Операции отношения и логические операции

Больше или равно   >=  
Больше   >  
Меньше или равно   <=  
Меньше   <  
Равно   ==  
Неравно   !=  
Логическое «и»   &&  
Логическое «или»   ||  
Отрицание «не»   !  

Логическое значение «ложь» представляется целым нулевым значением, а значение «истина» представляется любым ненулевым значением

Выражения, связанные логическими операциями && и ||, вычисляются слева направо, причем вычисление значения выражения прекращается сразу же, как только становится ясно, будет ли результат истинен или ложен.

Старшинство операции && выше, чем у операции ||.

Программа 86

#include<stdio.h>

main()

(

int x, у, z;

x=l; y=l; z=0; x=x&&y||z; printf("%d\n",x);

x=x|| !y&&z; printf("%d\n",x) ;

x=y=l; z=x++-l; printf("%d\n",x);printf("%d\n",z) ;

z+=-x++ + ++y; printf("%d\n",x) ; printf("%d\n",z);

z=x/++x; printf("%d\n",x); printf("%d\n",z) ;

}

Результат выполнения программы: 1 1 2 0 3 0 4 1

Битовые операции

Битовое «и» Битовое «или» Битовое исключающее «или» Сдвиг влево Сдвиг вправо Инверсия битов (унарная операция) & | ~ « » \ ~  

Программа 87

#include<stdio.h>

main()

(

int у, х, z, k;

x=03; y=02; z=01; k=x|y&z; printf("%d\n",k) ;

k=x|y&~z; printf("%d\n",k) ;

k=x^y&~z; printf("%d\n",k) ;

k=x&y&&z; printf("%d\n",k) ;

x=l; y=-l;

k=!x|x; printf("%d\n",k) ;

k=-x|x; printf("%d\n",k) ;

k=x^x; printf("%d\n",k) ;

x<<=3; printf("%d\n",x);

y<<=3; printf("%d\n",y);

y>>=3; printf("%d\n",y);

}

После выполнения программы получаем следующие результаты:

3 3 1 1 1 -1 0 8 -8 8 1 9 1

Выражения. Конструкции, включающие константы (литералы), переменные, знаки операции, скобки для управления порядком выполнения операций, обращения к функциям, называют выражениями.

Если в выражениях встречаются операнды различных типов,то они преобразуются к общему типу в соответствии с определенными правилами:

• переменные типа char интерпретируются как целые без знака (unsigned);

• переменные типа short автоматически преобразуются в int; если одиниз операндов имеет тип unsigned, то другой (другие) также преобразуется к типу unsigned и результат имеет тип unsigned;

• если один из операндов имеет тип int, то другой (другие) также преобразуется ктипу int и результат имеет тип int;

• если один из операндов имеет тип char, то другой (другие) также преобразуется к типу char и результат имеет тип char;

• во время операции присваивания значение правой части преобразуется к типу левой части, который и становится типом результата;

• в процессе преобразования int в char лишние старшие 8 бит просто отбрасываются. Кроме того, существует возможность точно указывать требуемый тип данных, к которому необходимо привести некоторую величину (в скобках перед этой величиной). Скобки и имя типа вместе образуют операцию, называемую приведением типов.

Например: z=(int)x+(int)y;

ОПЕРАТОРЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА

Операторы служат основными строительными блоками программы. В языке Си указанием на наличие оператора служит символ «точка с запятой», стоящий в конце него.

Операторы состоят из выражений. Выражение представляет собой объединение операций и операндов. Операндом называется то, над чем выполняется операция.

Оператор присваивания

Общий вид оператора присваивания <Имя> = <Выражение>;

Пример: int x, у, а;

х=5;

у=х*2+7;

а=у/4;

Переменные получают значения: х=5, у=17, а=4.

В языке Си разрешается включать присваивания в выражения, т. е. присваивание может рассматриваться как операция с учетом старшинства и влияния скобок.

Пример: а=(у=(х=5)*2+7)/4.

В результате переменная х получает значение 5, причем это значение участвует в дальнейших вычислениях. Затем выполняется умножение (5*2), сложение (10+7) и еще одно присваивание (у=17). Переменная у получает значение 17, после чего производится деление (17/4), результат которого присваивается переменной а.

В языке Си для компактной записи операторов присваивания имеются специальные операции

+=_=*= /= %= Так, следующие две записи на языке Си эквивалентны: i = i+2 и i+=2.

Пример:

int x,y;

х=у=5;

х+=2; /* х увеличить на 2, результат х=7 */ у- =3; /* у уменьшить на 3. результат у=2 "7 х*=у; /* х умножить на у, результат х=14 */ .- х/=++у; /* разделить х на увеличенный у; результат у=3,х= 12/3 */

Операция присваивания сама по себе имеет значение (равное значению выражения, стоящего справа от знака "=") и может входить в выражения.

Оператор if/else

Общий вид оператора:

If(<выражение>) <оператор1>

else <оператор2>;

Здесь часть "else <оператор2>" является необязательной, можно применять и одиночный оператор

If(<выражение>) <оператор1>;

Вначале вычисляется значение выражения. Оператор выполняется, если значение выражения истинно. Если выражение ложно (его значение равно нулю), и если есть часть с else, то выполняется оператор2.

Программа 88 (нахождение наибольшего из двух целых чисел а и b)

#include <stdio.h>

main( )

{

int a,b;

printf("Введите первое число -"); scanf("%d", &a) ;

printf("Введите второе число - "); scanf("%d", &b) ;

if (a==b)

printf("Заданные числа равны.\n");

else

if (a>b)

printf("Первое число больше второго.");

else printf("Второе число больше первого.");

}

При программировании требуется аккуратно различать знаки = и ==, потому что в ряде случаев компилятор не сможет обнаружить ошибки, связанной с неправильным использованием знаков этих операций, что приведет к неверным результатам.

В качестве оператора! может стоять любой оператор, в частности, снова оператор if/else. При этом может возникнуть неоднозначность, если во вложенной последовательности операторов if/else часть else опускается. Else всегда соответствует ближайшему предыдущему if, не содержащему else.

Например, в конструкции

if(n>0)

if(a>b) z=a;

else z=b;

else относится к внутреннему if. Если требуется отнести else к внешнему if, то необходимо использовать фигурныескобки:

if(n>0)

{

if(a>b) z=a;

} else z=b;

Часто приходится осуществлять выбор более чем из двух вариантов. Чтобы учесть это, конструкция if/else расширяется конструкцией else/if. Распространенный способ выбора по значению из нескольких вариантов:

If (<выражение1>) <оператор1>

else if <выражение2>) <оператор2>

else if (<выражение3>) <оператор3>

else <oпepaтop>;

Выражения просматриваются последовательно сверху вниз; как только какое-то выражение становится истинным, выполняется следующий за ним оператор, и на этом вся цепочка заканчивается. Последняя часть else,как и раньше, может быть опущена.

В языке Си имеется компактный способ записи одного из видов оператора if/else. Он называется «условным выражением» или «тернарной операцией». Такое выражение выглядит в общем виде так:

В1?В2:ВЗ

Сначала вычисляется значение выражения В1. Если оно отлично от нуля (истинно), то вычисляется значение выражения В2, которое и становится значением условного выражения. В противном случае вычисляется значение выражения ВЗ, и оно становится значением условного выражения.

Условное выражение удобно использовать в тех случаях, когда имеется некоторая переменная, которой можно присвоить одно из двух возможных значений. Типичными примерами являются присваивание переменной значения большей из двух величин:

max = (a>b)?a:b;

и нахождение абсолютногозначения числа:

х = (у<0)?-у : у;

Наши рекомендации