Использование объектной привязки

Режим объектной привязки – это режим, в котором AutoCAD автоматически осуществляет точную привязку задаваемых мышью точек к характерным точкам объектов, уже имеющимся на чертеже. Активизировать данный режим можно, нажав кнопку Object Snap (Объектная привязка) в строке состояния. Можно так же вызвать панель с аналогичным названием.

В этой панели собраны следующие кнопки с краткими пояснениями:

Точка отслеживания (Temporary Tracking Point) - использование отслеживания с помощью промежуточной точки;

Смещение (Snap From) - смещение от другой (вспомогательной) точки;

Конточка (Snap to Endpoint) - конечная точка;

Середина (Snap to Midpoint) - средняя точка;

Пересечение (Snap to Intersection) - точка пересечения;

Кажущееся пересечение (Snap to Apparent Intersection) - точка пересечения продолжения двух объектов;

Продолжение линии (Snap to Extension) - точка продолжения;

Центр (Snap to Center) - центр дуги или окружности;

Квадрант (Snap to Quadrant) - точка квадранта дуги или окружности (это точки, расположенные на 0, 90, 180 и 270 градусов);

Касательная (Snap to Tangent) - точка касания:

Нормаль (Snap to Perpendicular) - перпендикулярно объекту;

Параллельно (Snap to Parallel) - параллельно объекту;

Точка вставки (Snap to Insert) - точка вставки текста, блока, внешней ссылки;

Узел (Snap to Node) - узловая точка;

Ближайшая (Snap to Nearest) - ближайшая к объекту точка;

Ничего (Snap to None) - без использования объектной привязки;

Вычерчивание электронного топографического плана

Программирование простейших типов линий

Необходимый тип линии создается в программе Блокнот (Пуск ® Программы ® Стандартные ® Блокнот). В верхней строчке ставится символ * далее – название линии; во второй строчке – прописная латинская буква A, а далее через запятую – шифр линии, в котором любое положительное число – это длина штриха, любое отрицательное число – это длина пробела, ноль – это точка. Программируется только неповторяемый элемент. Например, чтобы создать точечную линию с расстоянием между точками 1 мм, необходимо в Блокноте сделать следующую запись:

*snapa

A,0,-1

В конце строчек никаких знаков не ставится!

Созданная линия сохраняется как отдельный файл с расширением .lin(тип файлов – все файлы) и загружается в AutoCAD через команду меню Format (Формат)® Linetype (Тип линий) ® Load (Загрузить) ® File (Файл).

Построение объектов

Вычерчивание электронного топографического плана осуществляется с помощью простых и сложных примитивов. Рассмотрим построение этих объектов:

1. LINE (ОТРЕЗОК)

Команду LINE (ОТРЕЗОК) можно вызвать указателем мыши либо из падающего меню Draw (Рисование), либо из панели инструментов Draw (Рисование), в которой кнопка с нужной командой является первой. После этого в командной строке появится следующий запрос:

Specify first point: (Первая точка:)

В дальнейшем приводятся два варианта запроса: в английской и русской версии.

После указания первой точки AutoCAD выводит очередной запрос:

Specify next point or [Undo]: (Следующая точка или [Отменить]:)

Часть вопроса заключена в квадратные скобки. Это означает, что нужно либо указать на экране следующую точку (конечную точку отрезка) или выбрать опцию (т. е. вариант следующего шага команды). В качестве опции AutoCAD предлагает Undo (Отменить). Она отменяет ранее введенную начальную точку отрезка. Чтобы воспользоваться опцией, необходимо ее набрать в командной строке с помощью клавиатуры в верхнем или нижнем регистре и нажать. Если в наименовании опции какая-то часть выделена прописными буквами (в данном случае это буква U (О)), то достаточно на клавиатуре ввести только эту часть имени опции, причем можно сделать это в верхнем или нижнем регистре.

Есть еще один вариант выбора опций или завершения команды - через контекстное меню, вызываемое на графическом поле. Контекстное меню - это удобный инструмент, помогающий выбрать следующий шаг работы. Оно вызывается при нажатии правой кнопки мыши практически в любой момент времени.

Использование объектной привязки - student2.ru

Рис. 5. Контекстное меню команды LINE (ОТРЕЗОК)

Содержание контекстного меню зависит от выполняемой в данный момент команды. В меню на рисунке приводятся варианты продолжения работы команды ОТРЕЗОК (LINE): Enter (этот пункт заканчивает команду), Cancel (Прервать), Close (Замкнуть), Undo (Отменить), Pan (Панорамирование), Zoom (Зумирование) и т.д.

2.POINT (ТОЧКА) Использование объектной привязки - student2.ru

Команда POINT (ТОЧКА) может быть вызвана из панели Рисование (Draw) или из падающего меню Рисование (Draw). В командной строке появится следующий запрос:

Current point modes: PDMODE=0 PDSIZE=0.0000 Specify point:

(Текущие режимы точек: PDMODE=O PDSIZE=0.0000 Укажите точку:)

Укажите с помощью мыши точку на экране. В указанном вами месте образуется точка, изображаемая в соответствии с теми установками, которые вам выдала система AutoCAD (это значения системных переменных PDMODE и PDSIZE). Дальше AutoCAD снова выдает вышеприведенный вопрос об указании точки, и вы можете задать следующую точку и т. д. Когда вам нужно прервать команду ТОЧКА (POINT), то следует воспользоваться клавишей Esc.

Если PDMODE=0 и PDSIZE=0, то точка отображается в виде пикселя (т.е. одной точки экрана), что чаще всего неудобно. Поэтому в падающем меню Format (Формат) есть пункт Point Style (Отображение точек), который вызывает диалоговое окно Отображение точек (Point Style).

Использование объектной привязки - student2.ru

Рис.6. Диалоговое окно Point Style (Отображение точек)

Необходимо с помощью левой кнопки мыши отметить ту форму точки, которую вы хотите получить. В том же окне можно задать и размеры символа точки, которые могут быть либо в процентах от размера экрана, либо в абсолютных единицах. Завершив установки, закройте окно. Система AutoCAD автоматически перерисует ранее заданные точки в новой форме.

3. CIRCLE (КРУГ) Использование объектной привязки - student2.ru

Рисование окружностей (кругов) осуществляется командой КРУГ (CIRCLE). Выбираем команду из панели Рисование (Draw) или из выпадающего меню Рисование (Draw).

При вызове команды AutoCAD выдает запрос:

Specify center point for circle or [3P/2P/Ttr (tan tan radius)]:

(Центр круга или [ЗТ/2Т/ККР (кас кас радиус)]: )

Если в ответ на этот запрос указать точку, то она становится центром будущей окружности, и следует очередной запрос:

Specify radius of circle or [Diameter]:

(Радиус круга или [Диаметр]:)

Следует ввести число, которое будет радиусом окружности. Радиус можно задать и щелчком мыши на графическом поле.

4. ARC (ДУГА) Использование объектной привязки - student2.ru

Дуга - это разновидность примитива, являющегося, по определению, частью окружности. Для построения используется команда ARC (ДУГА). Как и большая часть команд AutoCAD, она может быть введена с клавиатуры, вызвана из панели инструментов Draw (Рисование) или из выпадающего меню Draw (Рисование), в котором пункт Arc (Дуга) детализирован десятью подпунктами, где отражены десять различных способов построения дуги.

Использование объектной привязки - student2.ru

Рис. 7. Пункт Arc (Дуга) выпадающего меню Draw (Рисование)

Рассмотрим общий вариант команды. Первый вопрос команды ARC (ДУГА):

Specify start point of arc or [CEnter]:

(Определите начальную точку дуги или [Центр]:)

В ответ, соответственно, можно задать начальную точку дуги. Следующий запрос:

Specify second point of arc or [CEnter/ENd]:

(Вторая точка дуги или [Центр/Конец]: )

Если указать вторую точку, то система запросит:

Specify end point of arc:

(Конечная точка дуги:)

В результате строится дуга, определенная по трем точкам.

5. POLYLINE (ПОЛИЛИНИЯ) Использование объектной привязки - student2.ru

Полилиния - это сложный примитив, состоящий из одного или нескольких связанных между собой прямолинейных и дуговых сегментов (рис. ):

Использование объектной привязки - student2.ru

Рис. 8. Примеры открытой и замкнутой полилиний, состоящих из прямолинейных и дуговых сегментов различной толщины

Полилиния обрабатывается как единое целое (например, при редактировании или удалении). Для отрисовки полилинии служит команда POLYLINE (ПОЛИЛИНИЯ), которая помимо ввода с клавиатуры, может быть вызвана с помощью кнопки Polyline (Полилиния) панели инструментов Draw (Рисование) или соответствующего пункта падающего меню Draw (Рисование).

Первый вопрос команды:

Specify start point:

(Определите начальную точку: )

Нужно указать начальную точку полилинии. Следующий запрос

(Current line-width is 0.0000 Next point or

[Arc/Close/Halfwdth/Length/Undo/Width]:)

Текущая ширина полилинии равна 0.0000 Следующая точка или

[Дуга/Замкнуть/Полуширина/длИна/Отменить/Ширина]:

Полилиния - один из немногих объектов, которые могут иметь ненулевую ширину. Ширина, заданная для предыдущей полилинии, запоминается и предлагается в качестве ширины по умолчанию для следующей полилинии. Поэтому ситема информирует вас сообщением «Текущая ширина полилинии» (Current line-width) о том, с какой шириной, если ее не поменять, система будет строить новую полилинию.

В этот момент можно указать точку, и эта точка станет второй точкой линии. AutoCAD снова повторит предыдущий запрос:

Next point or [Arc/Close/Halfwidth/Length/'Undo/Width]:

(Следующая точка или

[Дуга/Замкнуть/Полуширина/длИна/Отменить/Ширина]: )

Таким образом, можно последовательно указать несколько точек, которые станут вершинами ломаной линии или полилинии, состоящей из одних прямолинейных сегментов. Помимо указания точек, можно выбрать следующие опции:

Close (Замкнуть) - добавить еще один прямолинейный участок, замыкающий полилинию (и выйти из команды PLINE (ПЛИНИЯ));

Width (Ширина) - задание ширины для очередного участка полилинии (у каждого сегмента полилинии может быть своя ширина, ширина в начале участка может не совпадать с шириной в конце участка); ширина распределяется равномерно по обе стороны от оси полилинии, на которой лежат вершины (точки) полилинии;

Halfwidth (Полуширина) - задание ширины, но в терминах полуширины (т. е. если требуемая полная ширина линии равна 10, то получить ее можно, задавая полуширину, равную 5);

Length (длИна) - построение сегмента, являющегося продолжением предыдущего участка с заданной длиной, при этом длину можно задать числом или точкой;

Undo (Отменить) - отмена последней операции в команде PLINE (ПЛИНИЯ);

Arc (Дуга) - переход в режим рисования дуговых сегментов полилипии.

В случае перехода в режим рисования дуг (опция Arc (Дуга)) предлагается следующий выбор:

Specify endpoint of arc or

[Angle/CEnter/CLose/Direction/Halfwidth/Line/Rndius/Second pt/ Undo/Width]:

(Конечная точка дуги или [Угол/Центр/Замкнуть/Направление/ Полуширина/Линейный/Радиус/Вторая/Отменить/Ширина]: )

В этот момент после указания конечной точки дуги система AutoCAD строит дуговой сегмент, касающийся предыдущего участка полилинии. Другие опции данной команды:

Angle (Угол) - задает величину центрального угла для дугового сегмента:

Center (Центр) - задает центр для дугового сегмента;

Close (Замкнуть) - замыкает полилинии с помощью дугового сегмента;

Direction (Направление) - задает направления для построения дугового сегмента;

Halfwidth (Полуширина) - задает полуширину для следующего сегмента:

Line (Линейный) - переход к рисованию прямолинейных сегментов;

Radius (Радиус) - задает радиус для дугового сегмента;

Second pt (Вторая) - задает вторую точку для построения дугового сегмента по трем точкам;

Undo (Отменить) - откат на шаг - отмена последнего действия;

Width (Ширина) - задает ширину для следующего строящегося сегмента.

Способы изображения дуговых сегментов аналогичны способам построения дуг в команде ДУГА (ARC). В любой момент от режима рисования прямолинейных сегментов можно перейти в режим рисования дуговых сегментов и наоборот. Также, в любой момент времени можно задать новую ширину или полуширину для следующего элемента полилинии. Пример полилинии с переменной шириной сегментов демонстрируется на рисунке.

Следует отметить особенности полилинии по сравнению с более простыми примитивами:

- полилиния представляет собой единый объект, что удобно при операциях удаления или редактирования (например, построения параллельной линии);

- полилиния очень удобна для рисования жирных линий чертежа;

- переменная ширина сегментов полилинии может быть использована для ряда графических эффектов (построения стрелок и т. п.).

Полилиния является сложным объектом. Однако она с легкостью может быть преобразована в группу отрезков и дуг, из которых она составлена. Это выполняется командой EXPLODE (РАСЧЛЕНИТЬ), в панели Modify (Редактирование) или в выпадающем меню Modify (Редактирование) (пункт Explode (Расчленить)).

6. RECTANGLE (ПРЯМОУГОЛЬНИК) Использование объектной привязки - student2.ru

Вычерчивание прямоугольников осуществляется командой RECTANGLE (ПРЯМОУГОЛЬНИК). Команда, как обычно, допускает несколько вариантов вызова: она может быть введена с клавиатуры или вызвана с помощью кнопки Rectangle (Прямоугольник) панели инструментов Draw (Рисование) или соответствующего пункта падающего меню Draw (Рисование).

Начальный запрос команды:

Specify first corner point or [Chamfer/Elevation/Fillet/Thickness/Width]:

(Определите точку первого угола или [Фаску/Уровень/Сопряжение/ Высоту/Ширину]:)

Если указать точку, она станет первым углом будущего прямоугольника, для которого AutoCAD запросит противоположный угол, и нужно будет указать вторую точку. Две введенные точки становятся точками одной из диагоналей прямоугольника.

Использование объектной привязки - student2.ru

Рис.9. Варианты прямоугольников, создаваемых командой RECTANGLE (ПРЯМОУГОЛЬНИК)

Возможные опции запроса команды RECTANGLE (ПРЯМОУГОЛЬНИК):

Chamfer (Фаска) - задает длину фаски, снимаемой в каждом углу прямоугольника;

Fillet (Fillet) - задает радиус сопряжения углов прямоугольника;

Elevation (Уровень) - задает уровень для построения прямоугольника, смещенного по оси Z трехмерного пространства;

Thickness (Высота) - задает высоту для построения прямоугольника, выдавленного вдоль оси Z трехмерного пространства;

Width (Ширина) - задает ширину полилинии, которая образует строящийся прямоугольник.

7. POLYGON (МНОГОУГОЛЬНИК) Использование объектной привязки - student2.ru

Команда POLYGON (МНОГОУГОЛЬНИК) рисует правильный многоугольник либо по конечным точкам одной стороны, либо по точке центра и радиусу вписанной или описанной окружности. Команда может быть вызвана с помощью кнопки Polygon (Многоугольник) панели Draw (Рисование) или с помощью пункта Polygon (Многоугольник) выпадающего меню Draw (Рисование).

Первый вопрос команды:

Enter number of sides <4>:

(Введите число сторон <4>:)

Вам нужно задать число сторон многоугольника (в скобках в качестве подсказки выдается число сторон, использованное в предыдущем вызове команды; в первый раз в качестве подсказки выводится 4). Следующий вопрос:

Specify center of polygon or [Edge]:

Укажите центр многоугольника или [Сторона]:

Если выбрать опцию Edge (Сторона), то AutoCAD запрашивает две конечные точки стороны многоугольника и по ним строит многоугольник. Если вместо опции указать точку, то система запрашивает, каким образом будет задан размер многоугольника:

Enter an option [Inscribed in circle/Circumscribed about circle] :

(Задайте опцию размещения [Вписанный в окружность/Описанный вокруг окружности]:)

При ответе I (В) прямоугольник вписывается в некоторую окружность, при ответе С (О) - описывается вокруг окружности. Остается запрос о величине радиуса окружности, в которую вписывается или около которой описывается многоугольник:

Specify radius of circle:

(Определите радиус окружности:)

На рисунке - примеры многоугольников, построенных с помощью команды POLYGON (МНОГОУГОЛЬНИК).

Использование объектной привязки - student2.ru

Рис. 10. Построение правильных многоугольников

8. SPLINE (СПЛАЙН) Использование объектной привязки - student2.ru

Команда SPLINE (СПЛАЙН) позволяет чертить сплайн - гладкую линию, которая проходит через заданные точки и может удовлетворять условиям касания в начальной, конечной или обеих точках. Команда, помимо ввода с клавиатуры, может быть вызвана с помощью кнопки Spline (Сплайн) панели Draw (Рисование) или пункта Spline (Сплайн) падающего меню Draw (Рисование).

Начальный запрос команды:

Specify first point or [Object]:

(Первая точка или [Объект]:)

Если вы указали точку, то выдается запрос:

Specify next point:

(Следующая точка:)

После ввода второй точки возможно или дальнейшее указание точек, или замыкание линии с помощью опции Close (Замкнуть), или ввод допуска (тогда линия получается более гладкой и может отклоняться от введенных точек на величину заданного допуска):

Specify next point or [Close/Fit Tolerance] :

(Следующая точка или [Замкнуть/Допуск <касательная в начале>:)

Точки могут задаваться и дальше, пока вы не нажмете на клавишу «Enter» и не перейдете к запросу начального угла касания:

Specify start tangent:

(Касательная в начальной точке:)

Если сплайн не замкнутый (т. е. не использована опция Замкнуть (Close)), то выдается запрос на указание направления касания в последней точке:

Specify end tangent:

(Касательная в конечной точке:)

Использование объектной привязки - student2.ru

Рис. 11. Построение сплайнов

Если вместо первой точки сплайна выбрать опцию Object (Объект), то система AutoCAD переходит в режим преобразования ранее построенных и сглаженных с помощью опции Spline (Сплайн) полилиний в сплайны и выдает запрос:

Select objects to convert to splines... Select objects:

(Выберите объекты для преобразования в сплайны... Выберите объекты:)

По окончании выбора объектов (полилиний) они преобразуются из примитива "полилиния" в примитив "сплайн".

Эллипс (Ellipse)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Ellipse
  • Вызов из меню: Draw>Ellipse
  • Кнопка на панели инструментов

Использование объектной привязки - student2.ru

Эллипс можно построить, указав центр и радиус изометрической окружности или задав начальную и конечную точки одной оси и расстояние от центра эллипса до конца другой оси.

Ключи:

Axis endpoint – конечная точка оси. При выборе данной опции (она установлена по умолчанию) задаются две конечные точки первой оси и точка, которая указывает расстояние от центра эллипса до конца другой оси.

Rotation – эллипс строится как проекция окружности, которая вращается вокруг диаметра, определенного заданными перед этим точками на плоскости чертежа. Диапазон допустимых углов ()…89,4.

Center – центр эллипса. Необходимо так же указать координаты конечной точки оси и расстояние от центра до конечной точки другой оси.

Arc — позволяет построить эллиптическую дугу.

Диалог при использовании ключа Axis endpoint:

Command:_ellipse

Specify axis endpoint of ellipse or [Arc/Center]: Specify other endpoint of axis: Specify distance to other axis or [Rotation]: имеет вид: Если выбрать ключ Center, диалог будет таким: Specify axis endpoint of ellipse or [Arc/Center]:с Specify center of ellipse: Specify endpoint of axis: Specify distance to other axis or [Rotation]:   Укажите конечную точку оси эллипса или [Дуга/Центр]: Укажите другую конечную точку оси: Укажите расстояние до другой оси или [Поворот]:     Укажите конечную точку оси эллипса или [Дуга/Центр]: Укажите центр эллипса: Укажите конечную точку оси: Укажите расстояние до другой оси или [Поворот]:  

Кольцо (Donut)

Использование объектной привязки - student2.ru

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Donut
  • Вызов из меню: Draw>Donut
  • Кнопка на панели инструментов Использование объектной привязки - student2.ru

Кольцо – часть плоскости между внешней и внутренней концентрическими окружностями. Толщина кольца равняется половине разницы диаметров этих окружностей. Кольца – сплошные заполненные объекты.

После ввода команды система выдает запрос на размер внутреннего и внешнего диаметров, а так же запрашивает положение центра кольца.

Диалог имеет следующий вид:

Specify inside diameter of donut <0.5000>: Specify outside diameter of donut <1.0000>: Specify center of donut or <exit>:   Укажите внутренний диаметр кольца <0.5000>: Укажите наружный диаметр кольца <1.0000>: Укажите центр кольца

Наши рекомендации