Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3].

Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3].

Система счисления - совокупность приемов и правил для установления однозначного соответствия между любым числом и его представлением в виде некоторой совокупности знаков (символов). Запись числа в некоторой системе счисления называют кодом числа.

Кратко число записывается следующим образом:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.1)

где Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - количественный эквивалент числа ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru );

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - цифры из множества, с помощью которых можно представить число ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru );

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - целая часть числа;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - дробная часть числа.

Отдельную позицию в изображении числа принято называть разрядом, а номер позиции - номером разряда. Число разрядов в записи числа называется разрядностью и совпадает с его длиной.

В техническом аспекте длина числа интерпретируется как длина разрядной сетки.

Если алфавит имеет Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru различных значений, то разряд ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) в числе рассматривается как ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru -ичная) цифра, которой может быть присвоено каждое из Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru значений. Каждой цифре ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) числа ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) однозначно соответствует ее количественный (числовой) эквивалент - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru )).

Количественный эквивалент числа - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), заданного в определенной системе счисления, является некоторой функцией числовых эквивалентов всех его цифр, т.е.:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.2)

где Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - количественный эквивалент числа ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru );

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru – максимальный количественный (числовой) эквивалент цифры числа ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), находящийся в крайнем левом разряде;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru – минимальный количественный (числовой) эквивалент цифры числа ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), находящийся в крайнем правом разряде;

Тогда при любой конечной разрядной сетке Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) будет принимать в зависимости от количественных эквивалентов отдельных разрядов значения от Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru до Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru .

Диапазон представления ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) чисел в данной системе счисления - это интервал числовой оси, заключенный между максимальными и минимальными числами, представленными заданной разрядностью ( длинной разрядной сетки):

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.3)

где Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - диапазон представимых чисел в определенной системе счисления;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - максимальный количественный эквивалент числа Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru по основанию Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - минимальный количественный эквивалент числа Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru по основанию Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru .

Исходя из вышесказанного графически число можно представить как показано на рис. 1.1.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru

Рисунок 1.1 - Графическое представление числа

Любая система счисления, предназначенная для практического использования в компьютерной системе, должна обеспечивать: возможность представления любого числа в заданном диапазоне чисел; однозначность представления; краткость и простоту записи чисел; легкость овладения системой, а также простоту и удобство оперирования ею.

Задача перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую позиционную систему счисления является одной из главных при изучении дисциплины “Основы компьютерных вычислений”. Ее можно сформулировать следующим образом: требуется перевести некоторое число ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), записанное в позиционной системе счисления с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), в такую же позиционную систему счисления, имеющую основание ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ).

Другими словами: по изображению операнда ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) в системе счисления с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) найти изображение ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) того же операнда в системе с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ).

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.4)

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.5)

Существуют 2 группы методов перевода: табличные и расчетные.

В простейшем случае в памяти компьютерной системы хранится таблица соответствия между всеми числами в системах счисления с основаниями ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) и ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), а сама процедура перевода сводится к обращению к этой таблице. Плюс табличных методов перевода заключается в высокой скорости перевода. Минус табличных методов перевода заключается в том, что размеры такой таблицы и, следовательно, занимаемый ею объем памяти, часто оказываются технически неприемлемыми. Поэтому с целью уменьшения занимаемого объема памяти в ней хранят только таблицы соответствия цифр заданных систем счисления и весов их разрядов. Перевод чисел осуществляется путем обращения к этим таблицам и выполнения операций умножения и сложения в соответствии с выражением для Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru . Если, например, числа в системе с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) представлены ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - разрядами), то по первому варианту размерность таблицы, сохраняемой в памяти, определяется ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) строками, а по второму варианту - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) строками.

В общем виде решение задачи перевода можно представить как нахождение коэффициентов ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) нового ряда, изображающего число в новой системе счисления с новым основанием. Все действия должны выполняться по правилам исходной арифметики. После нахождения максимальной степени основания проверяют «вхождение» в заданное число всех степеней нового основания, меньших максимального. Каждая из отмеченных степеней может входить в ряд не более ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) раз, что определяется условием:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.6)

где Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - цифры из Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - го множества системы счисления;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - основание Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - системы счисления.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.7)

где Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - цифры из Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - го множества системы счисления;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - основание Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - системы счисления.

Для перевода операнда ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) в систему с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) необходимо записать ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) в форме для вычисления количественного эквивалента, далее заменить цифры ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) и основания ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) их эквивалентами ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) в системе с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), а потом вычислить полученное выражение по правилам арифметики в системе счисления с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ). Этот алгоритм удобно использовать в случае, когда ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), причем ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) соответствует системе счисления, где просто и "привычно" выполняются операции сложения и умножения (например, десятичной системе). Для упрощения вычислений используют схему Горнера (1.8), в соответствии с которой формула для Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru преобразуется путем многократного вынесения за скобки:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.8)

где Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - цифра в целой части числа;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - цифра в дробной части числа;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - основание системы счисления.

Отсюда видно, что для получения целой части числа необходимо выполнить ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) шагов вычислений, а для получения дробной - ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) шагов вычислений. Таким образом вышеописанный алгоритм, состоит из двух алгоритмов, а именно: перевода целого числа, выполняемого в соответствии с рекуррентной формулой (1.9):

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.9)

где Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - целая часть исходного числа в системе счисления с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru );

И перевода дробей по рекуррентной формуле (1.10):

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.10)

где Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - дробная часть исходного числа в системе с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ).

Рассмотренный алгоритм не имеет каких-либо теоретических ограничений на область своего применения. Однако при переводе целых чисел в системы с "непривычными" основаниями, особенно в случае ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), использование этого алгоритма связано с весьма громоздкими вычислениями.

Поэтому на практике применяется следующий алгоритм перевода целых чисел и правильных дробей (например из десятичной системы счисления в недесятичную систему счисления) при условии когда Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru (исключением является перевод в 16-и ричную систему счисления). Целое число ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) запишем в системе с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) с использованием схемы Горнера (1.8):

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru .

Правую часть выражения разделим на величину основания ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ). В результате получим первый остаток ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) и целую часть:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru .

Разделив целую часть на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), найдем второй остаток( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ). Повторяя процесс деления Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru раз, получим последнее целое частное, которое, по условию, меньше основания системы счисления ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) и является старшей цифрой числа, представленного в системе с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ).

Алгоритм перевода целых чисел из одной позиционной системы счисления (десятичной) в другую позиционную систему счисления (недесятичную) можно сформулировать следующим образом: операнд ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) необходимо делить на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) по правилам целочисленного деления в исходной системе с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) до получения остатка. Если частное от такого деления не нуль, то далее частное рассматривается как делимое и процесс деления на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) продолжают. Как только очередное частное станет равным нулю, процесс деления прекращают.

Остаток, полученный при первом делении на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), представляет собой цифру результата с весом ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), остаток от второго деления - цифру результата с весом ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) и т.д. Последний остаток ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru )является старшей цифрой результата.

При переводе чисел из недесятичной системы счисления в десятичную систему счисления, ввиду ее непривычности для человека выполнение в ней арифметических действий значительно затруднено.

В этом случае для преобразования чисел необходимо воспользоваться формулой (1.11):

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.11)

где Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - количественный эквивалент числа ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru );

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - цифра, Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - основание системы счисления;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - количество разрядов в целой части числа слева от запятой;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - количество разрядов в дробной части числа справа от запятой;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - позиция цифры в числе.

Тогда можно сказать, что Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru - это весовой коэффициент т.е. (основание системы счисления возведенное в степень позиции цифры в числе).

Перевод чисел из не десятичной системы счисления в недесятичную систему счисления и основания систем счисления кратны степени двойки.

Если необходимо перевести число из восьмеричной системы счисления в шестнадцатиричную систему счисления, необходим промежуточный перевод через двоичную систему счисления.

Алгоритм перевода состоит из двух шагов:

- шаг 1 - из восьмеричной системы счисления перевести в двоичную систему счисления. Каждая цифра восьмиричного числа переводится отдельно в двоичную систему счисления. Достаточно объединить цифры двоичного числа в группы по столько цифр, каков показатель степени, т.к. перевод осуществляется из восьмеричной системы счисления, то группы будут содержать три цифры ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), такая группа называется триадой;

- шаг 2 - из двоичной системы счисления перевести в шестнадцатиричную систему счисления. Двоичное число разбивается на группы которые содержат четыре цифры ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), такая группа называется тетрадой.

В целой части числа группировка производится справа налево, в дробной части числа – слева направо. Если в последней группе (тетраде) недостает цифр, то дописываются нули: в целой части числа – слева, в дробной части числа – справа. Затем каждая группа заменяется соответствующей цифрой новой системы счисления.

Перевод чисел из недесятичной системы счисления в недесятичную систему счисления и основания систем счисления не кратны степени двойки.

Если необходимо перевести число из пятиричной системы счисления в троичную систему счисления, необходим промежуточный перевод через десятичную систему счисления.

Алгоритм перевода состоит из двух шагов:

- шаг 1 - из пятиричной системы счисления перевести в десятичную систему счисления. Перевод осуществляется согласно формулы (1.11);

- шаг 2 - из десятичной системы счисления перевести в троичную систему счисления. Операнд ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) необходимо делить на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) по правилам целочисленного деления в исходной системе с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) до получения остатка. Если частное от такого деления не нуль, то далее частное рассматривается как делимое и процесс деления на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) продолжают. Как только очередное частное станет равным нулю, процесс деления прекращают.

При переводе из десятичной системы счисления в двоично-десятичную систему счисления подразумевают, что двоично-десятичная система счисления представляет собой систему с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), цифры которой закодированы в виде четырехразрядных двоичных чисел (тетрад), либо с естественным порядком весов ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), либо с искусственным порядком весов. Каждая цифра десятичного числа переводится отдельно в двоично-десятичную систему счисления.

Двоично-десятичное число разбивается на группы которые содержат четыре цифры ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ). Такая группа называется тетрадой. В целой части числа группировка производится справа налево, в дробной части числа – слева направо. Если в последней группе (тетраде) недостает цифр, то дописываются нули: в целой части числа – слева, в дробной части числа – справа.

Затем каждая группа заменяется соответствующей цифрой новой системы счисления.

Для перевода правильной дроби из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления можно сформулировать следующее правило.

Пусть исходное число ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), записанное в системе счисления с помощью цифр ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), имеет вид:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.12)

Тогда число ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) в новой системе счисления с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), будет иметь вид:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.13)

Переписав по схеме Горнера, получим:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru , (1.14)

Если правую часть выражения умножить на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), то найдем новую неправильную дробь, в целой части которой будет цифра ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ).

Умножив оставшуюся дробную часть на величину основания ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), получим дробь, в целой части которой будет ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ).

Повторяя процедуру умножения ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) раз, найдем все ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) цифр числа в новой системе счисления.

Все действия выполняются по правилам ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) - арифметики, и в правой части получающихся дробей будут проявляться эквиваленты цифр новой системы счисления, записанные в исходной системе счисления.

Алгоритм перевода правильной дроби из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления можно сформулировать следующим образом: дробь, которая соответствует операнду ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ), умножают на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) по правилам умножения в системе с основанием ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ). В полученном произведении отделяют целую часть, которая может быть равна нулю, а дробную часть снова умножают на ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) с последующим отделением целой части.

Эти операции повторяют либо до получения нулевой дробной части произведения, либо до получения необходимого количества разрядов числа ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ). Старшая цифра результата перевода (то есть, первая после запятой) совпадает с первой отделенной целой частью, вторая цифра результата - со второй отделенной целой частью и т.д.

Если при переводе правильной дроби из одной позиционной системы счисления в другую при последовательном умножении на основание новой системы счисления ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) цифры последнего произведения равняется нулю, то процесс умножения заканчивается, либо когда появляется период, то в этом случае говорят - «приблизительно равно». Правильная дробь в новой системе счисления записывается из целых частей произведений, получающихся при последовательном умножении, причем первая целая часть будет старшей цифрой новой дроби. Если при переводе правильной дроби из одной позиционной системы счисления в другую позиционную систему счисления при последовательном умножении на основание новой системы счисления ( Методические указания по организации самостоятельной работы студентов. Выучить разделы дисциплины, связанные с системами счисления, классификацией систем счисления [1,2,3]. - student2.ru ) цифры последнего произведения равняются нулю, то процесс умножения заканчивается, либо процесс умножения заканчивается, когда появляется период. В этом случае говорят - «приблизительно равно».

Для перевода неправильной десятичной дроби в двоичную систему счисления необходимо отдельно перевести целую часть числа и отдельно дробную часть числа.

Для перевода неправильной дроби записанной в восьмеричной (шестнадцатеричной) системе счисления в двоичную систему счисления необходимо каждую цифру исходного числа записать в виде эквивалентного ей трехбитного (четырехбитного) двоичного числа.

Для перевода неправильной дроби из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления необходимо найти сумму произведений двоичных цифр неправильной двоичной дроби умноженных на основание системы счисления, возведенную в степень позиции цифры в числе.

Все рассмотренные алгоритмы предназначены для программного перевода чисел. Известно также множество алгоритмов перевода, ориентированных на реализацию их аппаратными средствами. Однако изучать такие алгоритмы целесообразно вместе с изучением компьютерных аппаратных средств.

Контрольные вопросы

1. Опишите алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в недесятичную систему счисления.

2. Опишите алгоритм перевода целых чисел из недесятичной системы счисления в десятичную систему счисления.

3. Опишите алгоритм перевода целых чисел из недесятичной системы счисления в недесятичную систему счисления при условии, что основания систем счисления кратны степени двойки.

4. Опишите алгоритм перевода чисел из недесятичной системы счисления в недесятичную систему счисления при условии, что основания систем счисления не кратны степени двойки.

5. Опишите алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в двоично-десятичную систему счисления.

6. Опишите алгоритм перевода правильной дроби из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

7. Опишите алгоритм перевода неправильной десятичной дроби в двоичную систему счисления.

8. Опишите алгоритм перевода неправильной дроби, записанной в восьмеричной (шестнадцатеричной) системе счисления, в двоичную систему счисления.

9. Опишите алгоритм перевода неправильной дроби из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.

Наши рекомендации