания исследователей. Необходимо уделить внимание таким явлениям, как компьютеромания и компьютерофобия.