Оценка пользовательского интерфейса информационной системы
Оценка субъективной удовлетворенности пользователя интерфейсом программного продукта
Количество измеряемых показателей при оценке пользовательского интерфейса, как правило, сводится к пяти базовым характеристикам.
1. Скорость работы пользователя.
2. Ошибки.
3. Обучаемость навыкам работы с системой
4. Сохранение навыков работы с системой.
5. Субъективная удовлетворенность пользователя
Существует два возможных направления действий при измерении субъективной удовлетворенности пользователя:
1) спросить респондента о том, насколько интерфейс кажется ему удовлетворительным;
2) наблюдать за поведением респондента, подсчитывая количество и знак проявленных пользовательских реакций в процессе работы с системой, чтобы на основе этого определить, нравится или не нравится ему интерфейс.
Анкетирование 1
Порядок проведения опроса следующий:
1) респонденту дается лист бумаги с набором случайно подобранных эмоционально окрашенных прилагательных (частью имеющих позитивную окраску, частью – негативную);
2) респонденту предлагается подчеркнуть слова, которые, на его взгляд, применимы к продукту;
3) после того, как анкета заполнена, подсчитывается разница между числом негативных и позитивных терминов.
При опросе используется следующий набор прилагательных:
Устаревший – Эффективный – Неудобный – Замусоренный – Тусклый – Яркий – Чистый – Прямой – Ясный – Непоследовательный – Неуправляемый – Привлекательный – Стандартный – Управляемый – Хороший – Интуитивный – Веселый – Любительский – Неэффективный – Опасный – Скучный – Радостный – Безопасный – Жесткий – Раздражающий – Треугольный – Комфортабельный – Холодный – Умный – Бесполезный – Халтурный – Теплый – Светлый – Последовательный – Загадочный – Качественный – Интересный – Ненадежный – Гибкий – Красивый – Некрасивый – Непривлекательный – Полезный – Глупый – Запутанный – Удобный – Понятный – Непредсказуемый – Тяжелый – Современный – Легкий – Дружественный – Нестандартный – Плохой – Надежный – Сложный – Простой – Темный – Профессиональный – Медленный – Круглый – Печальный – Недружественный – Предсказуемый – Непонятный – Быстрый – Головоломный – Грустный.
Результат опроса: разность между положительными и отрицательными характеристиками оценки данной системы респондентами. Оценка проводилась студентом, выполнившим расчетно-графическую работу, и тремя респондентами, являющимися пользователями программы. Результат анализа анкетирования представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ результатов анкетирования 1
Респонденты | Респондент 1 | Респондент 2 | Респондент 3 | Студент |
Ассоциации | Устаревший Эффективный Чистый Прямой Ясный Стандартный Хороший Последовательный Удобный Легкий Надежный Простой Предсказуемый | Устаревший Стандартный Управляемый Полезный Удобный Понятный | ||
Результат |
Анкетирование 2
Данная анкета не используется без адаптации под конкретный проект. Часть ее вопросов может быть неактуальной для продукта или же вопросы следует переформулировать. Анкета представляет собой таблицу (табл. 2) с вопросами, для каждого из которых респондент может выбрать один из пяти вариантов ответа.
Таблица 2
Анкета для оценки субъективной удовлетворенности пользователя
Вопросы/шкала | -2 | -1 | +1 | +2 | |||
Процедура поиска проста | Нет | Да | |||||
Система способна делать все, что мне нужно и даже больше | Нет | Да | |||||
Система работает достаточно быстро | Нет | Да | |||||
Мне нравится внешний вид интерфейса | Нет | Да | |||||
Я чувствую, что если я лучше изучу систему, то смогу делать в ней вещи, о которых сейчас даже и не подозреваю | Нет | Да | |||||
Систему можно легко настроить под мои нужды | Нет | да | |||||
Начать работу было легко; я не столкнулся с существенными трудностями | Нет | Да | |||||
Всякий раз, когда я ошибался, я с легкостью замечал и исправлял свою ошибку | Нет | да | |||||
Я доволен своей скоростью работы | Нет | Да | |||||
В любой момент времени я понимал, что должен сделать дальше | нет | Да | |||||
Во время работы я чувствовал себя вполне уверенно | нет | да |
Результаты представляют собой сумму баллов, которым респондент оценил показатель. Данная сумма и является сравниваемым значением. Оценка проводилась студентом, выполнившим расчетно-графическую работу, и тремя респондентами, являющимися пользователями программы. Результат анализа анкетирования представлен в таблице 3.
Таблица 3
Оценка результатов анкетирования 2
Вопросы/шкала | Респондент 1 | Респондент 2 | Респондент 3 | Студент |
Процедура поиска проста | -2 | |||
Система способна делать все, что мне нужно и даже больше | -1 | -2 | ||
Система работает достаточно быстро | ||||
Мне нравится внешний вид интерфейса | -1 | |||
Я чувствую, что если я лучше изучу систему, то смогу делать в ней вещи, о которых сейчас даже и не подозреваю | -2 | -2 | -1 | |
Систему можно легко настроить под мои нужды | -2 | |||
Начать работу было легко; я не столкнулся с существенными трудностями | ||||
Всякий раз, когда я ошибался, я с легкостью замечал и исправлял свою ошибку | -1 | |||
Я доволен своей скоростью работы | ||||
В любой момент времени я понимал, что должен сделать дальше | ||||
Во время работы я чувствовал себя вполне уверенно | ||||
Результат анкетирования |