Организация работы по программе

Образовательная программа

по предмету логопедическая коррекция

для 2 класса

3 ч. в неделю

105 час. в год

Общая характеристика программы

План составлен соответствии с Федеральным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант), утвержденным приказом Министерства образования Российской федерации от 10.04.2002 года, № 29/2065-п. и на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Просвещение»,2003 год под редакцией В.В. Воронковой, учебного плана ГБС(К)ОУ «Русско-Акташская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида», положения о рабочей программе РАСКШИ VIII вида.

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

- нарушения звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- несформированность связной речи;

- выраженная дислексия;

- дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов С(К)ОШИ VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Цели и задачи программы

Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Задачи:

1.Создать условия, для формирования правильного звукопроизношения исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся и общей координации движений мелкой моторики.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся РАС(К)ШИ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20-30 минут. На индивидуальные занятия - 15-20 минут.

Занятия с каждой группой проводятся:

1-4 классы- 3 раза в неделю;

5-6классы- 2 раза в неделю.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4-7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения

В структуру занятия входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

УТВЕРЖДАЮ: Директор РАСКОШИ ___________ Моисеев В.Ф. «_22__» ______08____ 2014 г. СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР ___________ Атаманова О.М. «_22__» _____08_____ 2014 г. РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 1 от «__21_» ____08_______2014 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроков логопедическая коррекция Предмет
    Классы 2
Учитель Тютюгина Лилия Владимировна
     

Количество часов на второе полугодие

Всего часов; в неделю 3 часа в классе    
Плановых контрольных уроков часов  
Административных контрольных уроков часов  
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) Указать документ
                         

общеобразовательных учреждений 8 вида 0-4 классы. Москва

из-ва «Просвещение», 2010.

  Учебник «Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», В.В. Воронкова, И.В.Коломыткина, Москва «Просвещение». Название, автор, издательство, год издания

Чтение 2 кл. С.Ю. Ильина, Спб.т «Просвещение», 2011.

Дополнительная литература «Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей»/ Название, автор, издательство, год издания

Е.С. Анищенкова. – М. : АСТ: Астрель. 2008.

«Логопедическая азбука»/Н.М. Сергина, Т.С.Кот. – М.: АСТ: Астрель,2008.

Наши рекомендации